Интересная и полезная тема, надо заметить. Один мой знакомый соотечественник, утром отъезжая от подъезда, сразу обзывает всех китаянок, выруливающих в то же время на своих новеньких BMW коровами, свиньями и дурами, и двигаясь далее по городу непрерывно комментирует все происходящее словами, из которых самое мягкое - "насекомые". При этом непрерывно бибикает, дергает машину, кидается из ряда в ряд, натыкаясь на автобусы, и особенно негодует по поводу манеры движения таксистов, которых считае личными врагами. Интересно, что когда мне приходится ездить на китайском такси, поездка оставляет вполне приятное впечатление, езда достаточно быстрая, безопасная, причем не сопровождается криками, бибиканьем и скачками по дороге. В чем же дело?
Я вожу машину в Китае с 1986 года, и еще тогда из интереса полистал "Правила дорожного движения КНР", где первая фраза звучала примерно так: "Правила дорожного движения в КНР существуют для укрепления социалистической законности"... И это верно, больше никакого применения для этого текста на практике не заметно. Однако!!! Это вовсе не значит, что не существует правил движения неписаных, благодаря которым вся эта разнородая масса не только движется, но и почти всегда достигает намеченной цели.
Да, пока не забыл, вопрос к Margo: нельзя ли поподробнее рассказать о процессе получения первых водительских прав в Китае (обучение, формальности, экзамены), поскольку я свои российские переоформил в китайские за полчаса без всяких трудностей и потому был лищен удовольствия проверить свои способности...
Итак, на основании своего вполне позитивного опыта могу поведать следующее в помощь тем, кто сам начинает ездить за рулем по Китаю:
Во-первых, необходимо отбросить как абсолютно бесполезные свои знания правил РФ и навыки вождения по Москве (я не имею в виду навыки управления автомобилем - они должны быть уверенными). Всякие скоростные многоходовые перестроения с полосы на полосу, прохождения перекрестков и поворотов в городе без потери скорости, езда в управляемом заносе, старт с пробуксовкой колес гарантируют вам убийство гражданина КНР со всеми вытекающими последствиями. Этого делать не надо. Эстетика транспортного потока в Китае заключается в том, что он должен быть подобен извивающемуся дракону (как и Великая стена - для того она и строилась, по существу), двигаться плавно и величаво, при этом извиваясь волнами и кольцами. Осознайте это, и сразу станете получать эстетическое удовольствие от созерцания этой на первый взгляд необычной картины.
Во-вторых, изучите в городе основные и желательно второстепенные улицы, запомните ориентиры, внимательно присмотритесь к тому, как складывается в разное время дня ситуация на различных участках дорог. В результате сможете спланировать маршрут так, чтобы не воткнуться внезапно в улицу, превращающуюся на несколько часов в рынок, или в скопище пригородных автобусов у вокзала, или в переулок, превращенный в площадку для занятий физкультурой местного отеления вооруженной народной полиции, или на перегороженный по случаю какого-нибудь инцидента переулок у иностранного посольства, и т.д., вариантов множество. Т.е. активно и целенаправленно интересуйтесь жизнью города. Посматривайте теленовости - там часто рассказывают о том, какую улицу закроют на реконструкцию. Развороты через двойную сплошную линию почти всегда - следствие неспособности спланировать оптимальный маршрут.
В-третьих, не зевайте и прогнозируйте ситуацию. Чтобы ситуация оставалась под контролем, можно регулировать несколько параметров, в том числе, собственую реакцию посредством воздержания от употребления, поддержанием нормальной температуры тела, добровольным отказом от разговора по мобильнику, жевания яблока, глотания воды из бутылки, рассматривания объкектов. Научитесь целенаправленно вертеть головой и глазами, собенно при перестроениях. Но наиболее эффективно контроль за ситуацией достигается снижением скорости. За все время моего вождения в Китае я, кажется, не видел столько аварий, сколько в Москве попадается на глаза за один день, все - из-за кардинального различия в скорости движения.
Даже в Китае из вакуума ничего не появляется, и всякий движущийся объект имеет определенные динамические характеристики: идущий в среднем ряду по скоростной дороге грузовик почти никогда не совершает резких перестроений, на обгон идет постепенно, а если вдруг начал резко менять полосу - не ругайте его козлом - вероятнее всего впереди сужение дороги из-за ремонта, и ему просто некуда деться. кстати, на скоростных дорогах на легковой машине лучше всего двигаться в левом ряду, поскольку в среднем и особенно правом грузовиками продавлены колеи, и на них неприятно бросает. Если видите, что метрах в 200 сзади появилась более скоростная машина, своевременно освободите полосу - и козлами ругаться не будете, и скорость не потеряете, и машину не замучаете. Учтите, что ночью встречные грузовики будут сильно слепить дальним светом, поэтому без особой нужды в темноте по скоростным лучше не ездить. Если обгоняете впереди дущую машину - поморгайте дальним светом - мешать вам наверняка не станут.
На обычных загородных дорогах не упускайте из виду всех движущихся и стоящих впереди осликов, лошадок, саньлунчэ и тракторов. Они могут совершать без предпреждения любой маневр, если рядом есть постройки, въезды на поля, пересечения дорог. Они - у себя дома, и так привыкли.
В районе строек аналогично ведут себя самосвалы - одиночные и стадом.
Вернемся, однако, в город... Здесь я вообще очень редко пользуюсь звуковым сгналом - и ничего. На него обычно никак не реагируют. Просто надо вписаться в темп движения, ни в коем случае не совершать резких маневров и рывков скорости. Двигайтесь как рыба в косяке, плавно приближаясь к намеченой точке. Синхронизируйте свое движение с потоком, грамотно расчитывайте скорость и траекторию, чтобы прошмыгнуть куда надо, при этом не ввергнув окружающих в панику. И велосипеды, и пешеходы будут вас обтекать в непосредственной близости, оставляя все же возможность понемногу двигаться. В конце концов все движение просто остановится и вас пропустят, куда надо.
Если вы приехали в незнакомый город впервые, и в нем не ориентируетесь, но должны найти определенный адрес, рекомендую остановить первого же таксиста, объяснить, куда надо, и следуйте за ним, пообещав заплатить. Лучше, конечно, потом заплатить, но времени и нервов сэкономите много.
Будучи остановленным полицейским за нарушение, не пытайтесь ничего объяснить, забудьте напрочь китайский язык, сделайте лицо, как в фильмах о лаоваях, случайно забредших в глухую цинхайскую деревню: вас отпустят.
Ну еще надо, конечно, внимательно относиться к светофорам, поскольку в районе их установки движение несколько утрачиват гармонию, и надо быть повнимательнее, поскольку сигналы светофора публикой не воспринимаются строго. Правый поворот на красный - это практически норма жизни, надо сказать, удобная. Не паркуйтесь, где нельзя, и не уволокут ваше авто на штрафстоянку - лучше уж заплатите зп платную парковку, или ножками походите.
Ладно, утомил, наверное, короче: как русская водка не подходит к китайским блюдам и наоборот, так и российская манера вождения автомобиля не подходит к движению в Китае (и наооборот).
Кто это осознал и применил на практике, тому на дорогах КНР будет счастье .