Уважаемый, Папа-Хуху,
великолепно сказано, и я надеюсь, что эта метафора поможет сделать нам всем правильные выводы, чтобы продолжить обсуждение более содержательно и качественно. В частности относительно фразы про Владыку И, который что-то делает с младшей сестрой или девой, то есть толкование, в общем-то широко принятое в китайской традиции, которое основывется на ритуалах брака того времени, когда вместе с главной женой уходила ещё и в сопровождение младшая сестра. В данный момент не помню подробностей, но для интереса выложу основанный на традиционных коментариях кусочек перевода-толкования Перемен, основанный на традиционных подходах к текесту. Явно текст становится осмысленным и практичным.
5 «СЮЙ/ВЫЖИДАНИЕ»
Стратегия выжидания подходящего момента.
Образы: наверху КАНЬ, Вода, Опасность
внизу ЦЯНЬ, Небо, Напряженность
Выжидание. Наличие доверия. В свете Сообщения Выдержка к счастью. Польза в переправе через большой поток.
Знак-гуа «СЮЙ/Выжидание» соответствует ситуации, в которой ждешь исполнения своего желания. Иероглиф «сюй» означает нужду, необходимость, потребность. Это четвертый по счету знак «Перемен», который принимает ситуацию знака «МЭН/Незрелость». В «Толковании последовательности знаков» об этом говорится так: В начальный период развития нельзя не питать. Поэтому ситуация принимается посредством знака» СЮЙ/Выжидание». То есть «Выжидание» - это путь питания, накопления сил.
Знак «СЮЙ/Выжидание» составлен образами Неба и Воды. Внизу находится Небо, Напряженность, твердость и творческое усилие, но наверху располагается знак КАНЬ, Опасность, поэтому продвижение сопряжено с препятствиями. Нельзя рискованно продвигаться, и приходится выжидать и топтаться на месте. Хотя сила жизни клокочет и бурлит, побуждая рваться вперед, однако перспективы ситуации не ясны, пути непонятны, поэтому необходимо ждать, пока все прояснится и представится возможность для продвижения. Когда же подходящий момент наступит, очень важно, чтобы первые шаги в желаемом направлении были правильными, а для этого необходимо предварительно выстроить верную стратегию. Однако счастливый случай появляется в процессе работы, а не падает на голову с неба. В Китае есть поговорка «задумать дело – от человека, успех – от Неба». То есть Небо может предоставить счастливый случай для воплощения замысла. Но если нет никакого замысла, то и незачем ждать от Неба участия в твоем проекте.
В «Ли Цзи», «Записках о Ритуале», в главе «Чжун Юн», «Срединность и Неотклоняемость» говорится: Все дела устанавливаются заранее. Если нет продуманного плана, то не будет удачи. А в народе об этом говорят: «когда тебя мучает жажда, поздно идти копать колодец».
Необходимо помнить и о том, что сложная и неподатливая среда таит в себе счастливые возможности, а легкость успеха оборачивается поражением, ибо одно переходит в другое. Лао Цзы говорит: беда опирается на счастье, а счастье прячется в беде. А Конфуций путешествовал по удельным княжествам Китая в поисках просвещенного господина, чтобы осуществить свои идеалы политического управления, развивал свой талант, однако повсюду наталкивался на стены непонимания. Но именно необходимость постоянно упражнять свои лучшие качества сделала его величайшим мыслителем в истории Китая, образцом, который почитают в десяти тысячах последующих поколений. Цинь Ши Хуан достиг всего, чего хотел, но, в конечном счете, династия его не продлилась: успех, достигший предела, обязательно становится началом конца.
Период ожидания, таким образом, следует посвятить самосовершенствованию и подготовке к воплощению своих замыслов, при этом сохраняя в сердце веру своим идеалам и ясность видения. Тогда сможешь пройти через все препятствия, и будет польза от переправы через большую реку.
«Структурный Комментарий», «Туань», гласит: Выжидание – это нужда. Опасность находится впереди, но с напряженностью твердости не попадешь в западню, и не будет истощения. В Выжидании нужно сохранять доверие, ясность и просвещенность, и тогда Выдержка приведет к счастью: положение становится положением Небес – посредством правильности и срединности. Польза в переправе через большой поток: в уходе наличие заслуги. То есть для того, чтобы продвигаться вперед, необходимо сначала накопить достаточно энергии, а затем использовать благоприятный случай.
Комментарий к «Большому Образу» гласит: Облака в Небе – Выжидание. Мудрый правитель пьет и закусывает во время веселого пира. То есть в период ожидания необходимо питать себя.
Шесть уровней знака-гуа «СЮЙ/Выжидание» показывают логику развития ситуации и сообщают наилучшую стратегию на каждом этапе.
Начальная Девятка. Выжидание в предместье. Польза в применении Долготерпения , отсутствие неприятностей.
В тексте «Цза гуа чжуань», «Объяснения знаков-гуа» говорится, что Выжидание – это Не-продвижение вперед. В Тексте «Эр Я», в главе «Ши Ди», «Объяснения Земли» говорится, что предместье указывает на пространство за городом. Образ начальной Девятки символизирует человека, находящегося посреди широкой открытой местности, и здесь полезно надолго задержаться и обосноваться. Тогда не будет неприятностей.
Комментарий к «Малому Образу» гласит: Выжидание в предместье: не противишься трудностям в действии. Полезно применять Долготерпение, отсутствие неприятностей: не потеряно постоянство. То есть твердая воля и способность ждать долго, а также постоянство принципов обеспечат тебе отсутствие неприятностей.
Начальная Девятка метафорически указывает на необходимость терпения и выдержки.
Девятка вторая. Выжидание на песке, речи о мелочах, закончится счастьем.
Идти по песку труднее, чем по ровной дороге. Девятка вторая, таким образом, метафорически сообщает о трудностях на пути. Она ближе к опасности верхнего знака КАНЬ, чем начальная Девятка, поэтому трудности возрастают, однако они пока невелики. Здесь важно удерживать свою веру и не обращать внимания на пересуды, и тогда
Комментарий к «Малому Образу» гласит: Выжидание в песке: просчеты в середине. Хотя в малом наличие речей, все же закончится счастьем. Поскольку находишься в среде трудностей, встречаешься с наветами и пересудами, однако, если будешь соблюдать осторожность, по достижении окончания обретешь счастье.
Девятка вторая метафорически сообщает мысль о том, что необходимость удерживать первоначальный курс, не обращая внимания на досужие мнения.
Девятка третья. Выжидание в грязи вызовет нападение разбойника.
Необходимость выжидания в грязи символизирует окружающую среду твоего обитания, в которую ты все глубже погружаешься. По мере развития ситуации и приближению к знаку КАНЬ трудности становятся все серьезней, вокруг уже появляются разбойники, ждущие случая, чтобы воспользоваться любым твоим просчетом. Здесь необходимо быть очень осторожным.
Комментарий к «Малому Образу» гласит: Выжидание в грязи: беда находится снаружи. Сам на себя навлечешь разбойников. Почтительность и тщательность не потерпят поражения. То есть бестолковое движение вперед навлечет беду. Чем ближе к опасности, тем выше требования к осторожности.
Девятка третья метафорически выражает необходимость осторожности, чтобы не навлечь на себя беды.
Шестерка четвертая. Выжидание в крови, выходишь из пещеры.
Шестерка четвертая уже вошла в пространство Опасности и Ловушки верхнего знака КАНЬ. Это предельное состояние опасности. Однако расположение иньского уровня на иньской позиции правильное, поэтому, если усмиришь бестолковые движения, успокоишь волнение в крови и выждешь какое-то время, сможешь выбраться из этой ловушки.
Комментарий к «Малому Образу» гласит: Выжидание в крови: послушность посредством вслушивания. Шестерка четвертая использует иньскую мягкость и послушность, чуткость и податливость изменениям.
Шестерка четвертая метафорически предостерегает от силовых действий и указывает на необходимость гибкости в следовании изменениям обстоятельств.