российские авиакомпании требуют обратный билет по очень простой причине: полёт самолёта, да ещё международный - это дорогое мероприятие. одно топливо сколько стоит, а вылетает оно через каждый двигатель самолёта тоннами за каждый час. поэтому не особенно конкурентоспособные российские авиаперевозчики рискуют поиметь ситуацию, когда обратный рейс будет пустым - т.е. рейс авиакомпания выполнить должна обязательно, но оплатит его сама, потому что пассажиров, купивших билет будет мало или не будет совсем. бешеные убытки. поэтому и существует сильно завышенная цена на билет в одну сторону или требование билета в оба конца, прикрываемое чем угодно - и якобы злыми пограничниками, и "потоком" беженцев и т.д. и т.п.
в мировой практике авиаперевозок имеет место быть понятие цены на билет в одну сторону, которая несколько больше, чем цена билета в оба конца, поделённая надвое. но вот только размеры наценки, скажем, FinnAir'а сильно отличаются от наценок на такой же билет в одну сторону у аэрофлота - который берёт больше, чем за билет в оба конца. оно и понятно: бесплатно гнать обратно пустой лайнер они не хотят, и при этом очень боятся, что прилетев куда-нибудь в Гонконг, обратно вы полетите FinnAir'ом, а не опостылевшим аэрофлотом