Автор Тема: Реформа образования в РФ (ЕГЭ и т.п.)  (Прочитано 239251 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Irene

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3242
  • Карма: 139
  • Пол: Женский
    • Притяжение
Re: Реформа образования в РФ (ЕГЭ и т.п.)
« Ответ #650 : 31 Мая 2012 18:20:02 »
Ну сейчас по Вашей логике эта связка есть, но доктора табунами бегут на Запад.


Где нашлась связка, там и находят свое применение открытия, достижения. Не нашлась у нас, нашлась где-то, туда и едут.

Но сейчас это уже не паническое бегство, как было в 90-х. Вот когда были по-настоящему большие «табуны». Только среди знакомых мне людей я с десяток уехавших могу насчитать. Молодых и не молодых ученых. И так по всей стране.


Я душой Матерьялист, но протестует разум.

Оффлайн ScatterSand

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 858
  • Карма: 76
  • Пол: Мужской
Re: Реформа образования в РФ (ЕГЭ и т.п.)
« Ответ #651 : 05 Июня 2012 17:11:40 »
Речь только о том, что есть вещи, которые интересны для изучения в одной местности и не интересны в другой. И подобные вещи должны обладать неким приоритетом в сравнении с остальными.
Я думаю, что будет более правильно говорить, что есть вещи, которые более интересны одним ученикам и менее интересны другим. Например, если ученик из сельской школы хочет быть биологом или переводчиком, то ему не интересно изучать устройство сельскохозяйственной техники, хотя, наверное, в городе таких учеников несколько больше, чем в сельской местности. Или, например, если ученик из городской школы хочет стать лесником или фермером, то ему не очень интересно изучать иностранный язык, хотя в деревне таких учеников будет, наверное, больше.

Цитировать
Именно об этом я и говорю. Наличие стандартной программы ничего не гарантирует. Раз никаких гарантий нет, то какой смысл цепляться за стандартную программу? Пусть школы обучают тому, чему они могут обучать. Пусть попытаются давать те знания, которые дети смогут использовать в своей повседневной жизни.
Смысл стандартной программы в том, что её наличие значительно упрощает жизнь для учеников и учителей. Именно и для той, и для другой стороны. Если ученик вместе с родителями переехал из одного города в другой, или из города в село, или из села в город, то при наличии стандартной программы ему не нужно будет лихорадочно осваивать курс чего-го, что входит в программу за прошедшие один-два-три года и уже освоено другими учениками. И не нужно будет жалеть, что он потратил время на какой-то предмет, который на новом месте не преподаётся, и, следовательно, скоро забудется.
И если учитель переехал жить из одного места в другое, то ему не нужно будет тратить время на перекраивание известной ему программы обучения под требования на новом месте. Он просто сразу сможет приступить к своей работе. А если его взяли на работу, чтобы в середине года заменить другого учителя, то для учеников его готовность сразу приступить к работе будет полезна.

Цитировать
Ах, ну конечно. Как же я забыл про "умение думать".  Только вот "уметь думать" это ещё более расплывчатое понятие, чем "минимальный набор". И как только учитель может умудриться научить тому, не зная чему?
Я думаю, что невозможно специально научить школьника способности размышлять. Эта способность появляется бессознательно, просто в ходе процесса обучения, в ходе активного усвоения разнообразных знаний.

Цитировать
Самое смешное, что Вы повторили мои же слова о том, что все ученики разные. А раз ученики разные, значит единая программа для них не имеет смысла. И это вполне логично. Не так ли?
Цитировать
Что Вас здесь не устраивает? То, что не будет единого и обязательного для всех набора предметов? Но ведь Вы сами говорите, что ученики разные, а значит и предметы будут усвоены совершенно по-разному. Зачем тогда одинаковые предметы?
Ну, вот выше я ответил, чем, по моему мнению хороша стандартная программа.
https://www.facebook.com/alexander.papuga.7     https://vk.com/id63164585
"Всякий ведь знает, что тырить лучше всего на пожаре да на переезде" (Борис Акунин. Любовник смерти)

Оффлайн ScatterSand

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 858
  • Карма: 76
  • Пол: Мужской
Re: Реформа образования в РФ (ЕГЭ и т.п.)
« Ответ #652 : 05 Июня 2012 17:19:02 »
Так что весь этот спор сводится к чисто философскому вопросу, что лучше, иметь возможность думать и решать, или же стоять в строю и выполнять команды.
Нередко именно с практической точки зрения лучше стоять в строю и выполнять команды. Потому что в жизни нередко бывают ситуации, когда люди придерживаются разных точек зрения и действуют по-разному не потому, что один понимает что-то лучше, а другой понимает хуже, а только потому, что одному нравится такое решение проблемы, а другому - другое. Нравятся разные решения просто так, хотя они одинаково хороши. И тут нужно или монетку кинуть, или выбрать начальника, который своею волею поведёт людей в каком-то одном направлении, и они не будут шататься на месте.
Такому начальнику следует помнить поговорку: "Лучшее - враг хорошего!" ;D.
https://www.facebook.com/alexander.papuga.7     https://vk.com/id63164585
"Всякий ведь знает, что тырить лучше всего на пожаре да на переезде" (Борис Акунин. Любовник смерти)

Оффлайн v_andal

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3578
  • Карма: 86
  • Пол: Мужской
    • рассуждения дилетанта
Re: Реформа образования в РФ (ЕГЭ и т.п.)
« Ответ #653 : 05 Июня 2012 18:45:43 »
Цитировать
Ну, вот выше я ответил, чем, по моему мнению хороша стандартная программа.

По-моему, Ваша аргументация хромает. К примеру

Цитировать
учитель переехал жить из одного места в другое, то ему не нужно будет тратить время на перекраивание известной ему программы обучения под требования на новом месте.

Учитель обучает какому-то "предмету". "Программа" в данном контексте это "набор предметов". Так что если учитель обучал математике, то он и в другом месте тоже будет обучать математике. Если же он обучал "земледелию", то в городе он просто не найдёт себе работы. Заметьте, при нынешней "стандартной" программе, человек могущий научить земледелию вообще не имеет шанса стать учителем (по крайней мере в школе)

Ученику конечно проще в случае переезда. Он не окажется перед новым набором предметов, но по этому поводу ниже :)

Цитировать
Я думаю, что будет более правильно говорить, что есть вещи, которые более интересны одним ученикам и менее интересны другим

Это-то понятно. Но мы ведь говорим не только о том, что интересно ученику, но и о том, что интересно сообществу людей к которому этот ученик со временем присоединится. Если сельчане не имеют возможности научить своих детей знаниям полезным в селе, значит вероятность что эти дети присоединятся к их работе весьма мала.

Впрочем, всё это не принципиально. В реальности мы спорим не о стандартном наборе предметов или его отсутствии. Как Вы сами упомянули сейчас уже существуют "факультативы", по крайней мере на бумаге. Весь вопрос в том, какая доля времени (и финансирования) достаётся обязательным предметам, а какая "факультативным". И у "стандарта" и у "свободного выбора" есть и плюсы и минусы, значит и то и другое должно существовать на равных. Перекос в ту или иную сторону влечёт проблемы.
Не сотвори себе кумира

Оффлайн Укенг

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3564
  • Карма: 221
  • Пол: Мужской
    • East Asia Morning Post
Re: Реформа образования в РФ (ЕГЭ и т.п.)
« Ответ #654 : 05 Июня 2012 21:14:15 »
Проблема переезда, мне кажется, естественна и в ней ничего плохого нет. И сейчас тракторист, если переедет в город, работать по специальности не сможет. А металлург или преподаватель философии не сможет, переехав в деревню. Поэтому они при переезде осознают, что лучше переезжать туда, где их профессия востребована, либо готовиться к переквалификации, или к работе не тебующей квалификации.
А что касается учеников, тут, конечно, сложнее. Не хочется ограничивать возможности детей. Поэтому ряд базовых дисциплин конечно должен быть одинаков (математика, физика, литература, ин.яз.), а ряд - соответствовать местным условиям. Мне кажется, примерно 50х50.
Приглашаю всех, кому интересна Восточная Азия:
                  East Asia Morning Post

Оффлайн ScatterSand

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 858
  • Карма: 76
  • Пол: Мужской
Re: Реформа образования в РФ (ЕГЭ и т.п.)
« Ответ #655 : 06 Июня 2012 00:33:28 »
Учитель обучает какому-то "предмету". "Программа" в данном контексте это "набор предметов". Так что если учитель обучал математике, то он и в другом месте тоже будет обучать математике.
Хорошо, я неверно выразился. Учитель преподаёт какой-либо предмет, но по всей стране есть определённая программа для преподавания этого предмета. Если в разных местах по стране программа преподавания, скажем, математики будет очень сильно различаться, то для учителя возникнет проблема при смене работы приспосабливаться к программе в новой местности. Ладно, допустим, что это будет для него совсем несложно, то есть он по ходу дела начнёт что-то пропускать в известной ему программе, а лишние часы занимать самостоятельными работами.
А вот для учеников всё будет гораздо хуже. Во-первых, примерно в половине случаев будет похоже на ситуацию, когда ученики из школ постсоветского пространства приезжают в США на ПМЖ и удивляются, как мало ученики в США подготовлены, например, в математике. Или наоборот, при переезде в другую местность придётся интенсивно догонять местных в изучении других предметов. Если вообще получится догнать при воображаемой данной конкретной разнице.
А ещё, во-вторых, как определить, на кого ориентировать список вопросов, которые входят в программу поступающих в вузы, как определять сложность этих вопросов, если в разных местах страны будет разная программа обучения?

Цитировать
Если же он обучал "земледелию", то в городе он просто не найдёт себе работы. Заметьте, при нынешней "стандартной" программе, человек могущий научить земледелию вообще не имеет шанса стать учителем (по крайней мере в школе).
Вот правильно, это тоже большой минус! Много ли людей захотят стать школьными учителями земледелия, если они будут ясно понимать, что они никогда не смогут расчитывать на работу по своей специальности в городе (без серьёзной и длительной переподготовки, по крайней мере)??
Однако, возможно, можно было бы в пединститутах давать студентам параллельно специальности, например, "учитель биологии в школе" и "учитель земледелия в школе".

Цитировать
Это-то понятно. Но мы ведь говорим не только о том, что интересно ученику, но и о том, что интересно сообществу людей, к которому этот ученик со временем присоединится. Если сельчане не имеют возможности научить своих детей знаниям, полезным в селе, значит, вероятность, что эти дети присоединятся к их работе, весьма мала.
Я думаю, что знания не определяют то, чем захочет заниматься человек, когда закончит школу. То есть можно преподавать земледелие так, что ученикам будет очень интересно его изучать и легко запоминать, но процент тех, кто захочет именно это знание применять в своей работе, не станет намного больше. То есть если дети сельчан захотят заниматься сельскохозяйственной деятельностью, то они в любом случае останутся в селе независимо от того, что им преподавали. А если не захотят, то какой смысл преподавать им то, что может пригодится только в селе.
А вот основы многих специальностей и наук, на протяжении, скажем, одной-двух четвертей, было бы, ИМХО, неплохо преподавать. Как сажать и выращивать наиболее распространённые с/х культуры, как что-то ремонтировать, как электронное письмо набрать на компьютере и отправить и т.д. Всё это просто для общего развития и улучшения приспособленности к современному миру.
https://www.facebook.com/alexander.papuga.7     https://vk.com/id63164585
"Всякий ведь знает, что тырить лучше всего на пожаре да на переезде" (Борис Акунин. Любовник смерти)

Оффлайн v_andal

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3578
  • Карма: 86
  • Пол: Мужской
    • рассуждения дилетанта
Re: Реформа образования в РФ (ЕГЭ и т.п.)
« Ответ #656 : 06 Июня 2012 02:53:12 »
Цитировать
А ещё, во-вторых, как определить, на кого ориентировать список вопросов, которые входят в программу поступающих в вузы, как определять сложность этих вопросов, если в разных местах страны будет разная программа обучения?

Простите, но ВУЗ прекрасно знает люди с какими знаниями нужны. Всё что нужно, это чёткие требования к абитуриентам, а дальше уж дело абитуриентов решать, где и как приобрести знания. Вступительные экзамены решат, кто сумел лучше. Мы уже говорили об этом раньше. Какие бы одинаковые предметы не предлагались, в реальности всё упирается и в квалификацию учителя и в материальную базу школы. А учитывая многообразие профессионального обучения, нынешняя зауженная программа вообще оставляет многие постшкольные учебные заведения без сколь бы то ни было знающих студентов. Расширить же единую программу уже невозможно, она и так по швам расползается. Туда уже напихано под завязку.

Впрочем, этого разговора вообще бы не было, если бы кому-то действительно были интересны знающие люди. Вся система образования строится вокруг получения корочек, отсюда ЕГЭ, отсюда засилие стандартов, отсюда взятки за зачёты и экзамены. Знания не нужны, поэтому то, как они даются не играет роли. Так получить некое удовольствие порассуждав о том, что было бы разумнее.
Не сотвори себе кумира

Оффлайн Maxim (老马)

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 188
  • Карма: 3
  • Пол: Мужской
Re: Реформа образования в РФ (ЕГЭ и т.п.)
« Ответ #657 : 06 Июня 2012 04:32:11 »
Расширить же единую программу уже невозможно, она и так по швам расползается. Туда уже напихано под завязку.

Решение здесь есть. Нужно делать блок обязательных дисциплин (стремясь к их минимализму), а также блок дисциплин по выбору. Это и сейчас есть в вузовских стандартах. Однако... список дисциплин по выбору, во-первых, ограничен учебным планам (и потому студент не может выбрать дисциплину, которая читается в вузе по другой программе), а во-вторых (что особенно свойственно не очень хорошим вузам), выбор дисциплин осуществляется не студентом, в руководством (ну опять же, экономия ресурсов и т.п.). Так что много зависит от реализации идеи (о чем вы раньше в дискуссии отмечали).

Оффлайн labirintodont

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 110
  • Карма: 7
  • Пол: Мужской
Re: Реформа образования в РФ (ЕГЭ и т.п.)
« Ответ #658 : 06 Июня 2012 11:04:08 »
Перлы из сочинений ЕГЭ 2012 по истории. Найдено на просторах... 
——————————————————————————————————————————
ЕГЭ-история, 2012 год - об Иване Грозном

«При Иване Грозном впервые на Руси начались митинги протеста»
 (обращаю внимание, что еще год назад такая фраза была бы невозможна, это к вопросу о влиянии современности на «образы истории»);
 
«Из-за опричнины повысился рост смерти»;
 
«Иван Грозный уехал в Александровскую слободу, обидевшись, когда узнал, что бояре стучат на царя»;
 
«Люди начали подозревать, что монарх злой, это позже выльется в Смуте»;
 
«Иван Грозный учредил строгий отбор конюхов, поваров и другой рабочей силы»;
 
«При Иване происходило искоренение инакомыслия путем коррупции»
 (очень круто, надо будет обдумать при случае);
 
«Иван Грозный – первый царь в истории, которому надоел его народ»
 (это очень концептуально! понимаю царя);
 
«Иван Грозный убил многих влиятельных бизнесменов, мешавших ему управлять государством»;
 
ЕГЭ-история, 2012 год - об Екатерине II

«Смысл жалованной грамоты дворянству заключался в том, что дворяне могли жаловаться на крестьян, а крестьяне жаловаться не могли»;
 
«Екатерина была умна, красива и стремилась к прекрасному»;
 
«При Екатерине II людей не пытали бутылками из-под шампанского»
 (ШЕДЕВР!);
 
«Екатерина подтвердила манифест о верности дворянства»;
 
«Екатерина II была удостоена Александром I звания «бабушки России»»;
 
«При Екатерине II страна покрылась университетами»;
 
«Екатерина II захотела взять в мужья Петра III, но он не хотел жениться так рано и на женщине старше себя. За это она его убила»
 (не во всем хороша, получается, была Екатерина II);
 
«Екатерина II продала Курильские острова Японии»;
 
«Меняла фаворитов как колготки»;
 
«Екатерина осуществляла политику просвещенного насилия»
 
ЕГЭ-история, 2012 год - о декабристах, их восстании и их женах

«Царь Александр неожиданно скончался в Таганроге от воспаления мозгов»;
 
«Восстание началось из-за того, что Константин отрекся от престола, так как был монахом и моногамен»;
 
«На Сенатской площади в 1825 году взволновались декабристы»;
 
«Восстание декабристов на Сельской площади в Петербурге»;
 
«Николай разогнал восстание декабристов»;
 
«Жену декабриста можно было, во-первых, лишить звания, во-вторых, оскорбить, в третьих, изнасиловать»;
 
«Самая известная из жен декабристов – Анна Ахматова. Она оставила воспоминания в стихах о поездке в Сибирь на каторгу в гости к мужу»;
 
«Жена декабриста следовала за своим мужем в Сибирь, продолжая с ним супружескую связь»;
 
ЕГЭ-история, 2012 год - советская история

«До коллективизации голодали по одиночке, после коллективизации голодали все вместе"
 (ну не супер ли?);
 
«Сталин сделал из людей роботов, привив им стадный инстинкт»;
 
«Большая часть жителей СССР была задействована в чернорабочей сфере»;
 
«В советских школах дети были как инкубаторы, у них все было одинаковое»;
 
«В 40 году по поручению Хрущева был убит Троцкий ледоколом в Мексике»;
 
«План Маршала это американский план захвата СССР;
 
«Советская власть могла заставить Запад дать нашим ученым и писателям Нобелевские премии»;
 
«Произошло освоение первой атомной бомбы»;
 
«В Карибский кризис усилилась утечка мозгов из СССР в США»
 (было написано «через Кубу», но было зачеркнуто);
 
«Людей обложили налогами и обложили идеологией»;
 
«В СССР те, кто не отправлялся в тяжелые лагеря ГУЛАГа, отправлялись в менее тяжелые пионерские лагеря»
 (ГЕНИАЛЬНО!)
 
«Врагов советской власти называли дивидентами. Дивидентское движение росло и ширилось»; 
 
ЕГЭ-история, 2012 год - Ельцин

«Борис Ельцин был первым президентом СССР. Он развалил страну, все распродал, все похерЯл. За развал СССР ему вручили нобелевскую премию»;
 
«Борис Ельцин создал партию «Единая Россия», которая и по сей день является самой влиятельной политической силой в России»;
 
«Ельцин это первый политический деспот демократической России»
 (круто!);
 
«Ельцин – первый президент СНГ»;
 
«Ельцин отменил 6 статью советской конституции, запрещавшую иметь большей одной политической партии на приусадебном участке»
 (это просто мегашедевр!);
 
«Берегите суверенитета, сколько хотите – вот был его жизненный девиз»;
 
«Ельцин осуществлял политику шаговой терапии»; 
 
ЕГЭ-история, 2012 год - Солженицын 

«Солженицын родился в начале двадцатого века. С юных лет он находился под контролем полиции за бунтарский характер»;   

«Солженицын был главным писателем-передвижником»;   

«Солженицына отправили в лагерь за рассказ «Один день Вани Денискина»;   

««Шмон», «борзой», «стукач» - этих слов нельзя было найти в орфографических словарях. Солженицын принес их в наш язык»;   

«Солженицын это автор романов «Архипелаг ГУЛАГ» и «Поднятая целина». Оба его романа отражают дух времени лучше, чем его рассказы»;   

«После высылки Солженицын продолжил свой лагерный путь в США»; 
 
ЕГЭ-история, 2012 год - о ликвидации неграмотности большевиками. 

«Надо было ликвидировать неграмотных»;
 
«Неграмотность ликвидировалась большевиками для того, чтобы просто стадо стало умным стадом»;
 
«Политика всеобщей грамотности преследовала цель наполнить бюджет. Грамотные люди покупали книги и газеты, и это наполняло бюджет СССР не меньше, чем покупка водки»;
 
«Грамотной женщине легче выйти замуж, легче родить ребенка. Грамотность способствовала решению демографических задач»;
 
«После раскулачивания крестьян в СССР практически не осталось грамотных людей. Стало понятно, что надо начинать ликбезы»;
 
«Большевики ликвидировали неграмотность для облегчения цензуры. Ведь как можно цензурировать неграмотность? Никак»; 
 
ЕГЭ-история, 2012 год - сборное (по разным темам) 

«Александр Невский окончательно разгромил Ливонский орден тамплиеров»;
«При правлении Ивана III Россия успешно развивалась. Это было связано с созданием Иваном III двуглавого орла»;
«Царя Николая I называли «палкой Европы»»;
«В семнадцатом веке случился соляной бунт и медийный бунт во главе со Степаном Разиным» (вам – журналисты!);
«Заключались футуристические браки между монархами» (эх, хорошо!);
«Петр I прорубил очко в Европу» (это невероятно мегаконцептуально!);
«Петр I открыл 4 окна в Европу» (фиг поймешь, что за конкретно окна имеется в виду).
«Большевики перешли на нелегальное положение и им пришлось вести свою пропаганду в основном среди нелегальных мигрантов»;
«В 1941 году даже интеллигенты сражались с интервентами» (это просто мегакруто!);
«Большой след оставил Александр Суворов в руководстве красноармейской армией в войне с французами под Бородино»;
«Ельцин выиграл выборы и вступил на престол президента в 1991 году» (обожаю эти «оговорки по политической культуре» - вступить на престол президента!). 
«Закончилось все, как обычно в России, беззакониями власти и недостатком продовольствия» (гениально и концептуально!);
all good children go to Heaven :)

Оффлайн Irene

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3242
  • Карма: 139
  • Пол: Женский
    • Притяжение
Re: Реформа образования в РФ (ЕГЭ и т.п.)
« Ответ #659 : 06 Июня 2012 14:31:39 »
Решение здесь есть. Нужно делать блок обязательных дисциплин (стремясь к их минимализму),

Зачем стремиться к минимализму? Вы уверены, что это правильно? Большинство предметов в этом блоке - базовые, без которых дальше можно не продолжать.

Цитировать
а также блок дисциплин по выбору. Это и сейчас есть в вузовских стандартах. Однако... список дисциплин по выбору, во-первых, ограничен учебным планам (и потому студент не может выбрать дисциплину, которая читается в вузе по другой программе),

И это естественно до тех пор, пока в дипломе прописывается специальность. Странно было бы обнаружить, что специалист с записью в дипломе "физика" слушал вместо предметов по своему направлению, например, по направлению дизайн или филология.   

Цитировать
а во-вторых (что особенно свойственно не очень хорошим вузам), выбор дисциплин осуществляется не студентом, в руководством (ну опять же, экономия ресурсов и т.п.). Так что много зависит от реализации идеи (о чем вы раньше в дискуссии отмечали).

Во-первых, это свойственно всем ВУЗам нашей страны, потому, что да - экономия. Никто не даст читать два курса вместо одного.
Более того, сейчас найдено еще одно решение экономии. Сливать лекционные потоки по предметам с похожими названиями. Например, "экономика" и "Экономическая теория". Вы пробовали читать лекции для 250-300 человек, да еще не особенно заинтересованных в предмете? Вот где пустой выхлоп.


Если что, v_andal про школы говорил. А вот там, действительно, расширить ничего не удастся. Только одно взамен другому.
Например, сейчас хотят обсудить замену предмета ОБЖ на НВП (помните, что это такое?)
Я душой Матерьялист, но протестует разум.

Оффлайн v_andal

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3578
  • Карма: 86
  • Пол: Мужской
    • рассуждения дилетанта
Re: Реформа образования в РФ (ЕГЭ и т.п.)
« Ответ #660 : 06 Июня 2012 15:14:19 »
Конечно, разговор не о ВУЗах, а о школе. В ВУЗе уже никаких "побочных" предметов не нужно. ВУЗ уже должен давать "специальность", а значит должен концентрироваться именно на ней. В общем-то это относится к любому послешкольному учебному заведению :)

Что касается школы, то как я уже говорил выше, мне тоже кажется что разбивка на "базовый" и "свободный", желательно в равных пропорциях, имеет смысл. Опять же, при условии, что мы хотим давать знания, а не корочки :)

Подумал, что надо уточнить. Под "свободным" я понимаю не выбранный учеником, а выбранный руководством школы. Понятно, что в идеале каждый ученик должен иметь возможность выбирать, но в реальности такое просто невозможно.
« Последнее редактирование: 06 Июня 2012 15:25:55 от v_andal »
Не сотвори себе кумира

Оффлайн ScatterSand

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 858
  • Карма: 76
  • Пол: Мужской
Re: Реформа образования в РФ (ЕГЭ и т.п.)
« Ответ #661 : 06 Июня 2012 16:52:39 »
Простите, но ВУЗ прекрасно знает люди с какими знаниями нужны. Всё что нужно, это чёткие требования к абитуриентам, а дальше уж дело абитуриентов решать, где и как приобрести знания. Вступительные экзамены решат, кто сумел лучше.
Однако если вносить изменения согласно Вашим идеям, то получится, что школьники из разных областей даже в идеале окажутся в неравных условиях при поступлении. Например, в местности M. было и есть 2 урока биологии в неделю. А в местности N. оставили 1 урок биологии в неделю, а 1 урок заняли другими предметами. И теперь получается, что если не учитывать возможность самоподготовки учеников дома, то ученики из местности N. на момент поступления в вуз (скажем, на биологический факультет) будут знать биологию в два раза хуже, чем ученики из местности M.

Что касается школы, то как я уже говорил выше, мне тоже кажется что разбивка на "базовый" и "свободный", желательно в равных пропорциях, имеет смысл. Опять же, при условии, что мы хотим давать знания, а не корочки :)

Подумал, что надо уточнить. Под "свободным" я понимаю не выбранный учеником, а выбранный руководством школы.
А какая польза будет ученику от того, что программа обучения в его школе будет составляться не в Министерстве образования, а прямо на месте в самой школе??

Цитировать
Понятно, что в идеале каждый ученик должен иметь возможность выбирать, но в реальности такое просто невозможно.
Ну, как-то, может быть, возможно. Допустим, в одно и то же время в старших классах урок географии и урок истории зарубежных стран. Запись на уроки проводится заранее, можно выбрать и посещать любой при условии, что всего на уроке будет не менее, чем сколько-то там учеников.
https://www.facebook.com/alexander.papuga.7     https://vk.com/id63164585
"Всякий ведь знает, что тырить лучше всего на пожаре да на переезде" (Борис Акунин. Любовник смерти)

Оффлайн v_andal

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3578
  • Карма: 86
  • Пол: Мужской
    • рассуждения дилетанта
Re: Реформа образования в РФ (ЕГЭ и т.п.)
« Ответ #662 : 06 Июня 2012 18:52:51 »
Однако если вносить изменения согласно Вашим идеям, то получится, что школьники из разных областей даже в идеале окажутся в неравных условиях при поступлении. Например, в местности M. было и есть 2 урока биологии в неделю. А в местности N. оставили 1 урок биологии в неделю, а 1 урок заняли другими предметами. И теперь получается, что если не учитывать возможность самоподготовки учеников дома, то ученики из местности N. на момент поступления в вуз (скажем, на биологический факультет) будут знать биологию в два раза хуже, чем ученики из местности M.

Ну да. Отсидел в два раза меньше часов значит знаешь в два раза хуже. Вам не кажется это через чур упрощенным?  ::)
Вы же сами прекрасно знаете, что отсидев одинаковое количество часов разные ученики будут иметь абсолютно разные знания. Для выравнивания шансов нужно не просто равное количество часов, но ещё и одинаковые мозги и одинаковых преподавателей. Сколько не изворачивайся с единой программой одинаковых шансов никогда не будет. Так что давайте уже перестанем говорить о шансах при единой программе.

Цитировать
А какая польза будет ученику от того, что программа обучения в его школе будет составляться не в Министерстве образования, а прямо на месте в самой школе??

Непосредственной пользы - никакой. Прежде всего это даст возможность школе вводить те предметы для которых есть хорошие учителя и опускать те, для которых учителей нет. Это даёт косвенную пользу, что с учениками будут работать хорошие учителя. Далее, должно быть очевидно, что нынешний набор предметов ориентирует на научную работу. Но научной работой способны заниматься едва ли 5 процентов учеников. Все остальные остаются за бортом. Быть выкинутым за борт весьма неприятно, знаете ли. Имея возможность ввести другой предмет школа может договорится с местным предприятием о финансовой помощи и обучении тому, чем занимаются родители учеников. По-моему, уметь делать то же, что родители приятнее, чем считать себя бездарью  :)

Цитировать
Ну, как-то, может быть, возможно. Допустим, в одно и то же время в старших классах урок географии и урок истории зарубежных стран. Запись на уроки проводится заранее, можно выбрать и посещать любой при условии, что всего на уроке будет не менее, чем сколько-то там учеников.

Но это же не вписывается в рамки единого набора предметов. А как же неравное количество часов проведённое на занятии каким-то предметом? :o  ;)

Конечно же, "как-то" это возможно. Но предложенный выбор всё-равно не будет достаточным для того чтобы удовлетворить всё разнообразие способностей и интересов. Ничего иного я сказать не хотел :)
Не сотвори себе кумира

Оффлайн Irene

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3242
  • Карма: 139
  • Пол: Женский
    • Притяжение
Re: Реформа образования в РФ (ЕГЭ и т.п.)
« Ответ #663 : 08 Июня 2012 06:24:53 »
Новый взгляд на систему образования

Цитировать
Предлагаем вам прослушать лекцию известного специалиста по образованию и лауреата премии Бенджамина Франклина сэра Кена Робинсона (Ken Robinson). Он полагает, что система образования в мире кардинально устарела: она руководствовалась принципом стандартизации и служила интересам индустриализации. Не зря школы устроены по принципу заводов - там даже есть звонки!

Очень перекликается с нашим обсуждением.
Я душой Матерьялист, но протестует разум.

Оффлайн Irene

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3242
  • Карма: 139
  • Пол: Женский
    • Притяжение
Re: Реформа образования в РФ (ЕГЭ и т.п.)
« Ответ #664 : 08 Июня 2012 12:58:15 »
И еще пара крайне интересных материалов. Сегодня много интересного обнаружилось в сети по теме образования. Видимо, сказывается марширующий по стране ЕГЭ.

1. Как стоит реагировать на то, что ЕГЭ списывают через сайт ВКонтакте? Означает ли это кризис существующей системы, и в каком направлении её стоит менять? Рассказывает социолог Борис Кагарлицкий.

http://www.russia.ru/video/diskurs_12115/

Совершенно здравые мысли. Но почему так не рассуждают в соответствующем ведомстве?
Я душой Матерьялист, но протестует разум.

Оффлайн Irene

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3242
  • Карма: 139
  • Пол: Женский
    • Притяжение
Re: Реформа образования в РФ (ЕГЭ и т.п.)
« Ответ #665 : 08 Июня 2012 13:05:42 »
2. Но чиновников в этом ведомстве другие мысли занимают.

Цитировать
Минобрнауки решило внедрить в школах систему антикризисного управления, так как, по данным специалистов ведомства, около четверти школ находятся в кризисном состоянии. Ведомство уже объявило конкурс на разработку, апробацию и внедрение «системно-деятельностного подхода к антикризисному управлению образовательными учреждениями и подготовке руководителей в области антикризисного управления на основе использования информационно-коммуникационных технологий». На разработку новой системы управления государство готово потратить 54,23 млн рублей. На разработку общего подхода к антикризисному управлению в школах выделено 30,69 млн рублей, а на разработку подхода к подготовке руководителей школ, имеющих антикризисные навыки, — еще 23,54 млн рублей.
...
Чтобы решить проблему — сократить разрыв между школами-лидерами и отстающими, — чиновники предлагают применить практику современного менеджмента к образовательному процессу. Использовать антикризисный менеджмент планируется не только в проблемных школах, но и в тех, где дела идут неплохо, «поскольку даже в самом успешном и стабильно действующем образовательном учреждении могут проявляться ситуации, характеризующие критическое состояние того или иного объекта управления».
...
Что касается практики, то разработчикам предстоит выпустить несколько готовых продуктов: два научно-методических пособия для руководителей школ, специальное программное обеспечение, которое поможет принимать верные решения и коммуницировать с руководством и коллегами. Кроме того, будут созданы два сайта, посвященные антикризисному управлению в школах. На них будет предусмотрена возможность интерактивного общения преподавателей и слушателей, проведения вебинаров, онлайн- и офлайн-консультаций, размещения учебных программ.


Читайте далее: http://www.izvestia.ru/news/526677#ixzz1xB738t5Z



Я душой Матерьялист, но протестует разум.

Оффлайн v_andal

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3578
  • Карма: 86
  • Пол: Мужской
    • рассуждения дилетанта
Re: Реформа образования в РФ (ЕГЭ и т.п.)
« Ответ #666 : 08 Июня 2012 15:00:29 »
Совершенно здравые мысли. Но почему так не рассуждают в соответствующем ведомстве?

А Вы полагаете, что если чиновники попытаются реализовать эти здравые мысли, то их все поблагодарят? Я например уверен, что чиновников продолжат оплёвывать, ну может быть плевать будут другие люди  :) Проблемы ведь не от чиновников. Проблемы от того, что все хотят разного. Заставить же всех хотеть одного и того же - ни у кого сил не хватит. Так и так придётся ждать пока люди более менее научаться уживаться друг с другом.
Не сотвори себе кумира

Оффлайн ScatterSand

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 858
  • Карма: 76
  • Пол: Мужской
Re: Реформа образования в РФ (ЕГЭ и т.п.)
« Ответ #667 : 09 Июня 2012 00:42:19 »
Ну да. Отсидел в два раза меньше часов значит знаешь в два раза хуже. Вам не кажется это через чур упрощенным?  ::)
Вы же сами прекрасно знаете, что отсидев одинаковое количество часов разные ученики будут иметь абсолютно разные знания. Для выравнивания шансов нужно не просто равное количество часов, но ещё и одинаковые мозги и одинаковых преподавателей. Сколько не изворачивайся с единой программой, одинаковых шансов никогда не будет.
(Я тут в тексте своего ответа среди слов "и именно это мне очень нравится" добавил совершенно необходимую частицу НЕ, которую я случайно пропустил, когда писал это сообщение. Теперь сказано: "и именно это мне очень НЕ нравится".)
Я, конечно, это понимаю. Всё это верно. Но сейчас это только суровая объективная реальность, которая бывает жестокой, грустной и так далее. И законы об образовании предполагают, что с нею следует бороться, делая её более мягкой и уютной. А Вы предлагаете узаконить суровость и несправедливость реального мира - и именно это мне очень не нравится. То есть согласно Вашим предложениям недостаток хороших учителей, низкое качество преподавания в отдельных школах, низкие способности учиться у отдельных детей (не недостаток желания, а недостаток именно способностей) станут отнюдь не досадными явлениями, с которыми обязательно следует бороться, а чем-то вполне допустимым в рамках новых законов и постановлений :(.
Цитировать
Далее, должно быть очевидно, что нынешний набор предметов ориентирует на научную работу.
Это совсем не очевидно. Только если школьник хочет быть учёным или его родители хотят этого, то он как-то ориентируется на будущую научную работу, а в среднем школа ни на что не ориентирует, она только даёт знания. Можно говорить, что некоторый материал в некоторых предметах избыточен для среднего образования. То есть, вероятно, после окончания средней школы для человека действительно не обязательно знать, например, про атомные и молекулярные орбитали (это из химии), про точный ход реакций взаимного превращения элементарных частиц (это из физики) и про подробности жизни поэтов и прозаиков. Но в определённом объёме каждый из преподаваемых в школе предметов необходим современному цивилизованному человеку, пусть даже не каждый день.
« Последнее редактирование: 10 Июня 2012 16:22:24 от ScatterSand »
https://www.facebook.com/alexander.papuga.7     https://vk.com/id63164585
"Всякий ведь знает, что тырить лучше всего на пожаре да на переезде" (Борис Акунин. Любовник смерти)

Оффлайн Укенг

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3564
  • Карма: 221
  • Пол: Мужской
    • East Asia Morning Post
Re: Реформа образования в РФ (ЕГЭ и т.п.)
« Ответ #668 : 09 Июня 2012 05:01:28 »
Новый взгляд на систему образования

Очень перекликается с нашим обсуждением.
А по-моему не перекликается и вообще является просто набором пустословных штампов. Всю эту лекцию можно заменить одной фразой "Неплохо бы к каждому ученику иметь индивидуальный подход", и это было известно с древнейших времен.
Приглашаю всех, кому интересна Восточная Азия:
                  East Asia Morning Post

Оффлайн Irene

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3242
  • Карма: 139
  • Пол: Женский
    • Притяжение
Re: Реформа образования в РФ (ЕГЭ и т.п.)
« Ответ #669 : 09 Июня 2012 08:15:19 »
Кстати, мы тут разбираемся улучшился/ухудшился уровень образования. Сравниваем с другими странами.

Может не все знают, и кому-то будет интересно. Тут весной прошел очередной цикл тестов PISA (Programme for International Student Assessment).

Это наиболее авторитетный тест на сегодняшний день, по которому можно судить о качестве образования в стране, об эффективности реформ, о сравнительных оценках уровня образования с другими странами.

Идея PISA появилась в 1997 году, а реализация началась в 2000. Цикл тестирования повторяется каждые 3 года. В этом году был 5-ый цикл. Проводится тестирование по трем основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность.

Причем каждый раз основной упор идет на одно какое-то направление (2/3 заданий). Так, в 2000 году было направление грамотность чтения, в 2003 году – математическая грамотность, 2006 году – естественнонаучная, а в 2009 круг замкнулся, и опять тест с упором на грамотность чтения. И мы можем уже сравнивать не только общие результаты, но и развитие собственных.
За 2012 год итоги будут опубликованы в 2013 году.

А вот какие итоги прошлых лет.

- В 2000 году в тесте участвовало 265 000 учеников из 32 стран. Основной темой было умение читать и понимать прочитанное. Россия заняла 25-е место.
- Больше 275 000 учеников участвовало в PISA-2003, это представители 43 стран. Россия заняла 32 место.
- В 2006 году Россия среди 57 стран была на 36 месте.
- В 2009 году в исследовании принимали участие уже 65 стран. РФ на 41-ом месте, уступая лидеру (Китаю) почти 100 баллов. Россия в рейтинге PISA 2009 уступилаТурции и ОАЭ. (И снизили собственный результат по данному направлению с 25-го места в 2000 году за девять лет реформ).

Полный итог 2009 года
•   Средний балл российских учащихся по читательской грамотности в 2009 году составил 459 баллов по 1000-балльной шкале, что статистически ниже, чем средний балл по странам ОЭСР - 493 бала. Россия заняла 41-43-е места среди 65 стран - участниц PISA.
Самые высокие показатели у школьников Шанхая (556 баллов), Республики Корея (539 баллов) и Финляндии (536 баллов).
•   По результатам исследования математической грамотности средний балл российских учащихся составил 468 баллов (по странам ОЭСР – 496), что соответствует 38-40-му местам среди 65 стран - участниц PISA.
Наивысшие результаты показали учащиеся Шанхая со средним баллом 600, Сингапура – 562 балла, Гонконга – 555 баллов.
•   Средний результат российских учащихся по естественно-научной грамотности – 478 баллов. По странам ОЭСР – 501. Среди 65 стран - участниц PISA Россия заняла 37-40-е места. В лидирующей группе – учащиеся Шанхая – средний балл 575, Финляндии – 554 балла, Гонконга - 547 баллов.

Тесты PISA характерны тем, что они проверяют не объем знаний, а способность применять их на практике.


Примеры заданий по трем направлениям.

Галина КОВАЛЕВА, национальный координатор исследования PISA в России, руководитель отдела оценки качества общего образования Института содержания и методов обучения РАО.
Цитировать
В исследовании PISA выделено 6 уровней подготовки учеников. Особое место занимает 2-й уровень, это базовый уровень или порог. Считается, если ученик достиг базового уровня, то он начинает демонстрировать умение использовать текст, если мы говорим, например, о читательской грамотности. Читатель способен найти в тексте одну или несколько единиц информации, требующих дополнительного, но не сложного осмысления. Распознать главную мысль текста. Понять связи отдельных его частей. Интерпретировать отдельные части текста. На 6-м уровне ученик способен детально и точно интерпретировать текст в целом, каждую единицу информации, сообщенной в самых глубинных слоях текста. То есть он понимает, что хотел сказать автор, умеет сопоставлять разные точки зрения, высказывать свою, аргументировать ее. 5-й и 6-й - уровни элиты. PISA показывает, что таких детей в России немного. 4-й уровень соответствует такой читательской грамотности, которая позволяет продолжать обучение самостоятельно. То есть ученик способен понять текст и на его основе продолжать приобретать новые знания.
К сожалению, по последним результатам PISA по направлению читательская грамотность почти треть российских детей – 27% - не достигли 2-го уровня, они практически не демонстрируют способность применять текст как основу для активного функционирования в современном мире. По математике таких 29%, а по естествознанию – 22%.

Болевая точка в системе нашего образования - основная школа. В исследовании PIRLS, которое проверяет достижения детей начальной школы по чтению, мы показали в 2006 году самые высокие результаты – 1-е место в мире. За нами следуют Сингапур и Гонконг. А через несколько лет уже 15-летние дети этих стран снова демонстрируют свое лидерство, а мы проваливаемся в яму, пропуская вперед 41 страну… Что происходит? Возможно, система обучения в основной школе, наши учебники и дидактический аппарат не поддерживают развитие учащихся и их умений работать с информацией, обобщать, анализировать, вычленять позицию автора, соотносить со своей. Чаще всего задания в учебниках направлены на нахождение ответов в тексте по ключевым словам. А это имитация понимания текста.
Получается, что вместо развития на рубеже перехода из начальной в основную школу детям, готовым к обучению на высоком и продвинутом уровне, мы предлагаем тексты, не соответствующие их возрастным особенностям, не развивающие их мотивацию учиться, потому что не всегда значимы и не интересны для них. Учителя-предметники целенаправленно не учат работать с текстом. В итоге полученные навыки не закрепляются, а теряются. Читай параграф, пересказывай - и все. Наши дети в 6-м классе просто проваливаются в яму. И выбираются из нее к 9-му.
« Последнее редактирование: 09 Июня 2012 09:18:06 от Irene »
Я душой Матерьялист, но протестует разум.

Оффлайн ScatterSand

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 858
  • Карма: 76
  • Пол: Мужской
Re: Реформа образования в РФ (ЕГЭ и т.п.)
« Ответ #670 : 10 Июня 2012 16:27:39 »
Хотелось бы обратить внимание читателей :), что:
(Я тут в тексте своего ответа среди слов "и именно это мне очень нравится" добавил совершенно необходимую частицу НЕ, которую я случайно пропустил, когда писал это сообщение. Теперь сказано: "и именно это мне очень НЕ нравится".)
Я, конечно, это понимаю...
https://www.facebook.com/alexander.papuga.7     https://vk.com/id63164585
"Всякий ведь знает, что тырить лучше всего на пожаре да на переезде" (Борис Акунин. Любовник смерти)

Оффлайн v_andal

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3578
  • Карма: 86
  • Пол: Мужской
    • рассуждения дилетанта
Re: Реформа образования в РФ (ЕГЭ и т.п.)
« Ответ #671 : 11 Июня 2012 15:36:07 »
И законы об образовании предполагают, что с нею следует бороться, делая её более мягкой и уютной. А Вы предлагаете узаконить суровость и несправедливость реального мира - и именно это мне очень не нравится.

Давайте разберёмся. Идеальным случаем для обучения будет: персональная программа и персональный учитель для каждого ученика. Так сказать "каждому по способностям". Надеюсь Вы не будете это оспаривать?  ;) То есть это самый мягкий и приятный вариант. Соответственно противоположностью этому варианту будет: единая программа и один учитель на всех  ;D

Так что это я предлагаю смягчить ситуацию и ввести хоть какое-то разнообразие в надежде, что кому-то от этого станет легче и интереснее учиться.  ;D
Не сотвори себе кумира

Оффлайн Irene

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3242
  • Карма: 139
  • Пол: Женский
    • Притяжение
Re: Реформа образования в РФ (ЕГЭ и т.п.)
« Ответ #672 : 14 Июня 2012 09:07:55 »
Соответственно противоположностью этому варианту будет: единая программа и один учитель на всех  ;D


Другой крайностью будет тотальное дистанционное образование с одной говорящей головой на всех. ;D Так что, мы сейчас ближе к середине. Но смягчить можно. Но не сильно. Иначе никаких денег у государства или у родителей не хватит.
Я душой Матерьялист, но протестует разум.

Оффлайн yeguofu

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2347
  • Карма: 238
  • Пол: Мужской
Re: Реформа образования в РФ (ЕГЭ и т.п.)
« Ответ #673 : 17 Июня 2012 19:39:06 »
России нужна эпоха Просвещения. Власть предержащим этого не нужно. Недоучками управлять легче. http://izvestia.ru/news/526758

Цитировать
В гимназиях России редукция этой культуры в 40-е годы XIX века привела к потокам недоучек в 50-е и взращивании из них массового потенциала нигилизма, противостоящего властям и не принимаемого народом. Возвращение в начале 70-х этой культуры в гимназии (до 22 часов в неделю) уже через несколько лет выковало великолепно подготовленную для обучения в лучших европейских университетах абитуру и через эту конкуренцию заставило наши университеты броситься вдогонку германским. А вскоре мы получили интеллектуальный, гуманитарный и духовный «взрыв» Серебряного века — в высшей степени конкурентное в мире и массовое сословие философов, математиков, инженеров, врачей, писателей, поэтов и т.д. Россия двинулась к своему высшему месту на мировом интеллектуальном Олимпе.

Что было дальше, мы знаем. Советский школьный всеобуч ставил целью преодоление неграмотности, многопредметное обучение немногому обо всем. Далее происходило бессмысленное наращивание объема транслируемых для зубрежки дидактических единиц и редукция научающих технологий (педагогическая редукция), способных обеспечивать развитие интеллекта. Из школы исчезли не только латынь и греческий, но и иностранные языки (два урока в неделю в старших классах ничего не давали), исчезла западная литература. Русская литература трактовалась, оценивалась на основе критерия соответствия ее персонажей утилитарным целям революций и низвержений. История подвергалась кратно большему искажению, чем до 1917 года. Социальных наук не было вообще.


Цитировать
Если не обманывать самих себя, то нам нужно сначала пройти так и не начинавшуюся у нас во всем спектре гуманитарного, философского и социального знания (а вместе с ними и компетенций) эпоху Просвещения. Захочет наша власть вложиться в этот Исход в царствие интеллекта, духа, многообразия и креатива «по полной программе», — пройдем эпоху исторически «по-спринтерски».
子曰三人行必有我師焉

Оффлайн Irene

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3242
  • Карма: 139
  • Пол: Женский
    • Притяжение
Re: Реформа образования в РФ (ЕГЭ и т.п.)
« Ответ #674 : 22 Июня 2012 06:30:25 »
Можно сказать, что свершилось то, о чем так много говорили.

Общественная экспертиза проекта закона об образовании в РФ, работа над которым велась с 2009 года, в воскресенье завершилась на сайте открытого правительства.
Далее законопроект будет рассмотрен на заседании правительства РФ и если получит одобрение, то его отправят на рассмотрение в Государственную думу.
Ранее член комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин отмечал, что законопроект будет внесен на рассмотрение палаты в июле и до конца текущего года будет принят.
Законопроект "Об образовании в Российской Федерации", подготовленный министерством образования и науки, заменит два базовых закона - "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", которые были приняты в 1992 и 1996 годах соответственно.


Из интервью замминистра образования и науки Игорь Реморенко

Государство гарантировало, что 37 уроков в неделю платить не надо.
..


Новый стандарт устанавливает государственные гарантии того, что должны в обязательной порядке преподать ученику. Вводится «принцип двух ключей», по которому выбираются обязательные для изучения в старшей школе предметы.
Первый ключ - это шесть общих предметов: русский язык и литература, математика, иностранный язык, история или Россия в мире (если такой предмет со временем будет разработан), обеспечение безопасности жизнедеятельности, физическая культура. Их нельзя не выбрать. На углубленном, на базовом ли уровне, но все они должны быть освоены.
Второй ключ - обязательно должен быть выбран хотя бы один предмет из шести образовательных областей: «Филология», «Иностранные языки», «Общественные науки», «Математика и информатика», «Естественные науки», «Физкультура, экология и ОБЖ». Среди этих областей, например, есть область "Естественные науки". Из этой области обязательно должен быть выбран хотя бы один предмет - физика, химия, биология или естествознание.
Само собой разумеется, что помимо этого можно будет выбрать профиль обучения или сформировать индивидуальную образовательную программу в соответствии с собственными склонностями и интересами. Для этого требуется выбрать 9-10 предметов.
..
Еще одно новшество -  появление к 2020 году обязательного ЕГЭ по иностранному языку.

Цитата: «Целесообразно предусмотреть… чтобы в 11-м классе учащиеся изучали только 3 предмета ЕГЭ и еще один по выбору…»
Я душой Матерьялист, но протестует разум.