Развитие пассионарности - а говорим о ней на самом деле - это интереснейший социальный проект. Я 5-ток лет исследую эту тему и сейчас прикидываю его параметры и факторы, причины и возможности влияния. Оч. любопытно. Этим в начале ХХ анархисты занимались - но у них конечно вылилось в профанацию. Да и социалисты, коммунисты в том же направлении в начале рыли (или прикидывались) - помните Ленинское (как и Марковское) "уменьшение влияния государства"
Андрей! Этим занимался до анархистов (а коммунистов другое интересовало, никогда они не рыли в этом направлении, у них своя стройная и как бы ни странно сейчас это звучало - проверенная временем теория - "Капитал"!) Фридрих Ницше. Его теория о сверхчеловеке (почитай его работы - "О чем сказал Заратустра", "Антихристианин") как раз и предвосхищает пассионарность Гумилева.
Эх, рен рен (имя не знаю к сожалению) - эти самые непластичные, резкие и волевые составляют, как это не пародоксально - самый цвет нации, остальные легко меняющие свою личину - для этноса менее важны, чем эти лежащие под слоем гранита. Именно они легко впитывают в определенном возрасте ценностные ориентации (в том числе криминальные, а могли бы социальные, экспансионистские, предпринимательские, военные, культурные и т.д.), а потом упорно их пробивая - многих из них можно назвать пассионариями. Из них получаются Поярковы, Хабаровы и блин даже Ельцины (тоже xулиганил).
Хотя ren ren и быстро согласился с тобой, Андрей, я полагаю, что лучше живой пассионарий, чем он же, но под гранитной плитой. В России лавировать между двумя полюсами зла - власти и бизнеса - большое искусство, поэтому те, кто остался в живых достойны понимания.
Что же касается политики государства Российского и его дальнейшего пути, то еще раз хочу повторить ранее высказанное: ближе мне РАЦИОНАЛИЗМ, развивая мысль - ПАССИОНАРНЫЙ РАЦИОНАЛИЗМ. Формулировку можно изменить, придумать новую, найти какое-то емкое и отражающее содержание слово, например -
ПРАЦИОНАЛИЗМ - сочетание практики пассионарности и рационализма (первое ПРА - одновременно и "практика" и первые буквы слов "пассионарность" и "рационализм").
Пример политики рационализма - Китай. Они, пожалуй, первыми из современников показали миру как можно разрешить базовые противоречия между капитализмом и социализмом, не заморачиваясь на догмах и утерев нос Энгельсу с его выводом: "экономика-концентрированное отражение политики". Китайцы мотивировали все своей оригинальностью, мол, наша культура специфична, поэтому и социализм у нас такой же.
Что мешает русским (специально для центра Сергея Иванова
) сделать тоже самое, тем более, все озабочены поиском "загадочности русской души". Вот под эту марку можно и двинуть свой, присущий только русским ПРАЦИОНАЛИЗМ, с его непьющими и некурящими пассионариями (теорию можно развить без проблем, обосновав и обвешав все идеологической мишурой - сейчас важна идея, стержень, кость, мясо нарастим!).
Главное - всем и все обещать и воздерживаться от политики, приводящей к прямым конфликтам, как китайцы. Амерам обещать строительство демократии, китайцам - "горючку", Европе - еще какую-нибудь конфетку. Но линия на ПРАЦИОНАЛИЗМ должна быть неизменной, а для этого нужен некий политико-экономический оперативный Центр быстрого реагирования, мгновенно реагирующий на вызовы времени. В современном обществе - это одна из ключевых задач, позволяющая минимизировать политические и экономические ошибки. И как можно больше в этот Центр пассионариев, авантюристов, а для поддержания баланса - трезвых вандалов, дабы сдерживали эмоции и подливали пессимизма в бочку с медом
8)