Согласен, что ограниченная. Просто если уж сравнивать Православие и Конфуцианство с точки зрения отношения к государству, то Конфуцианство имеет к гос.строительству самое непосредственное отношение, а Христианство, в котором "Богу - богово, а кесарю - кесарево" очень опосредованное.
"Кому чего отдавать" - это лишь одна из граней христианского учения. Христианство в реальности никогда не самоустранялось от того, что ты называешь госстроительством. Ни в Писании, ни в Учительстве Церкви такого "эскапизма" по большому счету нет.
То, что конфуцианство не касается вопроса спасения души, еще не делает его менее "человеконаправленным" по сравнению с Христианством. Ключевой термин конфуцианства - "жэнь" - имеет к этому госстроительству столько же отношения, сколько спасение души к обязанности доброго католика прилежно платить налоги. В обоих случаях связь есть, но... гм, не самая непосредственная.
"Работая" больше в сфере этики и нравственности, конфуцианство "автоматом" захватывает церемониал, нормы взаимоотношений внутри семьи и государства и т.д.
Христианство (за минусом феномена отшельничества) точно так же немыслимо вне социальной и политической жизни. Душу спасать надо здесь и сейчас, а где это? В данной стране, в данное время, в данном обществе.
Вон, не так давно Русская Православная Церковь приняла собственную Соцальную концепцию - очень даже неслабый документ социально-политического характера.
Ватикан тоже совсем недавно спустил миллиарду католиков Ноту об участии в политической жизни. Яснее ясного, латинским по-белому: какому кесарю что именно из его, кесарева отдавать.
И это только из самого, так сказать, свежего.
Мое мнение: на самом деле, в плане политики и социальной направленности на фоне "неполитичного" Христианства Конфуций со своим "Луньюем" просто отдыхает.
Оговорюсь: в данном случае я пытаюсь рассматривать Христианство как цельную систему вероучения (а не так, как его видит, например, замечательный человек МетаМал: только то, что непосредственно сказал Иисус, да еще только в его, МетаМаловом понимании).
А что спасет? Главная религия - бабки. В Китае последние годы очень заметен наклон к юанево-долларовой "иконе". До недавнего времени КПК сдерживало особо ретивое поклонение этому "богу". Но на долго ли запаса прочности хватит?
Уже
как минимум шестой год никто ничего не сдерживает. Считай, с XV съезда. Идет целенаправленное строительство общества потребления, причем в соответствии с указаниями партии.
Если на XIII-XIV съездах еще и говорили о сбалансированном развитии производства и потребления, то сейчас безусловный лозунг дня - "расширение внутреннего спроса". За этими словами - не что иное, как работа по формированию в известной степени аполитичного общества, борьба с традиционной неприхотливостью (например, когда по решению Госсовета крестьянам платят деньги
только за то, чтобы они засадили свой участок лесом и больше не занимались всякой ерундой, то налицо не только и не столько борьба с опустыниванием) и склонностью к накоплению, упорное и чуть ли не насильственное внедрение системы личного (потребительского) кредитования, постепенное снятие ограничений на миграцию крестьян в города, "культ красивой жизни" и многое другое.
Разумеется, все это не без ритуальных директив о культивировании социалистической морали. Впрочем, не особо настойчивых и убедительных. Тут навскидку вспоминается недавнее исключение из школьных программ установок на героизм, самопожертвование в интересах общества и помощь ближнему в духе Лэй Фэна.
В общем, Сергей, сведения о "сдерживании" ретивого поклонения товарищу Золотому Тельцу следует это... update.
