Религия и вера – тема непростая в силу множества причин. Самой главной, наверное, является то, что у участников любой дискуссии на эту тему различный багаж знаний и отличный жизненный опыт.
Поэтому, чтобы избежать путаницы в понятиях и, соответственно, отрицания позиции собеседников, в результате чего обсуждение закончится ничем, необходимо принять целый пакет теоретических условностей. Ну, как, например, при изучении китайского языка и китайской культуры. Последовательность приведенных положений необязательна.
1. Универсальность
Тема стара как мир, потому что во все времена о вере и религии задумывался, наверное, каждый. Для того, чтобы не спотыкаться о конкретные положения той или иной религии или веры при обсуждении, видимо, следует отказаться от ограничений, присущих какому бы то ни было верованию, и принять положение о том, что каждый человек ищет ответы для понимания своего места в жизни, своей роли и судьбы, обращаясь при этом и к религии (религиям).
2. Система ценностей человека и ценность каждого отдельного человека
Существуют универсальные для любого человека ценности, которые являются определяющими вне зависимости от расы, пола, национальности или любой традиционной религии. Это Добро, Свет, Любовь, Истина.
Ценность каждого человека для всего человечества – в уникальном сочетании различных человеческих свойств, качеств и одаренности. Появление подобных каждому отдельному человеку личностей возможно, но точно такого же не будет никогда.
3. История человечества и история религий
Ввиду чрезвычайной запутанности и необъективности изложения событий и древней, и недавней истории ссылки на мировую историю и историю религий возможны лишь для иллюстрации отдельных тезисов. Все события истории человечества и истории религий, до какой бы степени они ни были освящены многовековой традицией, нельзя рассматривать как бесспорные.
4. Вера и Церковь
Следует разделять понятия веры и Церкви. Церковь далеко не всегда была лишь объединением единоверцев, но использовалась и используется как одно из орудий искоренения инакомыслия и поддержки государства как системы насильственного контроля, а также популяризации и прославления отдельных личностей из «сильных мира сего».
Вера – один из путей самореализации человека, обретения им собственного мировоззрения и его стремления к тому, чтобы познать Истину или хотя приблизиться к ее познанию.
5. «Умная» вера
Понятия храма и соборности важны для верующих. Но только для тех, кому или тяжело дойти самому до понимания веры, или тех, кто не хочет утруждать себя и кого вполне устраивает традиционные положения той или иной религии.
С учетом достаточно высокого уровня распространения знаний в наше время допускается и «умная» вера, основанная на практических усилиях каждого в стремлении овладеть теоретическими положениями веры, священными текстами и преуспеть в личном метафизическом опыте.
6. Простота и сложность. Термины и понятия
Опыт изучения религий свидетельствует, что основные понятия веры просты. Сложность их понимания и восприятия обусловлена множеством уже ставшими традиционными толкований, которые не всегда дают полную картину понятий и для них характерен субъективный подход. Как ни странно, простые истины иногда отрицаются именно в силу своей простоты, потому что людям уже трудно поверить, что все может быть настолько просто.
Термины и понятия следует воспринимать условно, так как с течением времени они нередко воспринимаются в далеком от их первоначального значения смысле. Немало понятий и терминов метафоричны и поэтичны и поэтому не всегда сразу понятны.
7. Метафизика и парадоксальность
Многие понятия религии и веры условны с точки зрения реалиста, и в них можно убедиться лишь на основе собственного метафизического опыта. Это лишь естественно вследствие ограниченности человеческого разума. Данная предпосылка важна для преодоления гордыни, уверенности в том, что человек – хозяин вселенной, что он все может без участия неведомых ему сил и явлений, и т.п.
Поначалу смущает и парадоксальность некоторых религиозных понятий, в том числе отдельных цитат из Библии и других священных книг, творений отцов Церкви и религиозных философов. Подобные вещи до их понимания придется принимать на веру.
8. Путь к вере и его стадии
Путь от атеизма и отрицания Бога может быть долог и сложен. Он сугубо индивидуален и зависит от интеллектуального багажа каждого, суммы жизненного и метафизического опыта.
Отношение к вере на разных стадиях этого пути может меняться начиная с протестантского подхода с характерным для него отрицанием роли церкви и обрядов и стремления общаться с Богом напрямую.