Культурность, имхо, - это показатель культуры общения, синоним воспитанности, т.е мерило этических знаний и, особенно, навыков. Не совсем 文化水平
А про тягу к знаниям, сбережение-накопление, тут тоже момент: не уступают место в транспорте, ломятся в вагон метро еще до того, как он открыл двери, человек 80 из 100. А знания накапливались и сберегались тонким слоем образованных людей, которых - историки, поправьте! - было, может, 1 на 1000. За счет общего количества столько знаний столько лет прохранилось. Неоднородны китацы весьма, поэтому сложно делать обобщения.
Вот, кореист мне один рассказывал, что в Южной Корее четко видно, кто из интеллигентного рода, а кто из плебейского. И по внешности, и по воспитанию и по соц. положению. В Да Лу точно этого нет, может, на Тайване сохранилось что?
Интересный вопрос, аккурат для такого форума. Межкультурные коммунникации всякие и т.д.
Мерило этических знаний у каждой народности на столько различны, что заниматься сравнением и пытаться понять или подогнать их под клеше нашего свами wen hua shui pin'a дело пустое и неблагородное

.
Что бы понять на сколько актуально мерило этических знаний данного общества для данного общества ( Китай) на сегодняшний момент, не достаточно быть китаистом, не обходимо быть полноценной частью данного общества. Целиком и полностью впитать в себя культуру данного общества и только после этого получить моральное право на рассуждения избегая сравнений " что у них и как у нас ".
Если говорить о сегодняшних Кореях и о Тайванях , как об обществе, где четко прослеживается граница, между плебеями и " интеллигхенским родом". ТО да, это так. Ну, внешность и соц. положение - это дело десятое - Внеш. вид всегда обманчив, а соц. положение того же самого политического деятеля на много выше простого Учителя, но любой пол. деятель, круп. пред-тель и тд. и т.п всегда снимет шляпу перед учителем. Если говорить о воспитание -образование, то в Корее, где во-первых эталоном "интеллигхентности" ( называйте это как хотите) - являеться наличие диплома о высшем образование и, если вы хотите подняться на ступень выше, продолжения образования зарубежом. ( в большенстве случаев - это Америка, а для тех кто ограничен в средствах - Канада). Общаясь с корейцами иногда даже диву даешься как они высоко ценят "американскую корочку" и с каким восхищением они смотрят в сторону того континента ( по вопросу образования).
Если говорить о Тайване, то здесь не наблюдается такого повального стремления получить высшее образование или продолжить его зарубежом. (по сравнению с Кореей). Хотя высшими учебными заведениями они здесь тоже не обделены. Для такого небольшого острова их достаточно много.
Преподавательский состав здесь в основной своей массе являются адептами либо амер.-европейской, либо японской культуры. Есть также свои, так сказать "доморощенные интеллигенты " в основном - преподы guo wen'a и истории - люди, которые действительно гордятся тем, что являются носителями китайской культуры, поэтому свои нормы поведения полностью строят на основе этических знаний данной культуры, не обращая ни мальйшего внимания на японизацию или американезацию wen hua shui pin'a Тайваня.
Различия между "просвещенным классом" и плебеями будь то на Тайване или в Корее естественно существует, но ,как мне кажется, нa wen hua shui pin'e это особо не отразилось.
Где-то я читал, что мерилом культуры какого-либо общества - является его отношение к старикам и детям , как к самым беспомощным и слабым его членнм. А Плевки, чавканье, рыгание и стадное чувство при входе в вагон метро - это скорее уже из ряда особенностей культур