а вот мои зарисовки с этой выставки
В Пекине открылась одна из крупнейших в мире автомобильных выставок - China Auto 2006. Ведущими мировыми производителями и известными пока только в Китае предприятиями было представлено более 600 автомобилей. Впервые китайские производители выставили концепткары, которые привлекли не меньшее внимание, чем и новые решения, например от NISSAN c его моделью с довольно русским названием - PIVO.
Большую часть выставочных павилионов заняли, конечно, японские, европейские и американские производители, представившие как модели чистой сборки, так и собираемые совместно с китайцами.
Чтобы привлечь внимание посетителей к своим стендам, каждый изобрел свою собственную технологию. Например самая большая очередь выстроилась к SITROEN – там давали самые большие пакеты.
Памятуя о любви китайцев ко всему шумному и яркому, FORD выставил разноцветный FORD FOCUS, - учасника и призера кольцевых гонок в Китае в 2006 году; производитель шин DUNLOP одел своих девушек в прорезиненные костюмы; LAND ROVER завлекал африканскими ритмами, исполняемыми на китайских барабанах; HONDA – человеком-роботом; MICHELIN – интерактивными играми с соответствующим дутым персонажем; иранцы - седыми старцами в чалмах, а преставители Объединенных Арабских Эмиратов, сами того не подозревая, тем, что ели руками тот же самый рис, который китайцы ели палочками.
Но не только это привлекало посетителей к стендам автомобильной промышленности мусульманского востока. Корпорация из Дубаи представила довольно солидные черные внедорожники и автомобиль представительского класса стопроцентной арабской сборки – DC STAR XL – «просто адреналин на колесах».
Сразу же после открытия выставки начались и предметные переговоры другого арабского производителя – корпорации IRAN KHODRO. Он представил и чисто иранскую модель SAMAND LX, которую рассматривает как модель для выхода не только на Китай, но и на весь юго-восточный регион. Если восток иранцы предполагают завоевывать с Китая, то европейскую часть мира иранцы уже начинают осваивать с Белоруссии.
Как рассказал мне только что вернувшийся из Белоруссии представитель компании мистер Hojat, в Минске уже готова к работе линия по сборке SAMAND и поставлены комплектующие на 100 единиц. Пока идет согласование цены конечного продукта, – когда она будет согласована, – сразу же начнется производство. Следующее сборочное предприятие будет открыто в Азербайджане.
- Почему Иран начал именно с Белоруссии, - поинтересовался я.
- Ответ очень прост, - сказал мистер Hojat. – Где есть рынок, там и нужно его открывать. К тому же Белоруссия будет являтся платформой, с которой мы будем выходить и на Российский рынок. Пока в Россию мы продавали только автомобили собранные в Иране.
Стоимость SAMAND в Китае составляет примерно 12,5 тысяч долларов.
Свои новые модели представили на выставке NISSAN и HONDA: белую овальную PIVO и приземистую красную спортивную UTOPIA, соответственно. Интерес публики вызывал и военный внедорожник, «машина войн 21 века», от BEIJING BENZ-DIMLERCHRYSLER - «Богатырь».
Китай хоть и занимал не самые центральные площади, но не отставал от европейцев и японцев ни по количеству, ни, порой, по качеству. А вот по цене был далеко позади.
Иностранцев профессионалов привлекала малолитражка CHERY QQ6 стоимостью около 6 тысяч долларов. Эта марка сейчас очень популярна в Китае, особенно у женщин. Сравнительно молодое предприятие, благодаря своей довольно агрессивной маркетинговой стратегии, уже стало известно и в России.
Как сказал в своем недавнем интервью журналу China Automotive Review номинант «персона года в экономике», председатель правления корпорации CHERY Инь Тунюэ, «Я встаю в 7 утра и работаю до 10.30 без отдыха и перерывов. И в этом году мы уже продали 50000 машин в страны Восточной Европы».
Собирались посетители и возле длинного многодверного автомобиля представительского класса от компании GREAT WALL – HOVER. И конечно же возле аккуратного концепткара от китайской компании из провинции Цзянси - LANDWIND марки CHANA. Очередь желающих сфотографироваться выстроилась возле желтой спортивной машины « Карета» от компании DONGFENG из провинции Гуанси. Этот автомобиль выйдет в производство только в следующем году. Действительно карета будущего. Китайцы явно понимают, что в карете прошлого далеко не уедешь.
В основном китайский автопром был представлен внедорожниками, подкупающими как своим видом, так и своей ценой. Если, к примеру, выставлявшийся внедорожник BMWx53.Oi EDITION SPORT предлагался потребителям по 105 тысяч долларов, то китайские «джипы» от 5-и до 15-и.
Свою продукцию демонстрировали как известные уже на российском рынке производители FOTON, JAC, FAW, BEIQI,GREAT WALL, переключившийся с производства самолетов на авто Харбинский HAFEI, DONGFANG, так и предприятия , названия которых мало что говорят россиянам: LIFANG, HUATAI, POLURSUN, ZXAUTO, DEFU, HUANGHAI из Ляонина, TIANMA из Баодина, SHUANGCHUAN из Шицзячжуана .
Хотя в карете прошлого в будущее не попадешь, но и будущего без прошлого тоже не бывает. Это наглядно демонстрировала коллекция автомобилей, на которых ездил еще председатель Мао. Автомобили эти делались с помощью русских, - именно руские помогали строить первые автомобильные заводы-гиганты Китая.
Сегодня уже китайцы помогают нам строить свою автомобильную промышленность. На МАЗы ставятся китайские коробки передач, китайцы не раз предлагали КАМАЗу свои более совершенные диски сцепления, в стадии переговоров строительство в России сборочных заводов CHERI и GREAT WALL. Последний готов вложить в России 70 миллионов долларов и производить до 45000 внедорожников в год.
Думается, что в пакете предложений, который в связи с проведением Года Китая в России в 2007 году в Россию привезет высшее китайское руководство, будет не мало и прорывных проектов китайского автопрома, - одного из самых интенсивно развивающихся секторов китайской экономики. Стоит вспомнить, что год России в Китае также завершился подписанием ряда соглашений в области автомобилестроения.
Я созвонился с вицедиректором сбытового отдела экспортного подразделения по регионам севера одного из ведущих производителей китайских автомобилей корпорации SINOTRUCK Лань Цзяминем и спросил его, интересует ли их корпорацию российский рынок?
- Он нас интересует даже больше чем вас самих., – ответил мистер Лань. – Мы сейчас просертифицировали нашу продукцию для русского рынка, и в конце этого месяца уже будем в Москве.
По оценкам ряда российских дилеров, к 2010 году в Москве уже каждая седьмая новая иномарка будет китайской.
Одно все же радует. Каждая седьмая модель на выставке, представлявшая автомобили была европейкой. А каждая седьмая из европеек – была русская!
Всетаки без русских и китайский автопром – никуда!