Что-то вы забыли Макса Вебера "The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism"
It is true that the Protestant doctrines asked men to accept a humbler station and concentrate on mundane tasks and duties and, without a hierarchical church structure, there was no example of upward-mobility, acquisitiveness and expenditure. Yet it was precisely this that engendered the "work-and-save" ethic that gave rise to capitalism. Dedication to and pride in one's work, Weber claimed, is inevitably a highly productive attitude. The Calvinist ethic of "godliness" through the humble dedication to one's beruf (calling/duty/task), meant economic productivity was consequently higher in Protestant communities. In contrast, the upward-mobility that was possible in hierarchical Catholic society meant that a lot of people found themselves in jobs which they saw only as way-stations to higher and better positions - thereby dedicating only a minimal or nominal attention to the given task as finding it either beneath their dignity or certainly not worth resigning to as their end in life. Consequently, Weber concluded, Catholic communities tended to be less productive.
Давайте в понятиях определимся. Если понимать капитализм в рамках марксовой теории, то веберовский конструкт еще можно применять. О рамках применимости я еще скажу, но вернемся к определениям. Марксова дефиниция (Зомбарт, вотэвэр...) не является ни общепринятой, ни приложимой к исторической реальности, за исключением короткого исторического периода. Это маргинальная, хотя и довольно влиятельная, концепция. Большинство людей, этим предметом занимающихся, рассматривает капитализм не как строй, а как уклад. Этот уклад существовал довольно долго и в каких-нибудь ассирийских табличках его вполне можно найти. Нашли, собственно.
Если мы посмотрим на историю Европы, то легко обнаружить, что начиная примерно с 11 в. этот и ранее существоваший уклад торжествует в нескольких городах-государствах Италии – Генуе, Венеции, Перудже, Вероне и т.д. Связан он был, конечно, с левантийской торговлей, но позже быстро охватил гигантские территории. Охватил, натурально, фрагментарно, но тем не менее очень широко. Этот уклад вполне можно назвать настоящим капитализмом, потому как все существенные институты, регламенты, структуры, етц, в той или другой степени развития там существовали.
(Кстати, где-то выше говорилось о роли еврейских ростовщиков в этом процессе. Это не так. Еврейские банкиры господствовали в исламском мире и в Испании после Реконкисты, а в капиталистической Европе раннего периода главным заимодавцем было население, а главным проводящим инструментом католическая церковь, ордена и частные банки, создаваемые преимущественно итальянцами. Упадок «христианского» банковского дела начался только с Реформацией. Лютеране, между прочим, выступали против ростовщичества еще и потому, что между делом захватили серебряные рудники и банки им были только помехой. Евреи же на раннем этапе занимались мелким, домашним кредитом. Просто их было сравнительно много, они занимались повседневными операциями и этим регулярно навлекали на себя гнев соседей. Они не были частью капиталистического уклада, это все броделевские повседневные структуры.)
Что же касается самой концепции Вебера, то она также представляется неподтвержденной. Превосходство протестанского типа экономики (если таковой мы вправе выделять) является историографическим мифом, на этот счет есть специальные монографии.
Вообще сами по себе эти выкладки были довольно забавны – Вебер, как известно, вообще писал о личных впечатлениях. А его ученики, вроде Мартина Оффенбахера, и вовсе превратили изыскания в фарс. Оффенбахер, например, приводил результаты статобследования в Бадене в 1895 году, причем оказывалось, что протестанты живут лучше, чем католики. Протестантов там просто было меньше и они были в основном приезжие, и занимались всякими выгодными вещами. Иначе зачем же приезжали? Если азербайджанцы в Москве зарабатывают в среднем больше, чем русские, обозначает ли это превосходство шиитской этики над православной?
С другой стороны, если внимательно присмотреться к жизни протестанской голландской общины в Батавии, например, или там на Десиме японской, то мы легко обнаружим весь набор удовольствий, наслаждений и пороков, столь чуждых духу протестанта. По веберовскому сценарию чуждых, разумеется.