У Энгельса в Анти-Дьюринге, про религию лучше (стр. 328-330, Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 20):
"Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражение, в котором земные силы принимают форму неземных. В начале истории объектами этого отражения являются прежде всего силы природы, которые при дальнейшей эволюции проходят у различных нардоов через самые разнообразные и пестрые олицетворения. ... Но вскоре, наряду с силами природы, вступают в дейсвтвие также и общественные силы, - силы, которые противостоят человеку в качестве столь же чуждых и первоначально столь же необъяснимых для него, как и силы природы, и подобно последним господствуют над ним с той же кажущейся естественной необходимостью. ...
Когда общество, взяв во владение всю совокупность средств производства и планомерно управляя ими, освобдит этим путем себя и всех своих членов от того рабства, в котором ныне их держат ими же самими произведенные, но противостоящие им, в качестве непреодолимой чуждой силы, средства производства, каогда. следовательно, человек будет не только предполагать, но и располагать, - лишь тогда исчезнет последняя чуждая сила, которая до сих еще отражается в религии, а вместе с тем исчезнет и само религиожное отражение, по той простой прчине, что тогда уже нечего будет отражать. ... Религия умрет своей естественной смертью."
Неплохо у Кропоткина в Анархии
"Тайные общества колдунов, вызывателей дождя, шаманов, а позднее ассирийских и египетских жрецов, а еще позднее христианских священников всегда стремились убедить людей, что «мир погряз в грехе»; что только благодетельное вмешательство шамана, колдуна, святого или священника мешает силе зла овладетль человеком."
или еще
"Церковь имеет своей целью удержать народ в умственном рабстве. Цель государства – держать его в полуголодном состоянии, в экономическом рабстве."
А еще важно Ленинское
"Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могeт быть примирены."
Стремясь к социализму, мы убеждены, что он будет перерастать в коммунизм, а в связи с этим будет исчезать всякая надобность в насилии над людьми вообще, в подчинении одного человека другому, одной части населения другой его части, ибо люди привыкнут к соблюдению элементарных условий общественности без насилия и без подчинения.
последнее есть суть отмирание государства.
Foreigner, только ваше мнение/вопрос не понятны, про сращивание религии, бизнеса и государства? Его никогда раздельного и не было - это все социальные инструменты подавления, добавьте сюда силовиков и образование как инструмент поддержки и основные формы вы охватите.
Ответ на уровне политики государства, например опыт СССР, показал противоречивость попыток построения мощного государства и свободного индивида, подтвердив изречение из записок "Книга правителя области Шан", Гунсунь Яна (Шан Яна) - "Когда народ слаб - государство сильное, когда государство сильное - народ слаб. Поэтому государство, идущее истинным путем, стремится ослабить народ."
К сожалению реально действенным к настоящему моменту оказался опыт гуманистов 20-го века - индивидуальное просвещение и работа каждого над собой и своей личностью.
Ну а возможность решения этого главно противоречия современной цивилизации наметилась только в начале 21-м веке, когда роль государств как игрока на рынке власти, стала существенно слабеть, и уже существуют преценденты уступок не только крупным транснациональным корпорациям, но и социальным движениям, а также укрепление их силовых способов достижения целей. Это дает надежду на формирования разноплановых социальных иниститутов в будущем, средством конкурентоспособности которых будет, не мощь эксплуатации и подавления своих сторонников (граждан для гос-ва, паствы для религии), а наоборот их творческое развитие и просвещение.
Пока наиболее успешные реализации этого разными способами на уронве государства, видны Европе: Англия(индивидуальная ответственность), Швеция (социальная). Занимателен способ США, но их идея заложенная основателями в 50-х годах 19-века, опошлилась прилично. Опыт СССР, к сожалению утерян. Некоторый баланс видент в Японии, но там уж очень много они работают, за независимость на старости и некоторое альтернативность методов раскрепощения в личной жизни в среднем возрасте. Познавателен опыт стран в теплом климате - Греции, Италии или ОАЭ и Кувейта, они дают другую модель - но неконкурентоспособную в долгосрочном плане.