Да, все замечательно. Вполне действенные противодействия Один вопрос: сколько эта борьба с ветряными мельницами жрет ресурса и нервов?
Это накладные расходы бизнеса. Взятки такие же накладные расходы. Только в случае первых - они перекраивают рынок к большей прозрачности и уменьшению "накладняка", в случае второй в сторону меньшей прозрачности и увеличения "накладняка".
Умудряюсь жить в белую. Пошлина ноль. В текущем заказе потащил до кучи товар с 15%-ной пошлиной вместе с нулевым. Его всего-то было 10 кубов у задней стенки одного из ящиков. Но мы же белые. Подались в таможню 11 января, выпуска ждем 3 недели. Основание? Осмотр. Не досмотр, а какой-то там "осмотр". Двери откроет, сфотает и дальше пойдет. Ессна, на осмотр к этому гинекологу очередь с декабря еще: обладатели зеленых пижамок имели от Вовика 10 дней законных выходных. Когда-то один из них дойдет по площадке до моих хайкьюбов? Нет ни у кого разумного обоснования — нахрена оно им? Новый год = новые разнарядки на оттраханных и опущенных... Не, я герой буду реально, если в другой раз еще захочу 15% пошлины козлам заплатить...
Кто еще чего с этим не понял — могу привести цитаты из объяснений по ситуации директора ф-ла логистической фирмы (очень интеллигентная и вменяемая барышня). Но предупреждаю: цензурных слов там маловато будет. Она же оплатит простой, созданный пижамками на ровном месте. А кто оплатит мне упущенную выгоду от недореализации? Сезон-то уходит, а на складе ветер... А теперь — гвоздь программы: придет по результатам квартала налоговая, и таки спросит за упавшие платежи с упавших оборотов, да?.. Что ж, браво Вовику&Ко. Поборол, поборол...
Разделяя, что это неправильная организация дела, тем не менее здесь у меня два комментария, оба можете засчитать "как забеление чёрного", впрочем я это воспринимаю больше "понять в совокупности".
Первый.
1. все эти задержки, сроки, накладные, простои, упущенная прибыль - на самом деле есть увеличение затрат на импорт, которые вполне счётны. Условно говоря они дают 5% сверху 15% пошлины. В этом локальной ситуации они конкурируют наверное с "серой схемой" или со "взяткой за ускорение". В серой схеме 10% пошлины 5% взятки, в схеме взятки за ускорение 3% сверху пошлин + риск попасться (считается как необходимые средства для срочного выезда на длительное лечение :-) или "взятка" за отмыв. Вы про это говорите? см. п.2.
2. в целом признайте, что это ухудшение условий импорта и на уровне макроэкономики - увеличение протекционизма внутреннего рынка - вполне в духе всех заявлений текущей группировки государства. Ведь регулирование импорта/экспорта это НЕ только пошлины - это проблемность процедур их прохождения, это необходимость сертифицирования, лицензирования и соответствия техическим/эколог/сантиарным/безопасности требованиям, штрафы за нарушения (особенно если нарушения системные, т.е. постоянные при прохождении этих всех соответствий).
Более прозрачная схема - % пошлины, а всё остальное быстро, просто.
Второй комментарий. Есть такая мат. теория очередей. Как оптимизировать затраты на выравнивание нагрузки и минимизировать персонал? Управлять длиной очереди имея её ВСЕГДА. Посмотрите на макдональдц - там ВСЕГДА очереди, там нет простаивающего персонала, его всегда чуть меньше чем нужно для без очереди. Вопрос в готовности к ожиданию клиента, стоимости затрат на простаивающий персонал и убытки от "уходящих" клиентов. А для таможни см. п.1. - их текущая задача, мне кажется, увеличить издержки импорта + они и сами кормятся на этих очередях. А желающих импортировать, в стране валюта на импорт которой обеспечена экспортом нефти - меньше не становится.
Как системно изменить эту ситуацию?
Вот например по направлению услуг гражданам - прорабатывается модель - многофункц.центров - где выравнивание нагрузки предполагается (впрочем не делается) за счёт оптимизации загрузки специалистов по разным направлениям. Т.е. на примере налоговой - окно 1 раньше прием на регистрацию предприятий, а окно 2 только на выдачу результатов, окно 3 на прием 2-НДФЛ. В результате где-то постоянно густо, а где-то пусто. Перенаправляя потоки в окна можно оптимизировать длину "очереди".
А например как можно оптимизировать длину очереди в таможне, если все ломятся под новый год и в основном распродают остатки после нового года, без привлечения дополнительных сотрудников? Переносить очередь на после нового года. Т.е. по человечески неправильно, по сути логично.