1985 - Cубботним утром, в ленинградском Эрмитаже в присутствии экскурсионной группы молодой мужчина выплеснул на «Данаю» Рембрандта серную кислоту из литровой банки, после чего с криком «Свободу Литве!» дважды пырнул картину ножом. Преступником оказался душевнобольной литовец Бронюс МАЙГИС, который объяснил свои действия «политическими соображениями». Спасать шедевр принялись мгновенно, промывая полотно водой. К вечеру реакция была остановлена, но стало очевидно, что 30 процентов авторского письма утрачено навсегда. Пострадала самая ценная часть картины - женская фигура: кислота прожгла в живописном слое глубокие борозды, которые тут же заполнили стекавшие сверху картины темные краски, перемешанные с лаком и водой. Некоторые детали - например, драпировка, прикрывавшая ноги Данаи -и вовсе исчезли
Кусочек цитаты
http://www.geocities.com/vrpdg/kk3.htm14 июня 1985 года на Варшавский вокзал г. Ленинграда приехал некий невзрачный гражданин в роговых очках. Проводник поезда скажет потом: "Этот мужчина запомнился мне каким-то необыкновенным взглядом". Приезжий сдал портфель в камеру хранения, помаялся окрест, сожрал таблетку и заночевал на вокзале. Он был в бежевой рубашке, сером в черную полоску пиджаке, черных брюках поверх поддетых для тепла трико. На теле – корсет, который, думалось ему, помогает от вспучивания живота и других болезней кишечника. Свой кишечник Бронюс Антонович Майгис очень любил. О мучающих его запорах и поносах попеременно он, замкнутый и малоразговорчивый человек, распространялся широко и охотно. Начальство, где бы ни работал, и местные каунасские врачи считали его симулянтом. Зато чуть позже Майгис отыгрался вволю: офицеры КГБ, лучшие психиатры и хирурги Ленинграда отнеслись к жалобам Майгиса чрезвычайно внимательно.
Наутро Бронюс Майгис аккуратно, со свойственным ему педантизмом, ревизовал содержимое багажа. Оставив в портфеле вафельное полотенце, мыльницу с мылом, медицинские свечи с глицерином, зубную щетку в коробочке и прочее дорожное барахло, взял самое необходимое. На запястье повесил черную сумочку, именуемую в народе весьма неприлично. В нее поместилась литровая банка с концентрированной серной кислотой, проспекты Эрмитажа и перочинный нож. Второй нож, кухонный, с прозрачной ручкой и 13-сантиметровым лезвием заткнул за пояс и прикрыл полой пиджака. В вокзальном туалете привязал к ногам под брюки две самодельные бомбы, начиненные аммонитом, из заглушек которых торчали крючки, отвинченные от вешалки. В карман положил плоскую батарейку. В 10 час. с минутами купил билет № 004442 и вошел в Эрмитаж. В 10.45 нашел нужный ему зал — № 245, зал Рембрандта и остановился перед Данаей.
«Данаю» — «самую дорогую картину Эрмитажа» — литовец обезобразил по политическим мотивам, в знак протеста. Ему якобы было за что не любить советскую власть. В 1944 году его отца расстреляли сотрудники НКВД как члена отряда «лесных братьев» (считается, что и совершил он свое преступление 15 июня неспроста: в этот день в 1940 году советские войска вторглись в Литву и оккупировали ее).
А еще в биографии Майгиса — подорванное работой на Каунасском заводе радиотехники здоровье и безрезультатные попытки добиться пенсии по инвалидности…
Бронюс Майгис живет сегодня в литовском пансионате, играет на местном рынке на аккордеоне и вроде как на досуге пишет воспоминания о покушении на «Данаю».