Только что опубликовано в инете. Привожу со ссылкой...
"РОССИЙСКО-ЯПОНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 2005 ГОДА: ПОТЕНЦИАЛ ОГРОМЕН, ПЕРСПЕКТИВЫ
ТУМАННЫ
(Окончание. Начало см. в E-mail бюллетене "Окно в Японию" # 07 от 13 февраля
2005 г., а также на сайте
http://russia-japan.nm.ru)
Визит в начале февраля с.г. отечественных "мудрецов" в Японию показал, что
никакой внятной позиции у них по территориальному вопросу не существует.
Япония публично говорит о своих требованиях - "возращении" ей "четырех"
островов, - а российская сторона предстала в роли туристов Страны
восходящего солнца, приехавших туда приятно провести время вместе с женами.
Короче, Япония - про "северные территории", Россия - про "золото Колчака",
японские инвестиции и строительство высотных домов в Москве... Отечественный
политический туризм заменил дипломатию, а дипломатия балансирует на грани
политического хамства.
По данным опроса, проводимого ежегодно в Японии под руководством МИДа
Японии, интерес к России у японцев упал: среди опрошенных японцев дружеские
чувства к России в 2003 году испытывали 20%, тогда как в 2004 году - 16,3%
(опрос проводился в октябре 2004 года). И это не удивительно. Япония четко
понимает свои стратегические интересы и тратит значительные средства для
создания своего позитивного образа за границей. В России есть Информационный
отдел посольства Японии, действует Японский фонд, открыты 7 Японских центров
в 6-и городах России. Россия ничего подобного в Японии не имеет. У России
вообще нет стратегии и, похоже, даже понимания того, что нужно вкладывать
деньги в пропаганду отечественной культуры и русского языка в собственной
стране и за рубежом.
То, что не делается во благо России, делается во вред России. И если власть
создает структуры для решения тех или иных задач, то бездействие этих
структур дискредитирует данную власть. Вряд ли найдется хоть один серьезный
отечественный политик, который не понимает, что заключение мирного договора
с Японией с окончательным урегулированием территориального спора вполне
соответствует национальным интересам России. А дискуссия может идти только о
взаимоприемлемых условиях, необходимых для его заключения. Конечные цели
японской стороны хорошо понятны в Японии и неоднократно озвучивались перед
российской стороной. А что мы знаем о стратегической позиции России по
территориальному вопросу? На каких условиях Россия готова выйти на
подписание мирного договора с Японией?
Даже из выступлений президента В.В. Путина понять что-либо нормальному
человеку крайне сложно. Чего стоит его высказывание на пресс-конференции 23
декабря 2004 года по поводу Декларации 1956 года: "Там сказано о том, что
Советский Союз готов передать два острова. Не сказано, на каких условиях
передать, когда передать и чей суверенитет распространяется на эти
территории". Пора бы, наверно, российской власти ответить хотя бы самой себе
на эти вопросы. Неужели специалисты из МИДа России не могут
проконсультировать президента по этой теме? И что значит "чей суверенитет"?
Разумеется, сегодня это суверенитет России, а после подписания мирного
договора это суверенитет Японии, в Декларации 1956 года об этом сказано
однозначно. Возможно, президент спутал Декларацию 1956 года с
Сан-Францисским мирным договором 1951 года, в котором действительно не
указано, кому переходят ныне "спорные" острова.
К сожалению, в настоящее время в России нет ни одной общественной
организации, которая могла бы занять четкую конструктивную позицию по
проблеме мирного договора с Японией и пропагандировать эту позицию как в
самой России, где много стихийных сторонников тезисов, выработанных еще
идеологами "холодной войны", так и в Японии, где позиция "либо четыре
острова, либо ничего" приводит и будет приводить к закономерному результату
"ничего". Заключение мирного договора на основе Декларации 1956 года кажется
единственно возможным путем решения территориальной проблемы, однако ни
российская, ни японская общественность эту возможность сейчас не
поддерживают. Только кропотливая профессиональная работа в этом направлении
способна вывести переговорный процесс из тупика, но пока никто не желает
этим вопросом заниматься всерьез. Кто-то ждет появления "нового поколения
политиков", которые способны "взглянуть на российско-японские отношения
другими глазами". Это удобная позиция современных функционеров для имитации
своей деятельности и маскировки собственной некомпетентности. Но если
"старое поколение" расписалось в неспособности решать сложные проблемы, то,
может быть, пора найти в себе мужество и освободить место для "нового
поколения"? Выросшие из эпохи социализма отечественные общественные
организации генетически боятся поднимать политические вопросы.
Многочисленные же новоявленные структуры более прагматичны и ориентированы
на развитие двухстороннего бизнеса, а не на полемику по поводу склочной
территориальной проблемы. Созданные политиками для бутафорских целей
Российский комитет XXI века и Совет мудрецов уже продемонстрировали свою
несостоятельность в вопросах формирования общественного мнения по
территориальному вопросу. Вероятно, "тяжелое наследие прошлого" вполне
соответствует интересам, нет, не России, а ныне процветающей партбюрократии,
которая сама является существенной частью этого "тяжелого наследия".
Анализ сомнительной деятельности созданных российскими властями указанных
организаций с неизбежностью подталкивает и к другим неприятным обобщениям.
Крайне грустно сознавать то, что задуманная президентом Общественная палата,
не имеющая конституционных полномочий, может оказаться в конечном итоге
такой же профанацией и бутафорией для "вертикали власти", которая без
демократического флёра выглядит так же неприлично голо, как шест на подиуме
без танцовщиц.
Свистопляска в связи с возможным приездом президента В.В. Путина в Японию в
честь 150-летия установления дипломатических отношений между Россией и
Японией началась (после саммита на о. Си-Айленд 9 июня 2004 года) со слухов
о его визите 7 февраля (в Японии это еще и День "северных территорий").
Потом оказалось, что сначала в феврале состоится заседание
российско-японского Совета мудрецов, а в марте в Японию поедет глава МИД
С.В. Лавров, которые подготовят почву для визита президента. На высшем
уровне говорится о том, что визит будет зависеть от пакета документов,
который должен быть подписан сторонами. Как будто дата "150 лет" не является
самодостаточной для визита. Не является ли такая "дипломатия" проявлением
очередного неуважения к истории и народам двух стран?
Возможно, что президент В.В. Путин все-таки посетит Японию с официальным
визитом, побывает на выставке ЭКСПО-2005, в российской части экспозиции
сфотографируется на фоне костей мамонта, позволит бросить себя на татами
какой-нибудь боевой дзюдоистке. Можно с уверенностью сказать, что визит
будет красиво обставлен (сакура, сакэ, суси, очередной черный пояс и т.д. и
т.п.), о нем будет написано много репортажей и аналитических статей, но
подвижек в решении ключевой между странами территориальной проблемы уже
никто не ожидает. А значит, что перманентный "туман" в российско-японских
отношениях если и не сгустится, то уж точно не рассеется. Каковы у власти
политики в России и Японии, таковы и российско-японские отношения. Таков
будет и 2005 год. Олег Казаков"
http://russia-japan.nm.ru/