http://www.portal-credo.ru/site/?act=comment&id=1377"Раскольники-буддисты" против "всеобщей гармонии" под властью КПК. Развязывая войну против тибетских буддистов накануне Олимпиады в Пекине, китайские власти очень рискуют...————————————————————————————————————————
Сообщения, поступающие из Большого Тибета (так называется историческая территория, разделенная маоистским руководством Китая между Тибетским автономным районом (ТАР) и соседними провинциями Ганьсу, Сычуань и Цинхай), напоминают сводки новостей из зоны оккупации, где началось всенародное национально-освободительное восстание. А разгорелось это пламя от двух скромных манифестаций в начале марта по случаю 49-й годовщины Тибетского народного восстания: власти Лхасы пресекли выступление 9 монахов и двух мирян из монастыря Сера, а также стихийное шествие монахов из расположенного в предместье столицы ТАР монастыря Дрепунг.
Спустя две недели все входы и выходы Лхасы перекрыты вооруженной милицией, задерживающей всех, кто направляется не к себе домой, продолжаются поквартирные обыски, в ходе которых в первую очередь забирают всех "неблагонадежных" из числа известных активистов и бывших политзаключенных (а если не застают, то забирают семью или даже лиц, не являющихся членами семьи). Из Лхасы и Тибетского автономного района по указаниям властей, "исходя из интересов личной безопасности иностранцев в Лхасе", удалены иностранные журналисты и блоггеры, тогда как в других местах проезд в тибетские поселения и монастыри перекрыли блокпосты вооруженной милиции Китая. Ежедневно поступает информация о новых задержанных и "сдавшихся властям" тибетцах, подозреваемых "в причастности к беспорядкам", причем в официальных данных говорится о 24 арестованных, а неофициальные источники сообщили о 600 монахах, переброшенных самолетами в тюрьмы соседней провинции Сычуань.
Даже в удаленных от центра тибетских поселениях скромные выступления нескольких монахов быстро переходят в многотысячные шествия к зданиям правительственных учреждений, и бессильная прекратить их уездная милиция вызывает подкрепления из центра. По вечерам стороны разносят убитых и раненых, чтобы на следующий день вновь сойтись в центре Лхасы – солдаты стреляют в воздух или швыряют гранаты со слезоточивым газом, тибетские скотоводы отвечают градом камней... Во вторник, 18 марта, кризис дошел до самых верхов: обычно умеренный премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао выступил с обвинениями в адрес тибетской эмиграции, приписав организацию всех протестных выступлений "клике Далай-ламы", на что Далай-лама отозвался в таком духе: пусть хоть мои анализы исследуют, если настолько жаждут обнаружить следы участия в митингах протеста.
"Мы вступили в кровопролитную и ожесточенную борьбу с кликой Далай-ламы, борьбу с врагом не на жизнь, а на смерть", - заявил на следующий день, 19 марта, секретарь комитета компартии ТАР Чжан Цинли, призвавший массы единодушно сплотиться в крепостную стену, чтобы достичь полной победы в битве с врагом, для обличения которого чиновник прибег к извлеченной из подвалов времен "культурной революции" риторике политических экстремистов."Далай-лама – это волк в монашеской рясе, монстр с человеческим лицом и сердцем животного", - сказал вожак коммунистов.
Можно отчетливо выделить две причины, почему вялотекущий и застарелый тибетский конфликт достиг подобной остроты именно в эти дни. Со времени Тибетского народного восстания 10 марта 1959 года прошло 49 лет. Полвека, которые провели Далай-лама и его правительство, в изгнании – это немалый срок, однако тибетцы-эмигранты с участью своей родины не смирились. Естественно было ожидать их выступлений в преддверии Олимпиады в Пекине, которая сама по себе должна стать исторической датой для Китая.
Во-вторых, пекинские власти решили, что 2008 год, обозначенный тибетскими астрологами как неблагоприятный для Далай-ламы, в жизни которого начался новый цикл буддийского календаря, непременно должен использоваться для создания всецело подчиненного государственным интересам механизма передачи высшей религиозной власти в буддизме. Буддисты верят, что ушедший из этого мира учитель может, чтобы продолжить передачу знаний и текстов, вернуться в новом рождении. Существует специальная система выявления переродившегося Далай-ламы после смерти предыдущего. Специальная комиссия из влиятельных лам, основываясь на известных им признаках, находит среди тибетских детей того, кто признается перерожденным наставником верующих. В соответствии с этой древней традицией, Далай-лама XIV, как было до сих пор, отнюдь не очередной религиозный деятель, а 14-е явление одного и того же духовного лидера.
Пекин уже проводил партийные эксперименты в сфере, связанной с поиском новых реинкарнаций основных персонажей тибетского буддизма, таких как Далай-ламы, панчен-ламы и кармапы, но его опыты завершились провалом. Особенно неприятной стала история с тибетским мальчиком, которого по указанию властей признали 11-м перерождением панчен-ламы и который живет теперь в Пекине, повторяя, что "китайский народ, включая все его этнические группы, может жить счастливо только под руководством КПК". Тибетцы внутри Тибета называют его панчен-зума – "фальшивый панчен", говорят, что он вообще покончил с собой, а настоящий панчен-лама живет в Индии. Местонахождение другого мальчика, признанного Далай-ламой в качестве перерождения Панчен-ламы Х, власти не раскрывают уже в течение многих лет, утверждая, что он ведет "обычную жизнь", однако теперь президент Джордж Буш может, в соответствии с предложением комиссии США по международной религиозной свободе, попросить у Пекина встречи с ним, когда будет гостить на Олимпийских играх.
Политические активы однопартийного режима оказались невелики и 18 июля 2007 года в стране была принята директива № 5 государственного управления по делам религии КНР под предельно бюрократически-светским названием: "Меры по управлению реинкарнациями живых будд в тибетском буддизме". Директива запретила тибетским ламам с 1 сентября возвращаться из мира мертвых без разрешения пекинских чиновников. "Когда реинкарнируемый живой будда наследует предшественнику, представитель выдающей разрешение организации зачитывает текст разрешения, а соответствующая буддийская ассоциация выдает сертификат живого будды. Единообразный образец удостоверения живого будды утверждается Всекитайской буддийской ассоциацией и подается для записи в Государственное управление по делам религий", - гласит, в частности, статья 10. Если кто-то вознамерится в нарушение данной директивы "самовольно производить реинкарнацию живых будд", гласит следующая, 11-я, статья, то управление по делам религии "должно налагать на частных лиц и организации административные наказания; при составе уголовного преступления должно вестись законное преследование для привлечения к уголовной ответственности".
С целью продвижения этой директивы власти затеяли уроки патриотического воспитания для госслужащих из числа тибетцев, включая учителей. Когда же Далай-лама заявил, что в таком случае может назначить преемника еще при жизни или провести референдум по вопросу о самом сохранении института Далай-лам, пекинские идеологи усилили работу в монастырях, требуя от монахов твердого согласия со своей бюрократической инициативой. Тибетские религиозные комиссары, как называют местных представителей патриотического Единого фронта, важного идеологического органа, отвечающего за доведение до рядовых верующих постановлений компартии Китая, ответили обвинениями в нарушении буддийской традиции. В результате этой пропагандистской активности не только обыватели в Европе, но и рядовые тибетские скотоводы, не особенно разбирающиеся в исходящей от Пекина бумажной туфте, узнали о новых действиях против Далай-ламы. В августе скотовод Ронгье Адрак вырвал у выступавшего на церемонии открытия ежегодного фестиваля конных скачек в провинции Сычуань китайского чиновника микрофон и спросил у тибетцев, хотят ли они возвращения Далай-ламы и Панчен-ламы. Толпа дружно ответила "да", а затем отправилась к зданию милиции требовать освобождения арестованного пастуха. Протесты, во время которых в регионе ставили свои палатки семьи скотоводов с удаленных пастбищ, прекратились только через неделю – и то из-за угрозы применения силы со стороны введенных в уезд подразделений вооруженной милиции, которая, в отличие от обычной, имеет армейскую структуру и бронетехнику. Ронгье Адрак был приговорен к 8 годам тюрьмы - как говорилось в обвинении, он публично "подстрекал к расколу страны и подрыву ее целостности";вместе с ним - за пересылку фотографий и информации о событии зарубежным организациям - были осуждены еще трое.
Но эта скандальная история ничему не научила Пекин – возможно, потому, что партийные деятели на местах, чтобы не получить выговор, предпочитают не тревожить центр плохими вестями. На 17-м съезде компартии впервые публично заговорили о необходимости вести партийную работу в сфере религии, формировать отряды "богословов-патриотов", готовить для грядущей Олимпиады "религиозных добровольцев", которые сопровождали бы в храмы иностранных гостей и спортсменов.
На официальном уровне Далай-лама объявлен носителем splittism’a - этот термин переводят на русский имеющим явную религиозную коннотацию словом "раскол". Очевидно, "раскол" в условиях капиталистического Китая, руководимого компартией, означает вовсе не отказ от идей классовой борьбы, поскольку от них отказалась и сама компартия, говорящая о построении "гармоничного общества". "Раскольническая" деятельность Далай-ламы – это отказ от "гармонии", подразумевающей единство и сплоченность вокруг партийной идеологии, от признания "сертификатов живых будд" в качестве последнего свидетельства религиозной истины. Говоря, что события в Лхасе "в очередной раз обнажают раскольническую сущность клики далай-ламы", пекинское руководство попросту лицемерит, не заявляя прямо, что это не синоним сепаратизма, призывающего к отделению части государства, а диссидентство в его изначальном смысле, отход от господствующей и "единственно верной" идеологии.
Пекинскому руководству следует учесть, что события в Тибете, начавшиеся с относительно замкнутых "инцидентов 310 и 311", как назывались в официальных текстах мирные манифестации монахов 10 и 11 марта, по его собственной инициативе переходят в перманентную войну на религиозной почве. Солидарное сопротивление тибетских поселений и монастырей способно не только оттянуть на себя огромные силы вооруженной милиции и армии, но и заставить олимпийских спонсоров прекратить со страной, проливающей кровь жителей оккупированной ею территории, карая их за религиозные убеждения. Приобретая опыт сражений с вооруженной милицией, "раскольники" становятся сильнее, тогда как пекинское руководство рискует бойкотом Олимпиады, за успешное проведение которой, между прочим, высказался и Далай-лама.
Николай Валерьев,
для "Портала-Credo.Ru"