Хочу предложить Вашему вниманию мой взгляд относительно различий в механизмах восприятия на востоке и зпаде, что определяет многие культурные особенности этих двух довольно абстрактных областей в ареалах человеческой культуры.
Несколько слов о механизмах работы сознания
К вопросу об отличиях в критериях истинности восприятия на востоке и западе
Сразу подойду к теме, без излишних прелюдий. На (условном) западе основные каналы восприятия, которые подтверждают истинность воспринимаемого объекта – это зрение и осязание. То есть, не увижу – не поверю. А когда увидел, желаю пощупать. Потрогать, то есть подтвердить истинность своего восприятия.
Что касается востока, то там основным критерием истинности является слух, то есть, способность слышать помогает истинному восприятию реальности. Информация, полученная через слух, подтверждается обонянием. Обоняние связано со способностью тонко дышать.
Из этого делаю вывод, что взгляд направленный вовне и взгляд направленный вовнутрь, подкрепляются соответственно осязанием и обонянием. То есть основным, вернее начальным движением восприятия является взгляд, и взгляд движется извне вовнутрь. Чем дальше ты продвигаешься вовнутрь, тем ближе ты подходишь к истинной сути происходящего. Движение взгляда улавливает визуальный образ, который подкрепляется представлением о качестве тактильного ощущения, которое должно сочетаться с тем или иным предметом, попавшим в поле восприятия. Следующее движение – это обращение слуха вовнутрь, и это движение сопровождается обязательно изменением конфигурации дыхания, что выражается в изменении внутриполостного давления. Это происходит за счёт сужения каналов прохождения воздуха, что выражается в сужении ноздрей и повышении внутренней концентрации за счёт уменьшения объёма воздуха, сообщающего внешнее пространство с внутренним.
Первая часть цикла работы восприятия характерна для западного мышления. То есть, выражаясь в рамках восточной терминологии, первый уровень является янским, то есть активным, а второй иньским. Это абсолютно логично с точки зрения логики так называемых последующих небес. То есть это логика обыденной жизни, которая строится на фундаменте внешнего материального восприятия. И когда мы говорим о логике здравого смысла, мы обычно имеем в виду именно такой подход, в котором гипертрофированно развито внешнее восприятие.
В восточной традиции все действия направлены на то, чтобы развить вторую часть цикла, то есть восприятие восточное «из-за тактовое». Хотя сначала всегда происходит внешнее движение, осязательно-зрительно, которое притягивает внимание и следовательно включает мышление, то есть импульс восприятия попадающий в поле твоего сознания, обязательно включает всю тактовую чистоту сознания. И истинность отражения явления во многом зависит не от истинности первого действия, то есть не острота зрения является главным условием правильного понимания происходящего в этом мире. Более важным условием является точное прохождение всего механизма. Под механизмом я понимаю шестичленную конструкцию, в которой выделяются уровни внешнего восприятия, внутреннего ощущения, образного отражения, понятийного определения, концептуального осмысления, ситуативного описания. Если описать шесть уровней проще, то это будет внешнее восприятие, внутреннее ощущение, образ, понятие, концепция, описание.
Эти шесть уровневых единиц соответствуют шести уровням существования личности, как образования индивидуального, семейного, родового, народного, человеческого и космического.
На уровне индивидуального восприятия и самооописания личности можно выделить три центра, которые являются основой для описания личностной структуры и любого движения личности внутри этой структуры. Эти три центра таковы: 1. Нижний центр, связанный с ощущениями, 2. Средний центр, связанный с эмоциями, 3. верхний центр, связанный с мыслями.
В нижнем центре движения внимания и восприятия, составляющие динамику работы сознания, отражаются как внешние движения зрительно-осязательного комплекса и внутренние ощущения слухового-обонятельного комплекса.
В среднем центре движения вдоха и выдоха активируют преобразования на уровни образных рядов и понятийных структур, создавая уровень эмоционально-чувственных переживаний. Эмоции и чувства, (сюда же попадают частично и настроения, переживания), могут быть описаны как комбинации ощущений и образов, которые создают устойчивые циклические характеристики, самовоспроизводящиеся в среде дыхания. Потому контроль эмоционального уровня возможен только через дыхательные усилия, что не очень подвластно именно западному подходу к реальности. Под западным (очень условный термин) подходом мы понимаем оценочные критерии, строящиеся на основе зрительно-осязательного аппарата. То есть все ценности западного мира сводятся, в конечном счете, к зрительным и осязательным характеристикам, которые лежат в центре и в основе систем описания происходящего, а, следовательно, и существующего процесса, который называется мир.
На верхнем уровне можно выделить состояния и ситуации, которые характеризуются взаимодействием концепций и систем описания, как сложных элементов, образующихся в результате соединения внешних движений тела (1 уровень), ощущений организма (2 уровень), образных комбинаций эмоциональных переживаний индивидуальности (3 уровень), понятийных обозначений, переводящих сенсорно-эмоциональные сигналы на уровень структуры сознания, который является общественным образование (4 уровень), построения концепций, с помощью понятий описывающих возможные связи между предметами в процессе освоения потенциально существующей реальности (5 уровень), систем описания, комбинируемых из концептуальных блоков (6 уровень).
6 уровень систем описания представляет собой философские и мировоззренческие системы, ведущие индивидуальность-личность за пределы социального поля в космическое переживание вечности этого мира за пределами пространства и времени.
5 уровень концептуальных построений представляет собой общечеловеческие и религиозные идеологии, существующие на уровне мировых религий.
4 уровень понятийных соединений – это структура национальной идеологии, направляющая народ в его продвижении по траектории исторического развития во времени.
3 уровень образного восприятия мира позволяет отстраивать мифологическую систему личности как родового образования.
2 уровень даёт возможность правильной коммуникации базовых блоков образования семьи на уровне соощущения мужского и женского начал.
1 уровень является основой для построения рамок личного существования в пространственном мире материальных объектов.
Такова вкратце система описания структуры сознания, основанная на базовых постулатах, Изложенных в книге перемен. Эта система строится на базе шестичленных кодов, воплощённых в знаках ГУА, вышеупомянутого текста. Она соотносится с генетическим кодом, отражённым в системе 64 бинарных триплетов, тесно связанных с системой знаков ГУА Книги перемен.
Кроме того внутри каждой из шестиуровневых систем существуют свои связи, в частности между собой связаны резонансными отношениями первый и четвёртый, второй и пятый, третий и шестой уровни.