О взаимоотношениях Москвы и федерального бюджета сложилась целая мифология. Например, считается, что Москва - ведущий из десяти регионов-доноров, обеспечивающих перераспределение финансовых потоков в пользу остальных 80 регионов-реципиентов, Москва формирует основную часть доходов федерального бюджета, Москва совершенно не зависит от федерального бюджета, а вот федеральный бюджет от Москвы зависит целиком и полностью. Эти представления, между тем, не учитывают целый ряд аспектов финансовых взаимоотношений Москвы и федерального бюджета.
Доля собираемых и зачисляемых в федеральный бюджет доходов с территории Москвы в общей сумме доходов федерального бюджета действительно велика - в 1995 г. она составила 18,9 %, в 1996 г. - 26,0 %, в 1997 г. - 29,6%, в 1998 г. - 36,1 %. Эта ситуация объясняется как объективными (современным состоянием экономики города), так и субъективными причинами, в том числе, регистрацией в Москве организаций, фактическая деятельность которых происходит за пределами Москвы, прежде всего естественных монополий («Газпром», РАО "ЕЭС", «Транснефть», МПС), а также крупнейших нефтеэкспортеров («ЛУКойл», «ЮКОС», ТНК и пр.) и других общероссийских компаний. Так, налоговые доходы от трубопроводного транспорта составляют 21.3 % от общего объема налоговых доходов бюджета Москвы, в то время как никакие магистральные трубопроводы через Москву, как известно, не проходят.
В Москве, на протяжении последних лет, была также велика доля федерального бюджета в распределении собранных на территории доходов между федеральным и местным бюджетами. В 1995 г. она составила 45,6%, а в 1996-1999 гг. стабилизировалась на уровне 57-58%. Большая часть доходов зачислялась в федеральный бюджет только с территорий субъектов Федерации, являющихся офшорными зонами (Республики Калмыкия, Ингушетия, Алтай), а также с территории Агинского Бурятского АО. При этом, сказанное относительно налоговых доходов, зачисленных в бюджет Москвы с базы, находящейся за пределами Москвы, относится и к доходам, зачисленным в федеральный бюджет: более 25 % поступает с предприятий, зарегистрированных в Москве, но осуществляющих свою деятельность за ее пределами.
Между тем, в ходе исполнения бюджета в 1995-1996 гг., сложилась в некоторой степени абсурдная ситуация: Москва занимала первое место не только в доходах федерального бюджета, но и в федеральной финансовой помощи региональным бюджетам. Главный донор был и главным реципиентом. В 1995 г. доля направляемых в московский бюджет средств составила 7,9% от общего объема перечислений из федерального бюджета в региональные (что даже больше, чем доля Москвы в населении России), а в 1996 г. - 4,9 %. В дальнейшем эта доля снижалась - до 3,8 % в 1997 г. и до 2,2 % в 1998 г. В результате Москва занимала, соответственно, 4-е и 28-е места в списке крупнейших получателей средств.
На Москву приходится более 50% всех прямых федеральных расходов (в той их части, которая может быть идентифицирована в региональном разрезе). То есть, доля Москвы в прямых расходах федерального бюджета примерно в 8,5 раза превышает ее долю в населении России. По этому показателю Москва резко выделяется на фоне всех остальных регионов. Ситуация в подавляющем большинстве отдельных бюджетных статей аналогична ситуации по общей сумме расходов: доля Москвы в общем объеме прямых федеральных расходов по соответствующей бюджетной статье максимальна, а значения показателей по другим регионам во много раз меньше (часто более чем на порядок).
В виде финансовой помощи московскому бюджету в Москву возвращается очень небольшая часть собранных в ней доходов в федеральный бюджет - всего 0,8% (по данным за 1998 г.), то есть в этом - весьма узком - смысле Москва действительно является донором федерального бюджета. Тем не менее, необходимо отметить, что положение Москвы в данном случае отнюдь не уникально. В 4 региона (Татарстан, Башкортостан, Санкт-Петербург и Ямало-Ненецкий АО) средства либо вообще не возвращаются, либо возвращаются в меньших объемах. И, что еще более важно, донорами федерального бюджета в этом смысле являются большинство регионов России - 63.
На самом же деле, только если зачисленные в федеральный бюджет доходы превышают общие расходы федерации на территории региона, то такой регион является донором; если, наоборот, расходы превышают доходы - реципиентом. Если к финансовой помощи добавить прямые расходы федерального бюджета, то окажется, что в Москву в 1998 г. вернулось 83,2% собранных с ее территории доходов в федеральный бюджет, то есть Москва по-прежнему может считаться донором федерального бюджета, хотя и вовсе не выделяющимся из общего ряда. Всего в данном смысле в 1998 г. в РФ насчитывалось 35 регионов-доноров, и среди них по доле возвращаемых из федерального бюджета средств Москва занимала лишь 28-е место. В лидирующий в списке доноров Ямало-Ненецкий АО возвращалось лишь 3,7% собранных с его территории доходов в федеральный бюджет, в следующие за ним Ханты-Мансийский АО - 5,3%, Башкортостан - 8,7%. Таким образом, при рассмотрении соотношения финансовых потоков между федеральным и региональными бюджетами, Москва ни в коей мере не может претендовать на уникальность статуса, она лишь один из достаточно многочисленного числа регионов-доноров.