Автор Тема: Различия восприятия на востоке и западе  (Прочитано 16762 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн lier

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 382
  • Карма: 5
Хочу предложить Вашему вниманию мой взгляд относительно различий в механизмах восприятия на  востоке и зпаде, что определяет многие культурные особенности этих двух довольно абстрактных областей в ареалах человеческой культуры.

Несколько слов о механизмах работы сознания

К вопросу об отличиях в критериях истинности восприятия на востоке и западе

     Сразу подойду к теме, без излишних прелюдий. На (условном) западе основные каналы восприятия, которые подтверждают истинность воспринимаемого объекта – это зрение и осязание. То есть, не увижу – не поверю. А когда увидел, желаю пощупать. Потрогать, то есть подтвердить истинность своего восприятия.
     Что касается востока, то там основным критерием истинности является слух, то есть, способность слышать помогает истинному восприятию реальности. Информация, полученная через слух, подтверждается обонянием. Обоняние связано со способностью тонко дышать.
Из этого делаю вывод, что взгляд направленный вовне и взгляд направленный вовнутрь, подкрепляются соответственно осязанием и обонянием. То есть основным, вернее начальным движением восприятия является взгляд, и взгляд движется извне вовнутрь. Чем дальше ты продвигаешься вовнутрь, тем ближе ты подходишь к истинной сути происходящего. Движение взгляда улавливает визуальный образ, который подкрепляется представлением о качестве тактильного ощущения, которое должно сочетаться с тем или иным предметом, попавшим в поле восприятия. Следующее движение – это обращение слуха вовнутрь, и это движение сопровождается обязательно изменением конфигурации дыхания, что выражается в изменении внутриполостного давления. Это происходит за счёт сужения каналов прохождения воздуха, что выражается в сужении ноздрей и повышении внутренней концентрации за счёт уменьшения объёма воздуха, сообщающего внешнее пространство с внутренним.
Первая часть цикла работы восприятия характерна для западного мышления. То есть, выражаясь в рамках восточной терминологии, первый уровень является янским, то есть активным, а второй иньским. Это абсолютно логично с точки зрения логики так называемых последующих небес. То есть это логика обыденной жизни, которая строится на фундаменте внешнего материального восприятия. И когда мы говорим о логике здравого смысла, мы обычно имеем в виду именно такой подход, в котором гипертрофированно развито внешнее восприятие.
В восточной традиции все действия направлены на то, чтобы развить вторую часть цикла, то есть восприятие восточное «из-за тактовое». Хотя сначала всегда происходит внешнее движение, осязательно-зрительно, которое притягивает внимание и следовательно включает мышление, то есть импульс восприятия попадающий в поле твоего сознания, обязательно включает всю тактовую чистоту сознания. И истинность отражения явления во многом зависит не от истинности первого действия, то есть не  острота зрения является главным условием правильного понимания происходящего в этом мире. Более важным условием является точное прохождение всего механизма. Под механизмом я понимаю шестичленную конструкцию, в которой выделяются уровни внешнего восприятия, внутреннего ощущения, образного отражения, понятийного определения, концептуального осмысления, ситуативного описания. Если описать шесть уровней проще, то это будет внешнее восприятие, внутреннее ощущение, образ, понятие, концепция, описание.
Эти шесть уровневых единиц соответствуют шести уровням существования личности, как образования индивидуального, семейного, родового, народного, человеческого и космического.
На уровне индивидуального восприятия и самооописания личности можно выделить три центра, которые являются основой для описания личностной структуры и любого движения личности внутри этой структуры. Эти три центра таковы: 1. Нижний центр, связанный с ощущениями, 2. Средний центр, связанный с эмоциями, 3. верхний центр, связанный с мыслями.
В нижнем центре движения внимания и восприятия, составляющие динамику работы сознания, отражаются как внешние движения зрительно-осязательного комплекса и внутренние ощущения слухового-обонятельного комплекса.
В среднем центре движения вдоха и выдоха активируют преобразования на уровни образных рядов и понятийных структур, создавая уровень эмоционально-чувственных переживаний.  Эмоции и чувства, (сюда же попадают частично и настроения, переживания), могут быть описаны как комбинации ощущений и образов, которые создают устойчивые циклические характеристики, самовоспроизводящиеся в среде дыхания. Потому контроль эмоционального уровня возможен только через дыхательные усилия, что не очень подвластно именно западному подходу к реальности. Под западным (очень условный термин) подходом мы понимаем оценочные критерии, строящиеся на основе зрительно-осязательного аппарата. То есть все ценности западного мира сводятся, в конечном счете, к зрительным и осязательным характеристикам, которые лежат в центре и в основе систем описания происходящего, а, следовательно, и существующего процесса, который называется мир.
На верхнем уровне можно выделить состояния и ситуации, которые характеризуются взаимодействием концепций и систем описания, как сложных элементов, образующихся в результате соединения внешних движений тела (1 уровень), ощущений организма (2 уровень), образных комбинаций эмоциональных переживаний индивидуальности (3 уровень), понятийных обозначений, переводящих сенсорно-эмоциональные сигналы на уровень структуры сознания, который является общественным образование (4 уровень), построения концепций, с помощью понятий описывающих возможные связи между предметами в процессе освоения потенциально существующей реальности (5 уровень), систем описания, комбинируемых из концептуальных блоков (6 уровень).
6 уровень систем описания представляет собой философские и мировоззренческие системы, ведущие индивидуальность-личность за пределы социального поля в космическое переживание вечности этого мира за пределами пространства и времени.
5 уровень концептуальных построений представляет собой общечеловеческие и религиозные идеологии, существующие на уровне мировых религий.
4 уровень понятийных соединений – это структура национальной идеологии, направляющая народ в его продвижении по траектории исторического развития во времени.
3 уровень образного восприятия мира  позволяет отстраивать мифологическую систему личности как родового образования.
2 уровень даёт возможность правильной коммуникации базовых блоков образования семьи на уровне соощущения мужского и женского начал.
1 уровень является основой для построения рамок личного существования в пространственном мире материальных  объектов.
Такова вкратце система описания структуры сознания, основанная на базовых постулатах, Изложенных в книге перемен. Эта система строится на базе шестичленных кодов, воплощённых в знаках ГУА, вышеупомянутого текста. Она соотносится с генетическим кодом, отражённым в системе 64 бинарных триплетов, тесно связанных с системой знаков ГУА Книги перемен.
Кроме того внутри каждой из шестиуровневых систем существуют свои связи, в частности между собой связаны резонансными отношениями первый и четвёртый, второй и пятый, третий и шестой уровни.

Оффлайн bumali

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2408
  • Карма: 35
Re: Различия восприятия на востоке и западе
« Ответ #1 : 29 Ноября 2004 17:26:05 »
Для востока характерна своя "знаковая система", поэтому оценивать ее европейскими категориями  - неправильно.

Оффлайн lier

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 382
  • Карма: 5
Re: Различия восприятия на востоке и западе
« Ответ #2 : 29 Ноября 2004 18:01:07 »
Я полагал, что в моём тексте нет категорий, которые не присутствуют в традиционной китайской мировоззренческой системе. Данный взгляд на вещи представляют собой традиционный способ интерпретации древних китайских текстов таких, как всё те же ДДЦ и ИЦ.

Оффлайн bumali

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2408
  • Карма: 35
Re: Различия восприятия на востоке и западе
« Ответ #3 : 29 Ноября 2004 18:07:41 »
просто странно звучит, чтобы взяв китайца - рассматривать его сознание как иньское или яньское :-)

И полагать, что это поможет определить различие в восприятии между востоком и западом

Оффлайн bumali

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2408
  • Карма: 35
Re: Различия восприятия на востоке и западе
« Ответ #4 : 29 Ноября 2004 18:08:28 »
Может, поясните сначала, что вы понимаете под "восприятием"?
Только не цитатами из Новой философской энциклопедии, пожалуйста.
« Последнее редактирование: 29 Ноября 2004 18:08:59 от bumali »

Оффлайн lier

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 382
  • Карма: 5
Re: Различия восприятия на востоке и западе
« Ответ #5 : 29 Ноября 2004 19:59:43 »
просто странно звучит, чтобы взяв китайца - рассматривать его сознание как иньское или яньское :-)

И полагать, что это поможет определить различие в восприятии между востоком и западом

А что же здесь странного. Есть и Иньское сознание и янское, не стоит конечно абсолютизировать ни один принцип, внутри Инь есть Ян и наоборот. Инь и Ян есть базовые категориальные классификаторы, которые используются не для того, чтобы делать окончательные и категорические выводы, а лишь для того, чтоб строить свои рассуждения, ведущие к правильным действиям, на основании выработанной и с их помощью стратегии поведения.

Оффлайн lier

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 382
  • Карма: 5
Re: Различия восприятия на востоке и западе
« Ответ #6 : 29 Ноября 2004 20:04:03 »
Восприятие представляет собой определённую функцию сознания, которая описывается в рамках, как было сказано выше, внутренних ощущений, внешней сенсорики и т.д. Здесь то чего непонятного? Вы же понимаете о чем идёт речь, когда говорите о том, как вы воспринимаете искусство, или воспринимаете предмет, или просто воспринимаете мир. Я не предлагаю вести спор о терминах. Если со словарями, то это не ко мне. Проще нужно смотреть на вещи, и мир тутже покажется значительно более сложным ;D
« Последнее редактирование: 29 Ноября 2004 20:05:52 от lier »

Оффлайн bumali

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2408
  • Карма: 35
Re: Различия восприятия на востоке и западе
« Ответ #7 : 29 Ноября 2004 20:12:20 »
Возьмите конкретного китайского индивида. Например, преподавателя.
Как вы будете оценивать его восприятие мира в контексте инь и янь?

И, например, американца, у которого эти категории полностью отсутствуют.

А какими категориями вы будете оценивать восприятие европейца, прожившего в Китае 20 лет?
У него его внутренний мир будет делиться на инь и янь или нет?

Оффлайн lier

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 382
  • Карма: 5
Re: Различия восприятия на востоке и западе
« Ответ #8 : 29 Ноября 2004 21:20:44 »
А как вы понимаете, что такое Инь и Ян в качестве категориальных инструментов и для чего они вообще используются. Для чего я вообще буду оценивать отдельного китайца через Инь и Ян? Буду рад, если объясните.

ellunas

  • Гость
Re: Различия восприятия на востоке и западе
« Ответ #9 : 29 Ноября 2004 21:49:14 »
Возьмите конкретного китайского индивида. Например, преподавателя.
Как вы будете оценивать его восприятие мира в контексте инь и янь?

И, например, американца, у которого эти категории полностью отсутствуют.

А какими категориями вы будете оценивать восприятие европейца, прожившего в Китае 20 лет?
У него его внутренний мир будет делиться на инь и янь или нет?



Забавно, а какая разница, американца, европейца или китайца мы рассматриваем при помощи Инь и Ян? Это ведь все равно что спрашивать у человека, какие химические элементы из таблицы Менделева он знает и на этом основывать свое мнение о том, какие элементы входят в состав его тела.  :)

Вопрос в том, принимаете Вы или нет предложенные Вам категории - такие как Инь и Ян, к примеру. Вы текст lier-а читали?

Оффлайн bumali

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2408
  • Карма: 35
Re: Различия восприятия на востоке и западе
« Ответ #10 : 29 Ноября 2004 21:53:25 »
[quote author=lier как вы понимаете, что такое Инь и Ян в качестве категориальных инструментов и для чего они вообще используются. Для чего я вообще буду оценивать отдельного китайца через Инь и Ян? Буду рад, если объясните.[/quote]

ТАк это мне интересно, каким образом вы применяете эти категории (инь и янь)?
Я иронизирую. Не понимайте буквально.
Мне не понятно, при чем тут инь и янь вообще :)

Оффлайн bumali

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2408
  • Карма: 35
Re: Различия восприятия на востоке и западе
« Ответ #11 : 29 Ноября 2004 21:57:19 »
Lier писал: "в рамках восточной терминологии, первый уровень является янским, то есть активным, а второй иньским. Это абсолютно логично с точки зрения логики так называемых последующих небес".

Для меня это - полный бред.
Может, я ничего не понимаю, но мне это кажется АБСОЛЮТНО оторванными от жизни умозрениями.

Оффлайн lier

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 382
  • Карма: 5
Re: Различия восприятия на востоке и западе
« Ответ #12 : 29 Ноября 2004 22:09:33 »
Lier писал: "в рамках восточной терминологии, первый уровень является янским, то есть активным, а второй иньским. Это абсолютно логично с точки зрения логики так называемых последующих небес".

Для меня это - полный бред.
Может, я ничего не понимаю, но мне это кажется АБСОЛЮТНО оторванными от жизни умозрениями.

Это вы просто не в теме. Это термины Книги перемен, и на них, чтобы не устраивать лекторий, можно просто не обращать внимание. Может быть и есть смысл вдаваться в специальные частности, но мне интересно, что вы скажете насчёт базового тезиса этой заметки: Для европейского (или условно, западного) типа сознания характерна опора на внешнюю сенсорику, то есть зрение и осязание, тогда как для восточного типа сознания больший акцент лежит на внутреннем ощущении, выраженном в слухе и обонянии?

Оффлайн bumali

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2408
  • Карма: 35
Re: Различия восприятия на востоке и западе
« Ответ #13 : 29 Ноября 2004 22:20:21 »
Если поразмышлять, то из тезиса, что для восточного сознания более характерно обращение к внутреннему познанию, перечеркивает вообще все, что писалось, в том числе и в западной философии.

Трудно сравнивать. Знаете почему?
во-первых, что общего имеет книга перемен с сегодняшним востоком?
во-вторых, тот взгляд "вовнутрь" - это черта, свойственная вообще для традиционного общества.
Поэтому корректнее, на мой взгляд, было бы, сравнивая восток и запад, проводить анализ традиционного и нетрадиционного (то бишь западного) восприятия мира.
НО, поступая так, мы скатимся на уровень 60-х гг., когда под нетрадиционным понималось только западное, а под традиционным  - отсталое, т.е. восточное.

Вы понимаете, что я имею ввиду?

Оффлайн lier

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 382
  • Карма: 5
Re: Различия восприятия на востоке и западе
« Ответ #14 : 30 Ноября 2004 00:50:31 »
Мне кажется, что я понимаю, о чём вы. А вот действительно интересный вопрос, какую роль играет книга перемен в жизни современного востока. С моей точки зрения огромную, основную смыслообразующую функцию выполняет на дальнем востоке именно книга перемен.

Оффлайн bumali

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2408
  • Карма: 35
Re: Различия восприятия на востоке и западе
« Ответ #15 : 30 Ноября 2004 00:57:29 »
Например?

Оффлайн bumali

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2408
  • Карма: 35
Re: Различия восприятия на востоке и западе
« Ответ #16 : 30 Ноября 2004 01:03:44 »
где эта книга сегодня используется , кроме как в гадании и прочих полуязыческих явлениях?

Или вы имеете ввиду тягу китайцев к афоризмам и сказаниям, истинный смысл которых уже давно забыт, но это просто модно.
И из книги перемен тоже многое используется .....??

Оффлайн lier

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 382
  • Карма: 5
Re: Различия восприятия на востоке и западе
« Ответ #17 : 30 Ноября 2004 02:37:25 »
Здесь возникает вопрос: И-цзин - это просто книжка или более широкое явление, в котором книжка является определённым выражением этого явления, возможно обобщающим, но отнюдь не исчерпывающим? Я склонен к такому видению. Если это так, то очень много сторон традиционной китайской жизни направляются концепциями И-цзина. Сами по себе гадания как процедура играют определённую роль в современном китайском обществе, но отнюдь не определяющую, а вот логика И-цзина как основа аналитических моделей в китайской ментальной системе, возможно, оказывает значительное влияние на поведенческие стереотипы рядовых китайцев.
« Последнее редактирование: 30 Ноября 2004 02:38:12 от lier »

Оффлайн kwisin

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1995
  • Карма: -14
  • Пол: Мужской
Re: Различия восприятия на востоке и западе
« Ответ #18 : 30 Ноября 2004 08:02:26 »
Было бы интересно послушать про логику И цзина и сознание китайцев.
Arbeit macht frei

Оффлайн bumali

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2408
  • Карма: 35
Re: Различия восприятия на востоке и западе
« Ответ #19 : 30 Ноября 2004 16:05:07 »
Например, как вы с этой точки зрения объясните такой факт:
маршрутное такси.
У нас является нормой передать деньги за проезд. Или в автобусе - за билетик.

Никогда этого я не видела в Китае.
Каждый лезет, толкается, но передает сам. А на иностранцев, просящих передать деньги, смотрят как на странных.

Почему?

Просто банальный пример из тысячи примеров.
Как здесь работает ваш механизм?
« Последнее редактирование: 30 Ноября 2004 16:05:54 от bumali »

Оффлайн lier

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 382
  • Карма: 5
Re: Различия восприятия на востоке и западе
« Ответ #20 : 01 Декабря 2004 17:37:44 »
Например, как вы с этой точки зрения объясните такой факт:
маршрутное такси.
У нас является нормой передать деньги за проезд. Или в автобусе - за билетик.

Никогда этого я не видела в Китае.
Каждый лезет, толкается, но передает сам. А на иностранцев, просящих передать деньги, смотрят как на странных.

Почему?

Просто банальный пример из тысячи примеров.
Как здесь работает ваш механизм?

Да как нибудь работает. А почему бы это не объяснять с точки зрения тонкой биохимии внутриклеточной жидкости? Нет смысла объяснять этот процесс с точки зрения Логики Перемен, для этого есть другие механизмы. Точно также не будешь объяснять технологию забивания гвоздей с точки зрения квантовой механики или фундаментальных законов физики. Не функционально.

Оффлайн lier

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 382
  • Карма: 5
Re: Различия восприятия на востоке и западе
« Ответ #21 : 01 Декабря 2004 17:40:26 »
Как вы думаете православие, как идеология или логика, играет рольв формировании российской ментальности? Я думаю, что да и немалую. А вот как оно непосредственно определяет стереотипы поведения в бытовой среде, нужно исследовать в конкретике исторических процессов, используя более сложные многофакторные модели, а не простые указания на наличия явлений, вырванных из контекста?

Оффлайн bumali

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2408
  • Карма: 35
Re: Различия восприятия на востоке и западе
« Ответ #22 : 01 Декабря 2004 18:50:31 »
ТАк я и предложила вам оценить явление именно в вашем контексте.

Тут вспомнилось мне: недавно один мой знакомый китайский предприниматель переводил книжку о китайской кухне с китайского на русский.
Книжка в картинках-своего рода комиксах. ТОлько картинки и названия все - реальные, т.е.  - реклама.

Но что интересно - обложка этой книжки. На ней были изображены два глаза: европейца и китайца.
В европейском - значок "$" и голая женщина, в китайском - миска с рисом.

Это ж тоже как-то соотноситься с тем, о чем вы говорите.

Я не пытаюсь вас критиковать. Я действительно - не в теме.
ПРосто интересно понять, каким образом известные и понятные мне факты из современной жизни Китая соотносятся с научной вашей трактовкой.

Оффлайн kwisin

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1995
  • Карма: -14
  • Пол: Мужской
Re: Различия восприятия на востоке и западе
« Ответ #23 : 01 Декабря 2004 23:59:33 »
Расслабьтесь, Бумали, lier все равно ничего вам не скажет толком. Это не в его стиле :o
Arbeit macht frei

Оффлайн bumali

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2408
  • Карма: 35
Re: Различия восприятия на востоке и западе
« Ответ #24 : 02 Декабря 2004 00:07:33 »
к чему это вы? ???

он что - вьетнамский партизан?
совсем ничего не скажет? ;)

А мне казалось, что он и заварил этот разговор, что б что-то сказать...
« Последнее редактирование: 02 Декабря 2004 00:08:30 от bumali »