тупое азиатское военачальство таки жалело личный состав (не в пример евромаразматикам), или же тупо его морозило?
Ваш вопрос, коллега, по правда говоря, даже интересней чем Вы наверное сами считаете.
Во всяком случае, он из разряда тех, что можно объединить под общим заголовком : «А была ли вообще «афганская война»?».
И при всей кажущейся сегодня эпатажности, вопрос этот . . . ну, в общем, имеет право на жизнь
Лично у меня, порой складывается впечатление, что войны не было.
Нет, конечно никто НЕ собирается отменять самого факта существование ОКСВ в Афганистане, равно как и факта потерь. Но вопрос о КОЛИЧЕСТВЕ, сегодня настолько неразрешён, что в пору задавать и вопрос о КАЧЕСТВЕ. И не качестве боевой подготовки противоборствовавших сторон, а о . . . масштабной фальсификации, в духе «МММ-Хопёр-инвест» и фильма «9-я рота».
Сегодня медиарынок ВОСТРЕБУЕТ брутально-патриотическую тему, так что не время говорить о цифрах. И «рота» должна быть не меньше чем «9-я», хотя все мальчишки с уроков начальной военной подготовки знают что роты в батальоне только ТРИ.
Не пять и не десять. Их всего три. «Четвёртая» . . . «пятая» . . . «двадцать пятая» . . . – это уже виртуальные боевые единицы , списанные с экранов игрушек-стрелялок. По штату их только ТРИ – по 109 человек в каждой.
Три роты – батальон (400 человек)
Три батальона – полк (1400 человек)
Три полка – дивизия (5 300 человек)
Три дивизии – армия ( 18 000 человек).
Армия – может быть усиленной комплектованием, и ослабленной боями. Её численность в боевых порядках может сильно меняться. Порой в 2 раза. И быть не 18, а 20, 30, даже 40 тысяч.
Но НЕ 100 .
Ну да ладно.
Люди, покупавшие акции МММ, тоже ведь знали, что им врут, но . . . верили.
Верили же!!!
И с указкой доказывали всем остальным, что вера их истинна.
Между тем, об афганской войне мы и сегодня знаем не более 2-3х процентов достоверной информации. Всё прочее – ложь, и «креатив».
Так почему же «войны не было»?
А потому, что не было потерь.
Практически не было боевых потерь, характерных для массового применения силы.
И не было какого-либо нетипичного роста потерь по местам дислокации. Росли потери вообще, по всем вооружённым силам, в целом.
У транспортников, есть такое понятие – литерная перевозка. Это когда грузы идут не в балансе какого-то конкретного ведомства. Обычно – это собственные грузы транспортников (например, если по железной дорогое катят в ремонт локомотив), или грузы снятые с учёта, но на ответсвенном хранении "дороги".
Одной из разновидностей литерных – «груз 200». Формально, за него уже никто не отвечает, однако для перевозчика это всегда головняк.
У диспетчеров железнодорожных узлов ( так же и аэропортов, но там свои заморочки) насчёт этих грузов есть нормативы и ряд специфических инструкций. Не хитрых (типа «вагон с горок не спускать»), и абсолютно здравых. В том числе и инструкций по порядку формирования составов, с включением в них вагонов, перевозящих литерные грузы.
Подробности здесь никому не интересны. Но суть такова, что за последние 30 лет существования Советских Железных Дорог (в российский период кое-что модернизировали), география перевозок литерных грузов по «Требованиям МО» НЕ ИЗМЕНЯЛАСЬ вообще никак . И если бы такеи изменеия были бы масштабными (напрмер появление ДОПОЛЬНИТЕЛЬНЫХ 13 тысяч трупов) -они бы непременно вызвали к необходимости менять инструкции.
Но все процентные соотношения в распределении «требований» между 15-ю округами и Западной , Северной и Южной группами войск сохранялись практически с точностью до 2-го знака после запятой. Солдаты гибли там и где служили, в тех же пропорция, что и ДО официального начала «исполнения интернационального долга».
Надо заметить, что в Советской Армии потери в мирное время были привычным делом, но всё равно жизнь военнослужащих , пусть и трудная, была существенно безопасней чем жизнь гражданского населения. При общем масштабе смертности среди «цивильных» на уровне 8 человек на 1000 жителей в год, в частях и на кораблях Советских Вооружённых сил теряли не более 0,4 человека на 1000 в год. Да и то в половине случаев это были потери из за болезней, недолеченых на гражданке. Так за 1977 год железнодорожные перевозки по «Требованиям» едва превысили 2 000 «отправлений» (ещё 62 перевезла транспортная авиация). Столько же и в 1979.
К 1989 они выросли до 2400 и ещё почти сотню перевезла авиация.
Но распределение между округами осталось тем же А точнее – вырос трафик гробов с западной группы и из Сибири (это при том, что в тот период численность армии стала понемногу сокращаться).
Можно конечно предположить, что солдат погибших под Канадгаром сперва очень секретно везли на самолёте в Иркутск, а потом оттуда на поезде в Киев. Или ещё лучше, на самолёте в Гданьск , а оттуда поездом во Владивосток. Но кто видел эти советские гробы, тот понимает, что так долго таскать в них трупы по белу свету, увы не получится. Да и смысла нет никакого. Если семья скажем получала письма из Гданьска, а потом вдруг пришёл «цинк из афгана», то всё объясняли соображениями секретности и государственной тайны. Мы ж так устроены – тайны мы любим пуще здравого смысла.
К стати говоря , железная дорога тогда была таким же секретным предприятием, как и военно-транспортная авиация. (Собственно точные цифры – секрет и сейчас). Так что «нагрмождение» секретностей было совсем не к чему. А вот были ли такие потери в Афгане, как о них пишут – вопрос.
Лично я в своё время познакомился с несколькими офицерами, что реально служили в «командировке». Трое из пяти с удивлением рассказывали, как пробыв в Афгане по полтора-два года и не потеряв в своих подразделения НИ ОДНОГО человека, они потом вдруг узнавали фамилии каких-то «героев», якобы погибших при «исполнении интернационального долга» в аккурат в их частях. При этом таковых героев никто никогда в глаза не видел – ни живых, ни даже хоть мёртвых. А командиры получали взыскания «за неудовлетворительную организацию боевой подготовки, приведшую к потерям в личном составе». Правда, взыскания в основном символические, как и сами «потери».
«Матрица», блин, да и только . ..