ЧРД, а не могли бы Вы перечислить эти черты? Может тут-то и зарыт ключ вопроса о том, кочевники ли манчжуры?
Алтаика, а как бы Вы прокомментировали это предположение Селектора?
Обычное оседлое скотоводство - табуны и стада были не очень велики, паслись в удобных местах, на зиму подкармливались сеном и зерном. С монголами и торговали на зерно и ремесленные изделия. даже война 1618 г. началась с формальной мести за разорение минскими войсками маньчжурских селений в Чайхэ, Саньча и Фуани ("5-я обида Нурхаци" из списка "7 обид Нурхаци"), куда Мины послали солдат "снять урожай с полей" (Мины считали, что маньчжуры распахали эти земли незаконно, у Нурхаци было иное мнение).
Первичный ареал расселения маньчжуров - лесистая и гористая местность, т.е. они были земледельцами и ремесленниками, скотоводами и охотниками, но не кочевниками. Кроме того, жили они в городах (например, предки Нурхаци назывались "Нинггута бэйлэ", т.е. "6 князей", от 6 принадлежавших им городков, располагавшихся в долине Хэтуала), занимались земледелием и ремеслами. Маньчжурскую карту 1635 г. цепляю, пардон за жуткое качество - другой не было.
Описание долины было дано еще в 1880 г. Дж. Россом:
Долина Хэтуалы простирается с запада на восток на 7 миль с уклоном на юго-восток, наиболее широкая она в восточной части - около 2 миль. Это самая большая долина среди окрестных гор. Другие долины, к северу, югу и востоку от нее - узкие и представляют собой только ложа для потоков воды среди склонов холмов.
Сам Нурхаци начинал с 13 друзьями и соратниками, собранными из разных городков - можно представить себе плотность населения региона и талант Нурхаци, уже к 1626 г. распоряжавшегося десятками тысяч воинов!
Общего у маньчжур с монголами - это четко выраженное противопоставление себя китайцам и корейцам (к этому аппелировал Нурхаци в письмах к Лигдан-хану), некоторая общность в костюме (хотя традиционный "монгольский"
дээл с
энгэром - это требование маньчжуров, монголы до них носили халат
лавшиг), письменность (до 1599 г.), умение ездить верхом и сражаться с коня (но это еще и цзиньские чжурчжэни умели, про которых даже в бреду никто не скаждет, что они были кочевниками). Еще был вариант "лингвистический", но последним ученым, серьезно поддерживавшим его, был ойратский Зая Пандита Намкайджамцо
Кочевали только тунгусо-маньчжурские народы Забайкалья, но они вошли в состав хамниган (забайкальских эвенков, сейчс сильно ассимилированных бурятами) а не маньчжуров. В их консолидации значительную роль сыграла деятельность русских властей, давших карт-бланш Гантимуру и Катанаю собирать отдельные роды и племена под свою власть. Если в 1667 г. Гантимур бежал с сыном и 40 воинами к русским, то в 1675 г. он уже мог выставить 300 воинов, а в 1692 г. его сын выставлял по требованию русских властей уже 3000 воинов. Естественным приростом это не объяснить - только механическим объединением племен.
Кстати, у нанайцев рода Бельды-Гэкэкэ есть родовое предание, с котором они говорят, что пока шли к Амуру из Забайкалья на конях, то назывались они солон, а как коней потеряли, по Амуру расселились - стали нанай. Это произошло в XVI в. - уже к 1630-м годам маньчжуры четко фиксируют солонов на Амуре.