Iren, возможно следующая дискуссия заинтересует.
http://aftershock.su/?q=node/266885
Я все с этим ЕГЭ никак не определюсь, ибо далек от преподавания.
Но определенно, что математика - идеальный полигон ЕГЭ. Там достаточно четкие формулировки и ответы.
ЕГЭ по истории и литературе для меня загадка.
ЕГЭ был введен в 2001 году. С начала обсуждения этой темы только здесь прошло восемь лет. За это время было много изменений в ЕГЭ. Но по-прежнему идут споры. И по-прежнему появляются люди, вроде этого профессора.
Профессор высказал гипотезу, по которой назвал основной причиной упадка образования введение ЕГЭ. Такое впечатление, что он застыл в 2001 году и не видел всех перемен.
Почему я с ним не согласна и как я это вижу с позиции рядового работника образования (школьного и вузовского).
Начну с того, что ЕГЭ – это всего лишь форма-система проверки знаний учащихся или педагогических измерений успеваемости. Одна из многих. И как
любая проверка, она если и оказывает влияние на процесс образования, то незначительное. И степень этого влияния зависит от реализации и замороченности на этом учителя.
Само по себе тестирование, как форма проверки знаний, имеет давние корни. Еще со времен «A scale book» Фишера, полтора века как. Но это классическая теория тестов.
С тех пор было много вполне научных исследований. Появилось такое направление, как педагогическая тестология. Много наработок. Разные концепции, стратегии и математические модели. Предлагаются методы решения различных проблем: объективных измерений трудности заданий, шкалирования, эффективности и т.д. и т.п.
Наш ЕГЭ в какой-то степени строится на основе стахостической теории Item Response Theory (IRT).
Но, теория – это теория, а реализация – это реализация. Только со временем у нас в ЕГЭ что-то стало выравниваться. Ну, ошибки и опыт – дело такое.
Что сейчас имеем.Очень неплохие тесты по естественно-научным предметам. Особенно по математике и информатике. Т.е., тем предметам, где структура знаний хорошо укладывается в такую форму проверки.
В русском языке тоже все неплохо, учитывая введение сочинения.
В иностранных языках ввели аудирование.
Тот, кто говорит, что учителя вместо того, чтобы учить, натаскивают на тесты, никогда не видел КИМов и не пробовал натаскать хоть кого-нибудь.
Могу, например, про предмет «Информатика» заметить. Чтобы «натаскать», надо сделать так, чтобы ученик знал предмет. Т.е. разобрать и изучить всю обязательную часть информатики и научить ученика программировать. Иными словами, обычный процесс обучения. Если учащийся не сопротивляется, то он успешно сдаст хоть ЕГЭ, хоть экзамен… в силу знаний и навыков, а не из-за приобретённых рефлексов.
И все же, тут Вандал прав, с гуманитарными предметами (История, Литература, Обществознание..) пока все плохо. Тут система знаний и навыков другая. И она сложно укладывается в тесты. Только небольшая часть. Мое мнение, здесь тесты могут использоваться как вспомогательная составляющая.
И ... вуаля
9 апреля 2014 года министр образования Дмитрий Ливанов заявил, что с 2015 года планируется возврат к устному экзамену по гуманитарным предметам.
Отчего же образование все хуже и хуже? Это можно обсудить отдельно.