Прежде всего меня интересует, есть ли где-нибудь в электронном виде свод законов династии Цин?
Если и есть (в чем сомневаюсь) - то только на китайском.
Основные положения цинского законодательства пересказал Н.Я. Бичурин. Его "Статистическое описание Китайской Империи" и "Китай в гражданском и нравственном отношении" можно поискать в книжных магазинах.
Почему Цины, проживая на территории страны, с огромной береговой линией не имели как такового военного флота?
Вот что писал Бичурин по данному поводу:
Флот.
Для морских войск содержатся:
1. Морские военные суда, коих считается:
В Шен-цзин — 10
— Шань-дунь — 12
— Цзян-нань — 158
— Фу-цзянь — 267
— Чже-цзянь — 315
— Гуан-дун — 156
____________________
Всего — 961
2. Речные военные суда, коих считается:
В Цзян-нань — 417
— Цзян-си — 49
— Фу-цзянь — 155
— Чже-цзян — 117
— Ху-бэй — 86
— Ху-нань — 30
— Гуан-дан — 275
Всего — 1.929
Было ли у них какое-нибудь ведомство по типу нашей внешней разведки?
Появление структурированных спецслужб - это даже в Европе явление позднее (вторая половина XIX века, как правило). Специальных служб не было и внешние данные собирались "попутно" дипломатами, а также при помощи опросов местного населения и прибывающих посольств/торговцев.
Какое у правящих маньчжуров было в целом отношение к Китаю? Как к своей увеличившейся родине или как к колонии? В некоторых источниках написано, что лучшие земли на севере Китая были приписаны к императорскому двору. Тут возникает следующие вопросы. Почему они лучшие? Это связано как-то с рельефом, климатом или еще чем-то?
После переселения за Стену маньчжуры в самой Маньчжурии сильно уменьшились в числе, несмотря на инкорпорацию многих родственных племен в период с 1644 по 1853 год (в принципе, сунгарийских нанайцев пытались инкорпорировать уже в 1882 г.). Основным ареалом расселения маньчжуров в застенном Китае была провинция Чжили и город Пекин. В некоторых провинциях стояли небольшие знаменные гарнизоны, но их было очень мало. Вторым по численности регионом, после Чжили, где относительно компактно проживали маньчжуры и родственные народы, был Синьцзян.
Отношение к Китаю у маньчжур было как к добыче - понятия "родина", "патриотизм" и т.д. в европейском понимании появляются на Дальнем Востоке поздно. Это связано как с иной политической культурой, так и особенностями национального менталитета.
А земли, которые оставались в прямом владении императорского рода, были лучшими в самой Маньчжурии, а не во всем Китае абсолютно - это все же лесные и гористые места, зона рискованного земледелия. Они охранялись от переселения туда других народов с 1668 по 1868 (вторая дата - могу на пару лет плюс-минус ошибиться).
Также в некоторых источниках написано, что жителям севера Китая маньчжуры доверяли, а южанам не очень, дескать те больше сопротивлялись.Если это так, то почему южане больше сопротивлялись? Или же это опять же относится больше не к политике, а к географии страны, ведь маньчжуры начали завоевывать Китай с севера и соответственно все наиболее патриотичные китайцы отодвигались к югу?
Они не доверяли никому. Просто северяне охотнее пошли на союз в Цинами по причине тяжелой внутриполитической обстановки, нежели южане, которых война Ли Цзычэна мало затронула. Поэтому северяне были лояльнее.
А южанам было что терять - уже к концу династии Мин экономическое превосходство Юга над Севером стало очевидным. Правда, и там сопротивление было странным - патриоты успешно воевали между собой, устанавливая власть того или иного марионеточного императора из потомков Минской династии, а когда Коксинга начал "Великий Северный поход" (1659), то уже основная часть разрозненных сил патриотов была разбита и уничтожена. Причем, преимущественно, войсками, состоявшими из этнических китайцев.
И еще возникает такой вопрос. Маньчжуры, китайцы, монголы долгое время жили по соседству друг с другом, периодически воюя или же просто передвигаясь по территории соседних стран. Неужели, как пишется в некоторых источниках, на самом деле китайцы были такие просвещенные, а те же маньчжуры серые? Или же их культуры не особо-то и отличались?
Сопоставление культур однозначно показывает, что в отношении как материальной, так и духовной культуры китайцы опережали соседей. Но своя культура имелась и у маньчжуров, и у малых народностей Северо-Востока.
После переселения в Китай маньчжуры по естественным причинам подверглись сильнейшей китаизации, что даже давало основания некоторым ученым утверждать, что маньчжуры исчезли, как нация. Тем не менее, это не так - и в наши дни остались маньчжуры, проживающие компактными группами, да к тому же есть даже районы, где преобладающим разговорным языком остается маньчжурский (таки очень мало - в основном, это немногочисленные села в Дунбэе).
И вот по поводу дани, вассалитета, кто главней и т.д. Такие отношения строились только между государствами в данном регионе? Или внутри самих государств существовала подобная схема, когда "главы регионов" присылали определенную дань центру, а дальше уж там сами как хотели, так и рвали?
В принципе, вассалитет делился на реальный и мнимый. Например, Халха-Монголия - более, чем реальный вассалитет. Или Вьетнам - очень даже номинальный.
А по поводу структуры власти в империи - лояльность провинций центру определялась силой центральной власти. Некие общие законы имелись, происходила ротация кадров по имперским нормам, взимались установленные налоги, военные действия между провинциями не велись, но когда власть ослабла - в войне с Францией 1884-1885 годов Север не поддержал Юг (проще говоря, Ли Хунчжан утопил клан Цзэнов), а в войне с Японией 1894-1895 годов южные провинции совершенно не поддержали северные (южане пототпили Ли Хунчжана), в 1898-1901 годах разные провинции вели самостоятельную политику в отношении боксеров и держав, а в первой конституции Китайской Республики (1922?) прямо было сказано, что провинциям запрещается воевать друг с другом.