Автор Тема: Отношение к работе  (Прочитано 13317 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Kirilo

  • Гость
Отношение к работе
« : 12 Октября 2005 19:48:20 »
Из "Путеводитель бизнесмена по Восточной Азии"1993 Нью-Йорк и разных сайтов.
Корейские представления о престижности работы  не похожи на российские, отличаются они и от американских.Для корейцев важна стабильность рабочего места. Для выпускников университетов главным критерием выбора работы является именно ее стабильность.Во-вторых, престижность в Корее не всегда совпадает с доходностью. Многие «выгодные» с финансовой точки зрения места не пользуются среди корейцев особым престижем, и наоборот, многие престижные места отнюдь не являются высокооплачиваемыми.Едва ли можно построить однозначную шкалу престижности тех или иных профессий и родов деятельности, но выделить некоторые общие ориентиры вполне возможно. Как правило, работать в государственной организации престижнее, чем в частной, в крупной — престижнее, чем в мелкой, в некоммерческой — престижнее, чем в торговой. В этом явно отразились традиционные идеалы корейских дворян -янбанов, которые испокон веку уважали чиновничью -но   не военную службу, и с презрением относились к ремеслу и, особенно, торговле, заниматься которыми дворянам запрещалось категорически. Но в старые времена для корейского дворянина не было ничего зазорного в том, чтобы самому идти за плутом и заниматься иной крестьянской работой.Как показывают социологические опросы, наиболее уважаемые профессии в современной Корее — это юрист, врач, профессор, государственный служащий. Уважение к врачу и юристу — это явный результат американского влияния. Уважительное же отношение к профессору или государственному служащему — это отражение многовековой конфуцианской традиции. Некоторый престиж в Корее имеют и занятия «свободными искусствами» — живописью, музыкой, литературой. В то же время бизнес, особенно мелкий, не пользуется в Корее особым уважением, так что на шкале престижа даже преуспевающий бизнесмен находится где-то на уровне профессора из заштатного университета (при том что профессорские доходы раз в 5—10 ниже). О мелком бизнесе не приходится и говорить, тем более что в Корее он не отличается и особой доходностью (доходы среднего лавочника меньше доходов квалифицированного рабочего). Сформировался даже этакий комплекс: корейские бизнесмены часто ощущают некую социальную неполноценность по сравнению с профессорами или деятелями искусства, и миллионер, встретившись с профессором Сеульского государственного университета, часто ведет себя подобострастно и заискивающе, в то время как профессор всячески подчеркивает свое социальное превосходство над собеседником. Следует отметить и специфическую для корейцев, занимающих высокое положение в иерархии, манеру говорить и держать себя. Традиционно в Корее считалось, что уважающий себя человек должен быть немногословен, и эти представления сохранились до нашего времени. В особой степени это относится к тем, кто занимает высокие места на иерархической лестнице. Настоящий начальник и вообще «большой человек» в идеале говорит мало, тихим и несколько монотонным голосом, двигается неспешно и солидно. Склонность к многословию, привычка открыто выражать свое мнение и демонстрировать окружающим свои эмоции корейцы воспринимают как признак несерьезности, легкомыслия. Старая традиция требовала, чтобы человек, и в особенности — представитель конфуцианской элиты, был внешне абсолютно бесстрастен, чтобы его лицо было «подобно дереву или камню».Эта культурная особенность в отношениях с европейцами сплошь и рядом ведет к неприятным коллизиям. С одной стороны, многие европейцы (равно как и русские или американцы) из-за свойственной им общительности воспринимаются как люди «легковесные» и «несерьезные» и, вследствие этого, не слишком достойные доверия. С другой — обычные ддя образованного и высокопоставленного корейца старой закалки немногословие и подчеркнутое отсутствие эмоций (точнее, их внешнего выражения, ибо, по сути, корейцы — очень эмоциональный народ) зачастую вызывают у европейцев подозрения в «восточном коварстве» и, соответственно, инстинктивное недоверие.
Для большинства корейцев их общественный престиж не менее важен, чем материальное благосостояние, и порою, для того чтобы повысить свой общественный статус, они идут на весьма большие финансовые жертвы.
Традиционная мораль корейцев высоко ставит личные контакты, непосредственное общение, поэтому без них в Корее невозможно решить ни одной серьезной проблемы.Корейцы в большинстве своем — открытые, коммуникабельные, воспитанные люди. Поэтому не исключено, что выказываемое ими к иностранному предпринимателю теплое отношение отнюдь еще не означает, что ваше дело «на мази».Если иностранец хочет добиться успеха в бизнесе с корейцами, он должен свое уважение к ним проявлять достаточно демонстративно. Иначе его шансы на успех снизятся. Поэтому следует четко представлять соотношение собственного статуса со статусом корейского партнера. Обмен визитными карточками поможет это выяснить.Корейские бизнесмены обычно довольно напористо и агрессивно ведут переговоры. Это не мешает им традиционно растягивать протокольную часть. Вместе с тем корейцы, в отличие, от представителей японских компаний, не склонны подолгу обсуждать второстепенные детали соглашения ради того, чтобы обеспечить плавный переход к главной проблеме. Корейцы ценят ясность и четкость изложения мыслей и предложений со стороны партнеров по переговорам.Чаще всего корейские бизнесмены не выражают открыто несогласие с позицией партнера, не стремятся доказать его неправоту (и, кстати, того же ждут от него). Поэтому при общении с корейцами не нужно употреблять выражений типа «надо подумать», «ваше предложение нуждается в длительном изучении», «решить этот вопрос будет нелегко» и т. п., поскольку они будут восприняты противоположной стороной не как готовность к долговременным усилиям по выяснению возможностей реализации деловых предложений, а лишь как констатация их неприемлемости, по крайней мере, на данном этапе. Корейцы не любят заглядывать далеко в будущее, их куда больше интересует непосредственный, ближайший результат собственных усилий.
Корейцы довольно щепетильны в вопросах одежды: на переговорах с ними мужчинам лучше всего быть в строгом деловом костюме и белой рубашке с неярким галстуком; для женщин абсолютно исключены брюки. Не принято курить в присутствии старших по возрасту и должности.Отдельных кабинетов в корейских офисах нет (или, точнее, почти нет), Офис крупной корейской фирмы выглядит на российский взгляд более чем непривычно. Он представляет собой огромный светлый зал. Нет ни коридора, ни отдельных кабинетов, все сотрудники сидят и работают в одном огромном помещении. К примеру, главный офис одной из ведущих корейских газет более всего напоминал ангар для «Боршга-747», в котором находилось не менее двух сотен сотрудников. В международном отделе радиостанции KBS в одном зале сидит около полусотни журналистов и переводчиков. В некоторых офисах как например в отделении KOTRA для удобства сотрудники отгорожены друг от друга барьерами, но эти барьеры носят скорее символический характер, так как они создают иллюзию замкнутого пространства только пока вы сидите. Система эта — американского происхождения, и предназначена она для того, чтобы все сотрудники были на виду и всегда была возможность удостовериться, кто и как работает
« Последнее редактирование: 12 Октября 2005 19:52:17 от Kirilo »

Kirilo

  • Гость
Re: Отношение к работе
« Ответ #1 : 12 Октября 2005 19:48:51 »
Действительно, в такой обстановке практически невозможно укрыться от зоркого начальственного взгляда. Только начальство, причем даже не среднего, а высокого ранга, может располагаться в отдельных кабинетах. Менеджерам среднего звена в лучшем случае полагается небольшая отдельная загородка, отделенная от общего зала все тем же невысоким барьерчиком. Отдельные комнаты есть только для приема посетителей — небольшие помещения с неизменными низкими и очень мягкими диванами и креслами.В дальнем углу офиса или в отдельном помещении часто располагается «курилка», что совершенно необходимо. Не удивительно, что именно в курил-ке и рождаются те неожиданные идеи и блестящие тактические комбинации, которые определяют успех фирмы а иногда,  приводят и к ее краху. В некоторых фирмах курилка служит и местом питья кофе, без которого немыслима жизнь современного корейца. Кофе — национальный напиток современной Кореи как и Японии.Обычно для приготовления горячей воды для кофе используется специальное устройство. Состоит он из большого, литров на десять, съемного прозрачного пластикового бака с чистой питьевой водой, электрического нагревателя, через который проходит вода из бака, и двух кранов. Из одного крана можно налить холодную воду, а из другого — горячую. Сами баки выполняются сменными, и когда вода в одном баке кончается, в специальной фирме заказывается следующий, который в считанные минуты привозится мотоциклистом-курьером. Рядом с таким устройством стоят банки с растворимым кофе, с сахаром и с искусственными сухими сливками, а также разовые бумажные стаканчики, которые в Корее стоят очень дешево и из которых, в основном, и пьют на работе (держать там кружки считается негигиеничным) .Современные офисные здания, как правило, отапливаются зимой и кондиционируются летом, но даже и сейчас иногда еще встречаются офисы, посреди которых в холодное время года стоят мазутные печки или же электрические обогреватели. Разумеется, офисы компьютеризированы, оборудованы средствами связи, множительной техникой.


Традиции и бизнес.

В основе традиционного образа мышления корейцев лежит конфуцианская философско-этическая система ценностей. Центральным звеном конфуцианской модели мира является строго иерархично устроенная семья, в которой младшие ее члены беспрекословно подчиняются авторитету старших, особенно отца, а тот, в свою очередь, обязан быть справедливым и обеспечивать благополучие всех их. Жесткая иерархия пронизывает все корейское общество, она определяет как личные, так и служебные отношения любого корейца. Приехавшему из Европы, Америки или России иностранцу бросается в глаза то, насколько царящий в корейских фирмах стиль отношений отличается от стиля, принятого на Западе. Например, открытая демонстрация служебной иерархии на Западе зачастую воспринимается как нечто неприличное, начальство и подчиненные внешне держатся или уж, по крайней мере, стараются держаться как равные. В Корее это немыслимо, и поклоны, отвешиваемые начальнику по поводу или без повода, — это нормальное поведение корейского служащего.В конфуцианской традиции общество, государство, а позднее — и частная фирма всегда отождествлялись с патриархальной семьей, равенства в которой не могло существовать просто по определению: отец был старше матери, родители — старше сыновей, сыновья — старше сестер. Не случайно, что ни в корейском, ни в китайском языке просто не существует понятий «брат вообще» или «сестра вообще»: и брат, и сестра могут быть только либо старшими, либо младшими. Представление о том, что общество — это строго иерархизированная пирамида, в которой в принципе не может быть двух человек, совершенно равных по своему социальному статусу, сохраняется на Дальнем Востоке и поныне.
Данный тип отношений проецируется на все общественные институты и само государственное устройство; в том числе и на структуру взаимоотношений внутри корейских компаний.
Для корейца вполне очевидно, что, скажем, женатый человек находится на иерархической лестнице чуть повыше холостяка, а выпускник Сеульского университета — заметно выше выпускника провинциального вуза.
Иерархия выстраивается в соответствии с возрастом, образованием, местом работы и служебным положением. В группе быстро выделяется общепризнанный лидер и несколько человек, которые образуют своего рода «совет старейшин».
В руководствах для молодых служащих (подобные издания в изобилии появляются на полках корейских книжных магазинов) подробно объясняется, как следует выражать свое почтительное отношение к тем, кто находится выше тебя на общественной лестнице. Авторы таких пособий делят всех сослуживцев на три категории: во-первых, сослуживцы, находящиеся примерно на том же иерархическом уровне, во-вторых, всяческое «начальство» и, в-третьих, «сонбэ» — старшие коллеги, которые формально не являются, однако, прямыми начальниками. Уже по отношению к старшим коллегам следует проявлять всяческое уважение. Одно из пособий, предназначенных для молодых конторских барышень, прямо советует им: «Не умничай перед сонбэ!». В случае же общения с прямым начальником его высокий статус надо подчеркивать постоянно и всеми доступными способами.
Непонимание всех этих ритуалов — едва ли не основная причина служебных конфликтов для работающих в Корее иностранцев. В лучшем случае они просто не понимают местных правил игры, а в худшем — забывают древнюю (и очень любимую корейцами) пословицу: «В Риме делай так, как делают римляне» и пытаются перестроить свои отношения с коллегами и начальством на основании «принципов демократии» — в собственном понимании. Ясно, что последствия подобных экспериментов обычно оказываются печальными, в первую очередь — для самого экспериментатора-иностранца.Однако наряду с ориентацией на уважение гуманистических ценностей, следование нормам конфуцианской социальной морали имело следствием признание неравенства членов общества, формирование человека не в качестве независимой личности, а подчиненной единицы, существующей в строго иерархической общественонй системе, принадлежащей вышестоящей структуре. В результате, в менталитете корейских бизнесменов более ярко, , выражены такие факторы, как эмоциональность, повышение голоса на более младшего, субъективность, необычная лояльность, сентиментальность.Влияние, которое оказывает иерархичность на жизнь современного корейского общества, нельзя оценить совсем уж однозначно. С одной стороны, нравится это или нет, но именно иерархичность и конформизм во многом способствовали корейскому «экономическому чуду». Дисциплинированность рабочей силы, готовность корейцев без ропота сносить лишения и без пререканий исполнять приказы стали одним из факторов, который обеспечил и политическую стабильность, и высокую производственную дисциплину. Без стабильности и дисциплины был бы невозможен успех в тот период, когда развитие страны зависело от копирования зарубежных технологий. С другой стороны, излишняя иерархизированность становится в последнее время серьезной проблемой, ибо она во многом сковывает творческое мышление. Сами же корейские социологи часто высказывают мнение, что в Корее, невозможны настоящие научные дискуссии.

Kirilo

  • Гость
Re: Отношение к работе
« Ответ #2 : 12 Октября 2005 19:49:27 »
На основе исторической традиции формировались следующие ключевые характеристики менталитета корейского предпринимателя:
1)   Непотизм — общепринятая   форма   бизнес-администрирования. Очень часто компании управляются членами семьи владельца без существенного различия между владением собственностью и профессиональным управлением делами.
2)   В основе управления лежат прежде всего   личностные отношения, нежели целеориентированная мотивация.
3)   Вертикальные взаимоотношения в фирме более развиты, нежели горизонтальные.
4)   Доминирование эмоционального и авторитарного начал управления над демократической  и рациональной моделями поведения.
Корейская система управления ближе к японской, но имеет некоторые серьезные отличия.
1)   Корейцы    более    «статус-ориентированы»,   тогда    как японцы — «целеориентированы».
2)   У корейцев более ярко выражен феномен «сыновней почтительности» к родителям, тогда как у японцев — лояльность к руководству компании или нации.
3)   У корейцев акцент сделан на вертикальную или централизованную организацию человеческих ресурсов, у японцев — на горизонтальные связи.
4)   Корейцы   подчеркивают   индивидуализм и ориентацию на фактор семьи, у японцев — тенденция к коллективизму.
На основе культурно-исторических национальных особенностей ученые выделяют и другие существенные отличия и характерные черты менталитета и поведения корейских бизнесменов.
В отличие от Японии и США географическое расположение Корейского полуострова, открытого вторжениям мощных соседей, обусловило формирование у корейцев исторического чувства острой уязвимости, незащищенности, необеспеченности национальной и личной безопасности, сознания, что они могут рассчитывать только на себя в  борьбе за выживание в экстремальных условиях. В результате у корейцев выработалась склонность к максимализму, жесткости, упрямству, недооценка важности терпимости и компромиссов в переговорном процессе. Примером может служить радикализм и обоюдная нетерпимость прокоммунистического и антикоммунистического режимов на Севере и на Юге Кореи.
Поскольку в условиях национального порабощения в период 1905—1945 гг. семья оставалась единственным социальным институтом, в какой-то степени гарантирующим личную безопасность его членов, в Корее гипертрофированное значение  приобрели  феномен  семейственности  и  культ сыновней почтительности в масштабах и формах, незнакомых ни США, ни даже Японии, где сложилась традиция лояльности по отношению к старшим вообще.Ряд специалистов, связывающих способность народа к воображению, творческой активности, его восприимчивость к новациям с богатством и ролью мифологического наследия в национальном сознании, приходит к выводу, что корейцы по данным параметрам должны уступать американцам и японцам.Регионализм, наряду с феноменом семейственности, проявляется в Корее ярче, нежели в двух других рассматриваемых странах.   Происхождение   из   определенной   провинции, района, как и принадлежность к конкретному семейному клану часто имеют решающее значение для карьеры и успеха корейского чиновника и бизнесмена. Например, большинство президентов РК и сотрудников их администрации были выходцами из провинции Кенсандо.
На основе вышеизложенного в качестве характерных черт корейской системы менеджмента можно выделить следующие:
1.  Принятие   решения   на   основе   консенсуса — ближе   к японской модели.
2.  Преданность    компании — ближе   к  японской    модели (хотя менее выражена, чем в Японии).
3.  Индивидуализм — ближе к американской модели.
4.  Мобильность — ближе к американской модели.
5.  Важность продвижения и системы поощрения — общее.
6.  Близкие партнерские отношения между правительством и бизнесом — общее.
7.  Патерналистская система руководства с авторитарным стилем — ближе к японской модели.
8.  Конфуцианская рабочая этика — ближе к японской модели.
9.  «Инхва   тангель»   (Дух   гармонии и солидарности) — ближе к японской модели.
Таким образом, можно констатировать, что в то время, как американская и японские модели менеджмента весьма ярко демонстрируют принципиальные различия между собой, корейская система менеджмента обнаруживает ряд общих характеристик с обеими моделями, но все-таки больше тяготея к японской.

Kirilo

  • Гость
Re: Отношение к работе
« Ответ #3 : 12 Октября 2005 19:52:44 »
Основные традиционные элементы менталитета корейского бизнесмена.
1)   Неравенство в системе  преемственности   и  наследования компании в пользу старшего сына.
В корейской семье старший сын наследует львиную часть семейной собственности, в отличие от китайской, где сыновья получают наследство поровну, или японской, где единственный наследник выбирается из потенциальных претендентов. В соответствии с этим принципом в Корее старший сын естественным путем наследует компанию отца и управление ею.
2)   Исключительная   роль   семейного   клана   и  структура власти компании.
Группа лиц, принимающих решения в компании, складывается из ее главы и членов его семьи, а также ближайших родственников по отцовской линии или, в их отсутствие, из родственников по мужским линиям, наиболее приближенных к общему предку их рода. В соответствии с близостью к центральному корню генеалогического дерева компонуются и последующие слои управленческой структуры компании.
3)   Система старшинства управления персоналом.
Приоритет старшинства по возрасту четко определяет роль и место всех членов семьи, фирмы, что оказывает определяющее влияние на состав группы принятия решения, расстановку и продвижение исполнителей.
4)   Руководство «авторитета и обеспечение «гармонии».
В целях обеспечения мира и солидарности авторитет и единоначалие отца — главы семьи и фирмы не оспариваются другими членами семьи и подчиненными. Но одновременно на нем лежит обязанность поддержания гармонии и справедливого разрешения конфликтов между членами его семьи и внутри компании.
5)   Модель   мышления   наемных   сотрудников   компании: чувство принадлежности фирме   и   иерархической   подчиненности.
Феномен сыновней почтительности и послушания в семье моделируется на все структуры общества и взаимоотношения внутри компании: лояльность и подчинение вышестоящим в фирме; сильно развитое чувство принадлежности к данной фирме как к большой семье.
По мере ускоряющейся модернизации РК и углубления ее интеграции в мировое хозяйство происходит неизбежное усиление вестернизированных влияний на сознание корейских бизнесменов и администраторов. В настоящее время приходится говорить не о доминировании традиционных представлений и мотиваций в их практике, а только об относительно высокой доле в общей сумме составляющих их мировоззрение.
В итоге корейские ученые приходят к выводу, что РК давно прошла те этапы модернизации, когда ее могли удовлетворить простое копирование американской или японской моделей менеджмента, Сейчас она должна развивать свою собственную уникальную модель «корейского менеджмента». В ее основе должны лежать творческая реализация конвергенционного подхода, оптимальное сочетание лучших элементов традиционной конфуцианской философии, социальной этики и западного управленческого и иного опыта в сфере бизнеса. Подобный дихотомический гибрид, совместимый с социально-культурными и экономическими потребностями РК, и должен стать истинно «корейским менеджментом».

Рекомендации иностранным бизнесменам и инвесторам, создающим совместные предприятия в Южной Корее и работающим на ее рынке (с учетом факторов психологии и традиции).

Необходимость учета ряда особенностей корейского традиционного менталитета, проявивших наибольшую устойчивость в процессе модернизации.

1) Важность понимания традиционной системы возрастного и социального старшинства, проистекающей из традиционной установки почитания старших. На любой фирме старший по возрасту кореец должен пользоваться уважением вне зависимости от его пола, образования, статуса и компетенции.

2)   Необходимо использовать  потенциал  патерналистских отношений, большую способность «старшего» улаживать социальные конфликты и снимать напряжения между сотрудниками фирмы, а не только ценить профессиональную квалификацию при найме персонала.

3)   Корейские бизнесмены при принятии решений чаще отдают приоритет «ценностным понятиям»,   определенной   манере и стилю действий, тогда как их западные коллеги учитывают прежде всего «количественно осязаемые факты». Нередко главы корейских корпораций готовы пойти на определенные убытки ради того, чтобы данный вопрос был решен соответствующим образом в подобающей форме.