Из книги
«Смерти вопреки. Антология секретных учений о смерти и умирании в традиции Дзогчен тибетского буддизма». Перевод с тибетского и комментарии Ламы Сонам Дордже.
О просветлении умерших практикующих можно судить по пяти типам знаков: 1) по изображениям божеств, появившихся из или на их костях после кремации, 2) по появившимся реликвиям, 3) по возникшему свету, 4) по раздававшимся звукам и 5) по землетрясениям.
В отношении первого типа знаков в тантре "Светящиеся Мощи" сказано:
"В результате кремации опорных скандх загрязнённых останков
Того благородного человека, который превзошёл страдания,
Появляются изображения божеств
В виде мирных и гневных форм.
Если у йоги, имеющего такие знаки,
Появятся сразу два вида
Таких форм, то это значит,
Что он обрёл уверенность в великой
Изначально чистой сущности,
Не проходя через посмертное бардо.
Если у него появились изображения мирных божеств,
Это значит, что он узрел истину на пятый день [бардо]
И слился с просветлённым состоянием.
Если у него появились изображения гневных Кай,
То он освободился в бардо природы явлений
За одну пятую долю мгновения, о Дакини."
В отношении мощей-реликвий в той же тантре говорится:
"Реликвии диаспоры Татхагаты называются Щарирам.
Реликвии диаспоры Ваджра называются Варирам.
Реликвии диаспоры Ратна называются Чурирам.
Реликвии диаспоры Падма называются Сэрирам.
Реликвии диаспоры Карма называются Ньярирам.
Те, что называются Щарирам, бывают размером с горошину
Чистого белого цвета, гладкие и круглые.
Они состоят из тонких квинтэссенций [крови внутри] костей,
Которая, вызревая, приобретает круглую форму.
При наличии методических условий они появляются из головы.
Так называемые Варирам бывают тёмно-синего цвета,
Размером с горчичное зерно
Или с маленькую горошину.
Они формируются из квинтэссенции тепла
И появляются из пространства между рёбрами, о Дакини.
Так называемые Чурирам бывают жёлтого цвета
Размером с горчичное зерно,
И формируются из крови.
Они появляются из верхней части печени.
Так называемые Сэрирам красного цвета бывают как больше, так и меньше
Горчичною зерна, и формируются из совокупности всех элементов.
Они появляются из почек достойных людей, о Дакини.
А эти Ньярирам ясного изумрудного цвета, которые тоже бывают
Размером с горчичное зерно,
Образуются из квинтэссенции ментальной активности
И появляются из лёгких.
Все эти мощи имеют круглую форму,
И обладают ясным глубинным цветом пяти видов.
Аналогичным образом появляются
Тонкие реликвии Рингсэл, которые имеют
Размер кунжутного зерна или меньше,
И подвержены разрушению элементами.
Они означают перерождение в чистых мирах Нирманакаи.
Что касается реликвии Дунг, то их ничто не способно разрушить,
Ибо они очень твёрдые, прочные и нерушимые.
Они означают достижение бесстрашного просветления."
В тантре "Самовозникшее Осознавание" сказано:
"Появление изображений божеств, реликвий и света Объясняется как знак достижения Нирваны."
У многих читателей, наверное, возникнут вопросы о каких реликвиях идет речь, а может даже и сомнения в их существовании. Я вам могу гарантировать, что такие реликвии существуют, так как у меня лично имеется белая реликвия Рингсэл, появившаяся из тела первою Кармапы, Дусум Кхьенпа (1110-1194). После кремации моего коренного Учителя, Тулку Ургьен Ринпоче, также появились несколько реликвий Рингсэл, а на его черепе проявился слог "А", означающий перенос в Дхармакаю. Помимо этою я лично держал в руках реликвию, возникшую после кремации махасиддхи Тангтонг Гьялпо (XVI-XVII век н.э.), и не упустил случая её сфотографировать. Она представляет собой маленький кусочек бедренной кости этого великого тибетскою мастера, на котором под лупой можно видеть отчётливое барельефное изображение тысячерукого Авалокитешвары. Также есть фотография маленькой статуэтки Будды, сидящего на лотосе, образовавшейся из кости умершего в 1981 году в клинике в Чикаго, США, 16-го Кармапы, Рангджунг Дордже, после кремации в 1982 году в Индии. Среди его останков и пепла было найдено сразу несколько изображений Будд и множество мелких реликвий Рингсэл. Такие случаи среди тибетских мастеров не редкость, и их этим даже не удивишь. В тантрах описывается каким образом следует проводить кремацию йогинов, чтобы из их тела появились реликвии. Эта традиция строго соблюдается по сей день.