Автор Тема: Китайский/тайваньский чай и вокруг чая.  (Прочитано 341050 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн sportdoc

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1141
  • Карма: 61
  • Пол: Мужской
  • Skype: mr.igor_v
Re: Китайский/тайваньский чай и вокруг чая.
« Ответ #1250 : 10 Апреля 2012 01:34:35 »
Сколько отвесили в граммах?  :o
Создавать не ради обладанья, Творить не ради славы, Править не ради власти, Вот что зовут глубочайшей чистотой - ДЭ. (Дао Дэ Цзин)

Оффлайн a.u.m

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 659
  • Карма: -5
  • Пол: Мужской
    • Чайный Мастер
Re: Китайский/тайваньский чай и вокруг чая.
« Ответ #1251 : 10 Апреля 2012 16:57:26 »
 Сложно сказать,принесли фарфоровый чайник (400 мл.),нельзя сказать,что крепкая заварка,но и не слабая. Я думаю,что Дянь Хун уровня 100-200 ю. за кг.,а на чайник взяли 5-6 гр. чая.  :)
"... самая большая трудность взаимопонимания заключена в иллюзии того, что это взаимопонимание уже достигнуто." В. Малявин, "Средоточия", стр.359

Оффлайн a.u.m

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 659
  • Карма: -5
  • Пол: Мужской
    • Чайный Мастер
Re: Китайский/тайваньский чай и вокруг чая.
« Ответ #1252 : 23 Апреля 2012 18:16:49 »
Talachai продолжает перевод книги Лю Туна "Китайский чай" и мы с радостью представляем 4 главу, где речь идет о Лу Юе и "Чайном каноне"! Ссылка: www.master-tea.ru

 Знаменитые люди и книги о чае.

Китайская чайная культура имеет долгую историю. За это время люди не только открыли множество способов изготовления, приготовления и пития чая посредством практики, но также собрали их и записали в книги. После того, как Лу Юй написал свою Книгу о чае, как образец, записки о чае стали появляться практически  в каждый исторический период, с многочисленными статьями по этой теме. Они создали потрясающую путеводную нить, для того, чтобы проследить историческое развитие чайного дела.

Лу Юй и Книга о чае

Книга о чае,  (часто переводят — Чайный канон) — это первая мировая чайная энциклопедия, оказавшая глубокое воздействие на все последующие исследования. Книги о чае более поздних поколений, все были подвержены ее влиянию в той или иной мере. Поэтому Лу Юй был канонизирован позднейшими поколениями как «Бог чая», «Чайный святой»,  »Чайный предок», «Чайный бессмертный» и так далее. Также о самом Лу Юе сохранилось несметное количество легенд.

Лу Юй жил во времена династии Тан, родился около 733 г.н.э. и умер в 804 г.н.э. Он был сиротой, воспитанным монахом по имени Чжицзи. Рассказывают, что однажды Чжицзи во время путешествия нашел младенца, которого охраняли три диких гуся своими крыльями. Удивленный этим, Чжицзи взял ребенка в монастырь из сострадания. Лу Юй вырос в монастыре. Чжицзи воспитывал его как буддиста, однако узнав, что буддист (монах) не может жениться и иметь потомство, Лу Юй увлекся конфуцианством. Рассерженный этим, Чжицзи наказывал Лу Юя, поручая ему тяжелую и грязную работу, такую как уборка, чистка туалетов, и т.д. В то время в монастырях в обычае было чаепитие, так что совершенно естественно, что Лу Юй узнал чай. Позже, найди стены монастыря слишком тесными, Лу Юй сбежал, чтобы присоедениться к театральной труппе в возрасте 12 лет. Он исполнял  был  кукловодом, акробатом и фокусником. Разносторонее одаренный, он быстро продвинулся и стал управляющим. Во время одного из представлений, он был замечен высокопоставленным чиновником, который помог ему получить образование. После этого, Лу Юй путешествовуя, исследовал чайные районы, часто расспрашивая чаеводов о том, как они собирают и производят чай. Накопив с годами множество знаний, Лу Юй удалился в горы и вложил все это в написание книги. В итоге ему удалось завершить грандиозный бессмертный шедевр — Книгу о чае.

Историческая литература ничего не сообщает нам о том, насколько действительно был одарен Лу Юй как чайный мастер, однако сохранилось множество народных историй, восполняющих этот пробел. Одна история гласит, что однажды чиновник встретил Лу Юя недалеко от реки Янцзы. Зная, что Лу Юй - чрезвычайно одаренный чайный мастер, а вода в районе Наньлин (середина реки, прим.переводчика) реки Янцзы — высочайшего качества, чиновник счел это возможностью раз-в-жизни-бывает и специально послал солдата в Наньлин за свежей водой. Спустя недолгое время, солдат принес воду. Зачерпнув воду, и быстро взглянув на нее, Лу Юй сказал «хотя вода из реки Янцзы, она не из Наньлина, а скорее взята поблизости от берега». Солдат начал спорить, «Я ходил лично в Наньлин и сотня людей могут подтвердить, как я набирал воду оттуда. Как она может быть с другого места?» Лу Юй ничего не ответил. Тогда солдат начал наливать воду в котелок. Когда он был полон наполовину, Лу Юй внезапно сказал «Стоп! Отсюда пошла вода из Наньлина». Солдат был потрясен. На самом деле, солдат набрал полный сосуд воды, но лодка была неустойчивой, и половина воды пролилась. Опасаясь критики, он дополнил сосуд водой у берега, лишь для того, чтобы Лу Юй распознал его ложь с первого взгляда. Ошеломленный и испуганный, солдат провозгласил, что чайный бог заслужил свою славу, и он не смеет более скрывать от него правду.

Лу Юй не был хорош собой и еще он слегка заикался. Однако он был рожден с щедрым сердцем, искренне восхищался добродетелями других людей, и чувствовал глубокую печаль, наблюдая их несовершенства, как будто сам страдал от них. Написав Книгу о чае, Лу Юй стал знаменит настолько, что сам император приглашал его к себе на службу. Однако, Лу Юй наслаждался свободной и размеренной жизнью, засиживаясь подолгу за чаем каждый день в саду, распевая песни и отдыхая с друзьями. В зрелые годы, Лу Юй утратил враждебность по отношению к буддизму и стал хорошим другом многим известным монахам и многому от них научился. Истории говорят, что после своей смерти он был похоронен рядом со своим приемным отцом, Чжицзи, как бы в компенсацию за юношеский бунт...
 На сайте www.master-tea.ru можно посмотреть полный текст переводы гл.4 часть 1.
"... самая большая трудность взаимопонимания заключена в иллюзии того, что это взаимопонимание уже достигнуто." В. Малявин, "Средоточия", стр.359

Оффлайн a.u.m

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 659
  • Карма: -5
  • Пол: Мужской
    • Чайный Мастер
Re: Китайский/тайваньский чай и вокруг чая.
« Ответ #1253 : 03 Мая 2012 16:37:16 »
 Всем доброго дня!
 Вчера собрались попить чаю в хорошей компании в Японском саду Ботанического сада. Светило солнце, в воздухе стоял аромат цветущих деревьев, шумел закипающий чайник с пуэром; в приятной компании было весело!
"... самая большая трудность взаимопонимания заключена в иллюзии того, что это взаимопонимание уже достигнуто." В. Малявин, "Средоточия", стр.359

Оффлайн a.u.m

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 659
  • Карма: -5
  • Пол: Мужской
    • Чайный Мастер
Re: Китайский/тайваньский чай и вокруг чая.
« Ответ #1254 : 12 Мая 2012 01:13:23 »
 Talachai на сайте www.master-tea.ru продолжает перевод книги Лю Туна "Китайский чай":
 

...Цай Сян (1012-1067) был чиновником высокого ранга и экспертом по чаю, также он широко известен как выдающийся каллиграф династии Сун. Основываясь на технологии изготовления большого драконового чая, он создал непревзойденный по красоте, тщательно выполненный, и превосходный по вкусу чай малого дракона, который скоро стал образцом для подражания. Современники восклицали: «Золото добыть легче, чем чай малого дракона!» Цай Сян был выдающимся специалистом. Однажды он навещал своего хорошего друга.  Хозяин приготовил специально для него чай малого дракона, однако после первого же глотка Цай Сян сказал: «это должно быть большой драконовый чай». Хозяин позвал к себе мальчика-слугу, который подавал чай, чтобы допросить его. Тот признался, что недавно было много гостей, и чая малого дракона осталось мало, так что он смешал два вида чая вместе. Эта история идентична истории о Лу Юе и воде, однако более реалистична. Цай Сян сам разработал технологию изготовления чая малого дракона, так что весьма вероятно, что он знал его вкус очень хорошо. Если мальчик-слуга знал это, он  не осмелился лгать Цай Сяну.

Лу Юй в Книге о чае не упоминает самый знаменитый чай династии Сун — Бэйюань из провинции Фуцзянь (возможно потому, что он еще не был знаменит в его время). Цай Сян весьма сожалел об этом, так что он написал Записки о чае, чтобы компенсировать этот пробел. Записки о чае состоят из двух частей. Первая часть делится на десять абзацев, посвященных качеству чая и способам его приготовления. Вторая часть состоит из девяти абзацев, описывающих утварь для приготовления чая. Цай Сян настаивал на предварительном внимательном осмотре чая, ибо внешнее —  много говорит о внутреннем. Хорошая чайная лепешка подобна лицу здорового человека. Ее глянец, гладкость и идеальная форма — говорят о высоком качестве. Цай Сян также был поклонником природного вкуса чая и был против практики добавления в чайные лепешки специй...

Полностью перевод книги можно посмотреть на www.master-tea.ru
"... самая большая трудность взаимопонимания заключена в иллюзии того, что это взаимопонимание уже достигнуто." В. Малявин, "Средоточия", стр.359

Оффлайн a.u.m

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 659
  • Карма: -5
  • Пол: Мужской
    • Чайный Мастер
Re: Китайский/тайваньский чай и вокруг чая.
« Ответ #1255 : 22 Мая 2012 16:38:44 »
  Жизнь удалась!
  Уже неделю пьем свежий чай. Зеленый, белый и желтый.
  Сиху Лунцзин (360, 480 и 600), Билочунь, Мэндин Ганьлу, Е Шэн.
  Байхао Иньчжэнь и Цзюньшань Иньчжэнь.
  Чай в этом году хороший, вкусный и ароматный, радует.
  Что не радует?
  Из года в год снижается соотношение цена-качество желтого чая,т.е. хорошего желтого чая все меньше и цена постоянно растет (явно или не явно). Найти хороший Цзюньшань Иньчжэнь или Мэндин Хуан Я становится все сложнее.
  Отсюда вопрос: кто  и когда пил действительно хороший желтый чай и сколько он стоил?
  Я осенью 2011 г. купил хороший Мэндин Хуан Я 900 и Цзюньшань Иньчжэнь 700. Дешевле чай, конечно, есть, но покупать его в свою коллекцию не хотелось. 
"... самая большая трудность взаимопонимания заключена в иллюзии того, что это взаимопонимание уже достигнуто." В. Малявин, "Средоточия", стр.359

Оффлайн a.u.m

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 659
  • Карма: -5
  • Пол: Мужской
    • Чайный Мастер
Re: Китайский/тайваньский чай и вокруг чая.
« Ответ #1256 : 29 Мая 2012 17:02:46 »
 Продолжаем публикацию перевода книги Лю Туна "Китайский чай" (глава 4):
 ( полностью перевод размещен на сайте: www.master-tea.ru )

 Чжао Цзи и Общие записки о чае.

Чжао Цзи (император Хуэйцзун) был восьмым императором династии Сун. Будучи не особо одаренным императором, он был талантливым художником, достиг необычайных высот в каллиграфии, живописи, литературе и других артистических областях.  Он основал новый каллиграфический стиль — Син Цзинь — своего рода драгоценность, вызывавший восхищение не только современников, но и последующих поколений. Император Хуэйцзун был блестящим художником и чайным мастером.  Как бы то ни было, именно из-за него была свергнута династия Северная Сун (960-1127).

Чжао Квангуинь — первый император династии Сун — был сначала военным офицером. Он получил свою власть от предыдущей династии. Однако, чтобы другие не последовали его примеру и не захватили его царство, он передал управление армией в руки гражданских чиновников, которые не имели ни малейшего понятия, как ею управлять. Как следствие, армия династии Сун — всегда была очень слабой, что усиливало угрозу завоевания с севера. Ко времени правления императора Хуэйцзуна, ситуация катострофически ухудшилась. Он проживал свою жизнь, как некую разновидность искусства. Полностью погруженный в творчество, он игнорировал грубую реальность.  Когда укрепилась национальность Нурчен, что проживала на северо-востоке, и начала угрожать династии Сун уничтожением, император Хуэйцзун ошибочно принял это за растущее благополучие «восстановления из руин и расцвет прибрежных регионов», и сосредоточился на написании «Общих заметок о чае». В 1125 г. н. э. северные армии широко вторглись в земли династии Сун. Торопливо передав власть своему сыну, император Хуэйцзун ожидал, что теперь он спасен, однако его наследник также не смог исправить ситуацию. На второй год вторжения армии Нурчен продвинулись далеко на юг, взяли столицу Сунов и захватили в плен тысячи людей, включая императора и его сына. Император Хуэйцзун испытал все муки пребывания в иностранной земле, и в конце концов умер там.

Император Хуэйцзун обожал пить чай. Он нарисовал картину, которая называется «Картина чаепития», на которой он в обычной одежде наслаждается беседой и обсуждает чай, окруженный министрами. В сохранившихся письменных источниках упоминается, что император Хуэйцзун собственноручно готовил чай своим министрам. Пена на его чае была подобна луне в окружении россыпи бриллиантовых звезд.Общие заметки о чае — это обобщение императором Хуэйцзуном опыта его предков, а также собственных достижений. Книга состоит из 2800 слов, однако она весьма полная, подразделяется на введение и 20 описаний места, климата, сбора, пропаривания и прессования, изготовления лепешек, сортировки, и т.д. Книга содержит три главных мысли.  Во-первых, она знакомит с процессами выращивания, сбора и  изготовления чая Бэйюань (производится в наше время в округе Цзянь провинции Фуцзянь), который представлял собой высочайший уровень качества в то время. Во-вторых, она знакомит нас с классификацией чайных лепешек. В-третьих, в ней описано искусство приготовления чая и чайные состязания.Император Хуэйцзун упоминает, что чай следует собирать утром и прекращать сбор после восхода солнца. Чайные лепешки обладают тремя признаками: «яркий цвет, плотная текстура и хруст при разламывании», которые говорят о высоком качестве. Он считал, что качество чая зависит не столько от мест произрастания или сорта дерева, а от талантов мастера-изготовителя и продвинутости технологии.  Важнейшая часть книги — о чайных состязаниях. Изобретенный им способ приготовления чая — «Семь шагов» — это самая сложная и изысканная чайная церемония в китайской истории...
"... самая большая трудность взаимопонимания заключена в иллюзии того, что это взаимопонимание уже достигнуто." В. Малявин, "Средоточия", стр.359

Оффлайн kentchina

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 468
  • Карма: 13
  • Пол: Мужской
    • Чайная
  • Skype: abccba6284

Оффлайн Джюс Ли

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 5
  • Карма: 0
Re: Китайский/тайваньский чай и вокруг чая.
« Ответ #1258 : 07 Июня 2012 23:01:20 »
Чай вообще очень хорош, если занимаешься боевыми искусствами, и голодаешь. Есть такая техника, усиленно практиковать ушу сочетая его с голоданием. Но это тайная техника ушу.

Оффлайн a.u.m

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 659
  • Карма: -5
  • Пол: Мужской
    • Чайный Мастер
Re: Китайский/тайваньский чай и вокруг чая.
« Ответ #1259 : 08 Июня 2012 19:22:40 »
 Настойки (водка 38 градусов) на чае продаются в Китае достаточно давно, лет 5 точно. Видел и покупал в Пекине настойки на пуэре, улуне, зеленом и красном чае. Все, кто "приобщился к великой чайной культуре", говорят, что очень душевно, особенно "пуэровка"!  :)
"... самая большая трудность взаимопонимания заключена в иллюзии того, что это взаимопонимание уже достигнуто." В. Малявин, "Средоточия", стр.359

Оффлайн a.u.m

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 659
  • Карма: -5
  • Пол: Мужской
    • Чайный Мастер
Re: Китайский/тайваньский чай и вокруг чая.
« Ответ #1260 : 11 Июня 2012 16:54:16 »
  Продолжаем знакомиться с поучительными историями из книги Лю Туна "Китайский чай", спасибо Talachai и ее сайту www.master-tea.ru  :)

Чжу Цянь и Путеводитель по чаю.

Чжу Цянь (1378-1448) был семнадцатым сыном Чжу Янцзана — основателя династии Мин. С ранней юности Чжу Цянь блистал среди других сыновей и к 14 годам был титулован принцем. Как и император Хуэйцзун, Чжу Цянь не был успешным политиком. Его брат Чжу Ди (1360-1424) заключил его под домашний арест и не освобождал вплоть до завершения переворота и коронации. После этого, Чжу Цянь удалился от общества и в преклонные годы обратился в даосизм, прожив жизнь, свободную от превратностей и тревог суетного мира.

Путеводитель по чаю Чжу Цяня состоит из двух частей — предисловия и содержательной части, содержательная часть подразделяется на обсуждение чая и каталог.  Обсуждение чая касается свойств чая, представляет пять имен чая, а также содержит комментарии к более ранним книгам о чае. Выражая глубокое уважение к работам Лу Юя и Цай Сяна, он однако предлагает читателю иное мнение. Чжу Цянь, не отрицая популярность чайных лепешек во времена Тан и Сун, считал практику «поджаривания и размалывания в порошок» — лишающей чай его настоящего вкуса, в то время как рассыпной чай полностью сохраняет природный вкус чая. Так же он критикует Лу Юя за чрезмерное увлечение «любознательностью». Все это согласуется с тенденциями того времени — рассыпной чай вытесняет прессованный, а приготовление чая исключает прожарку.

Каталог чая включает описание четырех этапов употребления чая — оценка чая, оценка воды, кипение воды и приготовление чая, два этапа изготовления чая — сбор и окуривание ароматами, и десять приспособлений — плита, котел, мельница и т.д. Чжу Цянь внес несколько интересных усовершенствований в эти аппараты.  Например, чайные ложки. Предыдущие династии использовали золотые ложки, при Минах стали использовать серебро и медь, однако Чжу Цянь отдавал предпочтение ложкам, изготовленным из скорлупы кокосового ореха. В противоположность поколениям династии Сун, предпочитавших глазированный черной глазурью фарфор, он настаивал на использовании белого фарфора, называя его «чистым и приятным глазу». Также он критиковал обычай современников пользоваться чайными полками, сделанными из дерева, называя крапчатый и черный бамбук — чистейшими материалами. Короче говоря, Чжу Цянь выступал против роскоши, банальности, излишеств и ненужных усложений, призывая к естественности и простоте. Он открыл способ изготовления ароматизированного чая, предлагая цветами сливы, сладкого османтуса и жасмина добавлять аромат и свежесть чаю.

Лучшая часть Путеводителя по чаю — это описание чайной атмосферы. Согласно Чжу Цяню, чай помогает людям «избавиться от забот и приподняться над вульгарностью » так что он «способствует взращиванию добродетели». Так что он советует пить чай в уединенных местах, таких как — вблизи горного ручья, в сосновом лесу или бамбуковой роще, под серебристой луной тихой ночью, или же около яркого и чистого окна. Во время чаепития следует избегать вульгарных  разговоров, следует «изучать метафизику и искать истину, очищая мысли и возвышая ум»...
 Продолжение и полный перевод 1-4 глав из книги Лю Туна на www.master-tea.ru
"... самая большая трудность взаимопонимания заключена в иллюзии того, что это взаимопонимание уже достигнуто." В. Малявин, "Средоточия", стр.359

Оффлайн sportdoc

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1141
  • Карма: 61
  • Пол: Мужской
  • Skype: mr.igor_v
Re: Китайский/тайваньский чай и вокруг чая.
« Ответ #1261 : 16 Июня 2012 01:31:00 »
Настойки (водка 38 градусов) на чае продаются в Китае достаточно давно, лет 5 точно. Видел и покупал в Пекине настойки на пуэре, улуне, зеленом и красном чае. Все, кто "приобщился к великой чайной культуре", говорят, что очень душевно, особенно "пуэровка"!  :)

Возьмем на вооружение!  :)
Создавать не ради обладанья, Творить не ради славы, Править не ради власти, Вот что зовут глубочайшей чистотой - ДЭ. (Дао Дэ Цзин)

Оффлайн a.u.m

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 659
  • Карма: -5
  • Пол: Мужской
    • Чайный Мастер
Re: Китайский/тайваньский чай и вокруг чая.
« Ответ #1262 : 25 Июня 2012 16:28:48 »
Завершая 4 главу из книги Лю Туна "Китайский чай" ( www.master-tea.ru ):

Лю Тинцянь и Дополнительная книга о чае.

За сотни лет, что прошли от династии Тан до династии Цин, произошли огромные перемены в местах и способах производства чая, а также в чайной утвари, что использовалась для его приготовления. Пришло время появиться новой книге о чае, богатой ссылками и цитатами, а также весьма практичной. Это была Дополнительная книга о чае.

Эта книга следовала структуре Книги о чае Лу Юя, подразделяясь на десять частей — происхождение чая, производство чая, чайная утварь, приготовление чая, чаепитие, чайная церемония, изготовление чая, общая информация о чае и иллюстрации. Внося исправления и дополнения в книги, написанные от Танов до Циней, эта книга не только в десять раз превышает Книгу о чае по объему, но и существенно отличается от нее по содержанию. Эту книгу можно назвать общим всеобъемлющим итогом знаний, выраженных в древних книгах о чае. Ее автор — Лю Тинцянь — был чиновником в Уи, провинция Фуцзянь, идеальном месте для ученого. увлеченного чаем. Он не только приложил огромные усилия к изучению и пониманию  чая из Уи, но и широко аккумулировал все возможные знания о чае. Черновики книги он написал, еще находясь но посту. После отставки, он отправился в свой родной город, завершил книгу и представил ее миру в 1734 году.

В дополнение к всем освещенным работам, еще две достойны упоминания — Биография Йе и Цзя и О чае и вине. Биография Йе и Цзя — это биография чая, написанная великим поэтом Су Ши, династии Сун. В этой книге он сравнивает чай с верным министром и благородным мужем. О чае и вине — статья в виде диалога, написанная ученым Ван Фу династии Тан. В статье чай и вино ведут горячий спор, восхваляя себя и принижая оппонента. В конце концов вода примиряет их, так как ни вино, ни чай — невозможны без воды, так что им лучше умолкнуть и приложить усилия к взаимному развитию. Статья написана легко и остроумно, полна юмора, что отличает ее от прочих статей о чае.

На этом заканчивается глава 4.

Большое спасибо Talachai за перевод книги!!!
"... самая большая трудность взаимопонимания заключена в иллюзии того, что это взаимопонимание уже достигнуто." В. Малявин, "Средоточия", стр.359

Оффлайн Tsang

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 1
  • Карма: 0
Re: Китайский/тайваньский чай и вокруг чая.
« Ответ #1263 : 29 Июня 2012 15:53:20 »
Никаких чайных церемоний в Китае нет.
И никогда не было.
Есть только глупые аттракционы для туристов, скопированные в противовес японцам, причем такое наблюдается только в последние лет 10-15, не раньше.

Я ни разу не встречал описания хоть какой- нибудь чайной церемонии в книгах иностранцев, просещавших Китай при династии Цин (и тем более позже). Всегда одно и то же "нас угостили чаем"- и все.

Если я не прав и что- то пропустил, то поправьте меня.

Махровым цветом эта "церемония" расцвела только последние 10-15 лет назад.

Приведенные выше фото наливания чая из чайников с длиннющим носиками- нетрудно понять, что такой способ применялся в жарких районах, и служил исключительно для того, чтобы чай остывал, пока течет по носику, и на выходе не был слишком горячим.
Вот и все.
А все остальное- на мой взгляд лишь грамотный способ выманивания башлей из глупых лаоваев "за китайскую экзотику".

China Red Devil прав на все сто.
http://polusharie.com/index.php?topic=101187.msg1237918#new

Оффлайн a.u.m

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 659
  • Карма: -5
  • Пол: Мужской
    • Чайный Мастер
Re: Китайский/тайваньский чай и вокруг чая.
« Ответ #1264 : 29 Июня 2012 21:40:39 »
 Точно! А все придумали ушлые китайцы,чтобы поднять экономику Китая. Браво,Tsang! Можно еще "авторитетных" мнений?
"... самая большая трудность взаимопонимания заключена в иллюзии того, что это взаимопонимание уже достигнуто." В. Малявин, "Средоточия", стр.359

Оффлайн sportdoc

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1141
  • Карма: 61
  • Пол: Мужской
  • Skype: mr.igor_v
Re: Китайский/тайваньский чай и вокруг чая.
« Ответ #1265 : 03 Июля 2012 20:35:24 »
А почему бы для себя, родного, без оглядки на мнения и прения,
не превратить обычное утоление жажды отваром чайного листа - в праздник?
На том и стою!  :D

Создавать не ради обладанья, Творить не ради славы, Править не ради власти, Вот что зовут глубочайшей чистотой - ДЭ. (Дао Дэ Цзин)

Оффлайн sportdoc

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1141
  • Карма: 61
  • Пол: Мужской
  • Skype: mr.igor_v
Re: Китайский/тайваньский чай и вокруг чая.
« Ответ #1266 : 11 Сентября 2012 02:31:27 »
Сдается мне, что измываюсь над чаем.
Хорошо, что действие сие - не в Поднебесной, а на питерской кухне происходят.
А то бы понес наказание посредством битья по пяткам бамбуковой дубинкой  ;D





Создавать не ради обладанья, Творить не ради славы, Править не ради власти, Вот что зовут глубочайшей чистотой - ДЭ. (Дао Дэ Цзин)

Оффлайн kentchina

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 468
  • Карма: 13
  • Пол: Мужской
    • Чайная
  • Skype: abccba6284
Re: Китайский/тайваньский чай и вокруг чая.
« Ответ #1267 : 14 Сентября 2012 17:13:40 »
Не понял - это что за каша?!

Оффлайн sportdoc

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1141
  • Карма: 61
  • Пол: Мужской
  • Skype: mr.igor_v
Re: Китайский/тайваньский чай и вокруг чая.
« Ответ #1268 : 15 Сентября 2012 04:18:00 »
Не понял - это что за каша?!

Рецепт каши  ;D
В Монголии кирпичный чай измельчают и смешивают с водой или пахтой из молока яков и солью, когда чай начинает закипать, его смешивают с молоком, маслом и долго взбивают /до появления стойкой пены/, иногда добавляют, для питательности, жареные и размолотые зерна ячменя.
В Тибете кирпичный чай измельчают и замачивают в воде в течение ночи, а затем готовят подобным образом, как в Монголии.
Настой взбивают в специальных приспособлениях с молоком козы, солью и маслом яка.
Иногда добавляют горсть или две молотого зерна, такой продукт известен как "Цампу".
А в Питере - как-то так.
Создавать не ради обладанья, Творить не ради славы, Править не ради власти, Вот что зовут глубочайшей чистотой - ДЭ. (Дао Дэ Цзин)

Оффлайн a.u.m

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 659
  • Карма: -5
  • Пол: Мужской
    • Чайный Мастер
Re: Китайский/тайваньский чай и вокруг чая.
« Ответ #1269 : 20 Сентября 2012 21:05:48 »
 Давненько не было достойной информации о чае. Представляем вашему вниманию статью о белом чае,которую любезно перевели С. Кашеверов,И. Роенко,Д. Роенко и Л. Процевская,ее можно найти в интернете.


Автор: У Шоуфэн, Источник: Сеть города Ниндэ.

Белые чаи из Фудина являются белоснежками китайского чая, и это сорта, присущие лишь Китаю, в других местах на Земле подобного не сыщешь. Китай располагает шестью типами чаёв, знаменитые кусты и удивительные сорта исчисляются здесь тысячами. Но лишь у белых чаёв качество изысканное, это вершина среди видов чая. «Белый чай в мире делается в Китае, китайский белый чай делается в Фудине». Государственная служба лесного хозяйства и китайское чайное общество присвоили Фудину статусы «Родина китайских белых чаёв» и «Родина знаменитых китайских чаёв», что является весомым признанием на уровне государства. Превосходные сорта чайного дерева, прекрасная экологическая обстановка, богатые ресурсы, глубокий культурный слой, древняя история производства чая, кропотливое управление культивацией, отточенная техника сбора и выделки – благодаря всему этому слава о фудинских белых чаях разнеслась далеко. Особая земля, особенные сорта и уникальная технология создали неповторимый в Поднебесной фудинский белый чай.

Фудинская чайная индустрия заточена прежде всего под белый чай, и главные её достижения можно сформулировать как «шесть драгоценностей»: райская земля, ценные сорта [чайных деревьев], дорогие [чайные] продукты, искусная технология [обработки], чудесная гармоничность, замечательный эффект.

1. Райские места. Фудин, благополучная и процветающая земля.

Окружающая среда в Фудине превосходная, природные условия идеальные, необычайно подходят росту сырья для белых чаёв. Фудин располагается на морском побережье на северо-востоке Фуцзяни. С трёх сторон эта местность окружена горами, с одной стороны к ней примыкает море. Тёплый климат, умеренное количество осадков, достаточно солнца. Водные потоки текут вдоль и поперёк, повсюду родники. Коэффициент лесопрокрытия составляет 69.3%, что больше среднего значения по провинции (62.96%), и по этому показателю Фудин вообще занимает первое место в Фуцзяни. Основные высоты над уровнем моря составляют 500 – 800 метров, кое-где доходят до 1000 метров и выше. Там сформировался своеобразный рельеф в форме конского копыта, более высокий на северо-западе региона, и более низкий на юго-востоке, и там типичный субтропический приморский муссонный климат.

Горы Тайму(太姥山), названные «приморской столицей бессмертных» (Хайшан Сяньду) – это пейзажный район государственного значения и национальный геопарк, расположенный в северо-восточной части территории подчинения Фудину. Ханьский император У-ди, составляя каталог знаменитых гор на востоке Поднебесной, поставил Таймушань во главе из этого списка, насчитывающего 36 мест. Знаменитые горы рождают хороший чай, хороший чай прославляет знаменитые горы. Исследуя историю до самых истоков, видим, что более тысячи лет назад «чайный святой» Лу Юй в своём «Чайном каноне», опубликованном в 780-м году, писал: «В 300 ли на (юго-)восток от Юнцзя (ныне – Вэньчжоу) есть горы белого чая», что непосредственно указывает на фудинские горы Тайму. В своей «Всеобщей истории чайного дела» профессор Чэн Чуань указывает: «На восток от Юнцзя в 300 ли находится море, это ошибочный факт. На самом деле имеется в виду 300 ли на юг, где находится фуцзяньский Фудин (в танское время входивший в состав уезда Чанси), и именно там родина белых чаёв».

Бродя по Таймушань, взор отмечает среди душистых трав орхидеи, помимо бамбука есть и чай. Тайму прославились четырьмя совершенствами: «пики опасные, камни чудесные, пещеры укромные, туманы призрачные». Сырьём для таймушаньских белых чаёв являются сорта Фудин Да Бай (большой белый фудинский) и Фудин Да Хао (большие ворсинки из Фудина). Эти деревья в обилии произрастают на хребтах Тайму, где осадков немало, чудесные травы и удивительные деревья наводняют долины и горы. Растительный покров там пышен, пейзаж красочен и разноцветен, слой почвы глубок и плодороден. В чайных садах клубятся облачные туманы, чайные деревья обычно растут среди каменных лесов, их корни глубоки, а крона пышная. На относительно больших высотах Тайму много лесов, облаков и тумана. В этих особенных географических условиях, где содержание органики и микроэлементов весьма богатое, и рождается древний чай. Чайные листья урождаются толстыми, мягкими и содержащими много веществ. Качество у выделанного фудинского белого чая отменное. Среди белых чаёв своим качеством особенно выделяется Бай Хао Инь Чжэнь (白毫银针). Этот особый чайный продукт, вызревающий в бесчисленных каменных долинах и падях гор Тайму, между туманистых ручьёв, стал известным на весь Китай сортом. Имя этого чая сложено из-за того, что цвет его белый как серебро, а форма листьев тонкая и длинная как у иголок. Изящный чайный аромат пробивается сквозь облака и туманы, он пронзает эти горы уже тысячи лет, не ослабевая.

Фудинская культура белого чая в старинных поместьях выделялась своей естественностью и простотой. Неподалёку от Фудина находится местечко Цуйцзяо (дословно – Изумрудный пригород – прим.ЧП) – древняя усадьба рода У. Поместье было построено 104-м потомком правителя У Вана, жившего в эпоху Вёсен и Осеней (770-476 до н.э.). Потомка звали У Цхо, он открыл в Пекине чаеторговлю, и за счёт продажи белого чая разбогател. В династию Цин в правление под девизом Цяньлун университетский профессор и известный чиновник Лю Юн некогда подарил У парные надписи «Выучившийся со временем может забыть о Цане и Кэ, [но] в стихах, оставленных на память при разлуке, видишь Яна и Хэ» (Цань и Кэ – это два ученика буддийского патриарха Дамо, Ян Сюаньчжи и Хэ Чанъюй – два друга-поэта эпохи Южных династий, парные надписи указывают на тесную дружбу Лю Юна и семейства У. Чиновник не раз гостил в удалённом имении, и одной из главных причин тому был местный чай – комм.ЧП). Площадь, занимаемая усадьбой, составляет 14 тысяч м2, она строилась 13 лет, и затраты на неё составили 640 тысяч лянов серебра. Планировка усадьбы оригинальная, но система просматривается чётко. Продольные и поперечные линии чётко пересекаются и взаимно соединяются, это будто древняя доска для игры в облавные шашки (го) с длиной и шириной больше 70 метров, расположенная в глубокой долине. И кажется, словно бы тут в любое время привечают небожителей, спускающихся посидеть на земле и поиграть в шашки. Древнее поселение Цуйцзяо среди всех старинных усадеб Цзяннани (земель к югу от Янцзы – прим. ЧП) является самым большим по площади и наиболее хорошо сохранившимся. В поселении сочетаются размах сооружений, сравнимых с императорскими палатами, и филигранное сочетание разных стилей жилых домов Цзяннани. Эта старинная усадьба заслуживает того, чтобы считаться драгоценностью, совмещающей декоративность, художественность и историчность традиционных частных домов Поднебесной.
2. Ценные сорта чайных деревьев

Фудинский белый чай является знаменитым чаем с историей. Ещё в эпоху Тан в Фудине уже выращивали чай. «Чайный святой» Лу Юй в своём «Чайном каноне» упоминает горы фудинских белых чаёв – Таймушань, из чего можно сделать вывод, что фудинцы ещё до начала эпохи Тан уже начали выращивать чай, и что в начале Тан местный чаепром уже имел богатый опыт в деле культивации и селекции чайных деревьев, а чайное производство уже развернулось в достаточном масштабе.

Жизненная сила фудинских белых чаёв имеет ни с кем не сравнимое положение в Китае. Провинция Фуцзянь вообще имеет славу вотчины отборных чайных кустов, а сорт Фудин Да Бай Ча по степени широты распространения имеет первенство среди всех китайских чаёв. В 1958-м году Министерство сельского хозяйства провело в фудинском посёлке Паньси Всекитайский съезд производителей чая. В 1965-м на национальном научно-исследовательском симпозиуме по ресурсам чайных сортов фудинский большой белый сорт занял первое место из 21 отборнейших сортов, взятых по всей стране, став показательным сортом в плане своей распространённости. Фудин Да Бай Ча был районирован более чем в десяти провинциях Китая, что является практически уникальным случаем в деле культивации китайского чая. В 1973-м году Фудин был определён как базовый уезд для китайского чая, а большой белый чай оттуда позже был рекомендован чаеводами к распространению по всей стране. В 60-70-е годы прошлого века только 9 провинций страны (Сычуань, Хунань, Хубэй, Цзянси, Аньхуэй, Цзянсу, Чжэцзян, Гуандун и Гуанси) вывезли из Фудина около 5 миллиардов отборных саженцев этого сорта для разведения у себя. В 1984-м фудинские сорта Большой Белый и Большие Ворсинки были определены Комитетом по определению отборных чайных сортов при Минсельхозе в качестве отборных сортов государственного уровня и получили соответственно титулы «Китайский чай №1» и «Китайский чай №2». Фудин Да Бай Ча постепенно стал самым распространённым сортом элитного чая по всей стране, на данный момент площадь его посадок в КНР составляет примерно 1,7 миллиона му (более 100000 гектаров). Его марка превратилась в полномочного представителя всех белых чаёв в стране, получив в Управлении по контролю качества Сертификат с геолокатором родины белого чая, а в Торгово-промышленной палате страны - заверенное свидетельство о зарегистрированной торговой марке.

96% белых чаёв в мире производится в Фуцзяни, а 80% фуцзяньских белых чаёв – в Фудине. Фудин входит в десятку самых важных чаепроизводящих уездов в стране, это главная база белого чая. Автор этих строк в далёком 1999-м году вёл репортаж из Куньмина с выставки «Китайская чайная» и помнит, что представляя фудинский белый чай вместо «福鼎白茶» устроители написали «福丁白茶», что вызвало моментально возмущение многих (тут, видимо, все поняли, что речь идёт о горах Фудин в провинции Гуанси – прим.ЧП). Была ли это ошибка сокращённого написания иероглифов или же небрежность организаторов мероприятия? На выставках международного уровня такой низкопробной ошибки просто не может быть, и это, казалось бы, маленькое пятно испортило впечатление обо всём празднике. В середине июня 2007-го года Научное чайное общество страны, Ассоциация по распространению китайского чая и Китайское общество по изучению международной чайной культуры совместно провели в Фудине первый фестиваль культуры китайских белых чаёв.

«Голос Великой Матушки (Тайму) высок как зелёно-снежные почки, земля обетованная вновь плывёт по морю небесных ростков». Так в эпоху Цин написал в «Песне о фуцзяньском чае» Чжоу Лянгун, и в его метком выражении точно обозначены тянущиеся ввысь к грандиозным снежным пещерам над утёсами «зелёно-снежные побеги». Во времена императора Яо Великая Матушка Ланьгу в зарослях около величественных снежных пещер нашла дерево белого чая, собрала и обработала чай из зелёно-снежных почек. Этот чай оказался удивительным снадобьем, помогающим людям. Он снижал астенический жар, выводил из организма токсины, спасал в жару, излечивал простых людей от болезней в критические моменты. Чудесный белый чай одерживал победу над дьявольскими эпидемиями. Посему Ланьгу стала тщательно выращивать это священное дерево чая, принеся в рукаве своих волшебных одеяний и подоле юбки землю для него, трудилась упорно и самоотверженно, всей душой оберегая деревце. Чай пропускал через себя лучшее от света солнца и луны и дал бурные всходы. Позже Ланьгу получила бессмертие, а император Яо пожаловал ей титул «Покровительница Тайму», и она стала почитаться в Китае как богиня белого чая.
"... самая большая трудность взаимопонимания заключена в иллюзии того, что это взаимопонимание уже достигнуто." В. Малявин, "Средоточия", стр.359

Оффлайн a.u.m

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 659
  • Карма: -5
  • Пол: Мужской
    • Чайный Мастер
Re: Китайский/тайваньский чай и вокруг чая.
« Ответ #1270 : 20 Сентября 2012 21:08:54 »
 Продолжение статьи "Фудинский белый чай - Белоснежка китайского чая".

3. Дорогие чайные продукты

Белые чаи делятся на пять видов: Байхао Иньчжэнь (Беловорсистые серебряные иглы, 白毫银针), Бай Мудань (Белый пион, 白牡丹), Гунмэй (Подарочные брови, 贡眉), Шоумэй (寿眉) и Синь Гунъи Бай Ча (Белый чай по новой технологии, 新工艺白茶). Производство белых чаёв сформировалось в относительно недавние времена – 19-й век. Чайное светило нашего времени, г-н Чжан Тяньфу в своей книге «Исследования по истории фуцзяньского чая» («福建茶史考») написал: «Впервые белый чай произвели в Фудине».

На основании «Записей о китайских знаменитых чаях» в эпоху династии Цин в первый год правления под девизом Цзяцин (1796) фудинцы, используя в качестве сырья крепкие почки с чайных кустов, размножающихся половым способом (семенами), стали делать чай «Байхао Иньчжэнь». В 1857-м году дикорастущий чай с гор Тайму был рассажен в фудинских деревнях Вэньси, Чжутоу, Ванцзяян и других (тогда это была территория села Байлю, а ныне – посёлка Дяньтоу). В особых географических, климатических и почвенных условиях в районе гор Тайму, а также при помощи специфичной технологии обработки были выведены сорта чайного куста Фудин Да Бай и Фудин Да Хао, которые стали размножать черенками. Их почки были в разы крепче и длиннее чем у их дикорастущих предков, да и внешне качество такого белого чая было гораздо круче чем у чая-сорняка (то есть размножающегося естественным семенным способом). Ещё в энциклопедии сунского Шэнь Куо «Мэнси Битань» («梦溪笔谈») по поводу южных чайных деревьев написано: «Нынешний чай прекрасен, его качество замечательное, а почва, в которой он высаживается, также превосходна, посему новые почки у него вырастают больше цуня (китайский вершок, равен 3,3 см – прим.ЧП)». Так как у производимого из двух вышеуказанных фудинских сортов белого чая почки крепкие, цвет их белый, ворс хорошо виден, аромат высокий и вкус чистый, фудинцы именно из крепких отборных почек такого сырья и стали делать чай Байхао Иньчжэнь. Его экспортная цена превышала цену «Земляных игл» (Тучжэнь, то есть Серебряных игл, сделанных из сырья, которое размножается семенами)  более чем в 10 раз. У сорнякового чая почки тонкие и маленькие, посему позже такое сырьё совсем перестали использовать. Примерно к 1860-му году Земляные иглы постепенно сошли с исторической сцены, уступив место Беловорсистым серебряным. В «Краеведческих записках о Фуцзяни» («福建地方志») читаем, что в 1880-м году фуцзяньский уезд Чжэнхэ (расположенный к западу от Фудина на территории Наньпина, самой северной области Фуцзяни – прим.ЧП) успешно вывел сорт Чжэнхэсский Большой Белый, и спустя 9 лет после этого также начал производить чай Иньчжэнь. То есть две основные территории, производящие сегодня фуцзяньские белые чаи, начали это дело с временным разрывом почти в столетие.

Резюмируя вышесказанное, цитируем книгу Чжана Тяньфу «Исследования по истории фуцзяньских чаёв»: «Производство белого чая впервые возникло в Фудине, позже оно переместилось в цзянъянский Шуйцзи, а затем в Чжэнхэ. Говоря о производимых сортах в первую очередь надо говорить об Иньчжэне, а затем уже о Баймудане, Гунмэй и Шоумэй. Первоначально использовался сорт куста Малый Белый, затем Большой Белый и наконец, Шуйсянь Белый». (Комментарий от ЧП – так как статья написана про фудинские чаи, в ней не сказано, что сорт Баймудань был выведен в Чжэнхэ в 1922-м году)

Вообще все чаи сорта Байхао Иньчжэнь делятся на северные и южные. Фудинские относятся как раз к северным. (Видимо, южные иньчжэни – это то, что производится в Гуанси и Юньнани – прим.ЧП). По причине высокого качества сортов дерева, используемых в производстве северных иньчжэней, качество готового чая заслуживает звания «Первый среди чаёв». Байхао Иньчжэнь почитает в качестве своего прародителя древний чай Люйсюэ Я (Зелёно-снежные почки, 绿雪芽), являясь одной из ветвей его потомства. Чайные почки высшего качества имеют длину около цуня, полностью обсыпаны белым ворсом, а в белизне прячется зелень. Почки переливаются подобно серебру, являя собой скромную, но изысканную чистоту и рождая несравненное качество. Любой человек не может не согласиться с тем, что их формой, цветом, ароматом и вкусом можно наслаждаться до бесконечности. Про этот чай можно в полной мере сказать: «Белоснежный словно серебряный челнок, тонкий как иглы для вышивания и нежный будто язычок воробья», он любому радует глаз и волнует сердце.

Фудинский БХИЧ трижды получал звание «Знаменитый чай Китая»: в 1982-м, 1986-м и 1990-м годах. В 1982-м Министерство торговли Китая удостоило этот чай первого места в списке знаменитых чаёв Китая. В том же году и потом ещё два раза с перерывом в четыре года сей чай получал соответственно первую, вторую и третью премию в конкурсе знаменитых чаёв. В 1986-м году фасованный продукт «Тайму Иньчжэнь» получил премию за качество от Министерства лёгкой промышленности страны, а в 1988-м на первой всекитайской выставке продуктов питания – золотую медаль. Наконец, в 2007-м году Министерство сельского хозяйства включило Беловорсистые серебряные иглы в список агропродукции, представляющей китайские знаменитые марки.

Ранжированные списки «Десятки знаменитых чаёв Китая», кажется, имеются во всех чайных изданиях. Вне зависимости от того, какое конкретное место чай занимает в нём, как можно сравнивать в красоте скромный Байхао Иньчжэнь с ханчжоусским Сиху Лунцзином, сучжоусским Билочунем, хуаншаньским Маофэном, лушаньским Юнь У, люаневым Гуапянем, синьянским Маоцзянем, цзюньшаньским Иньчжэнем, уишаньскими утёсными чаями, аньсийским Тегуаньинем, цименьским красным чаем и дуюньским Маоцзянем?

4. Искусная технология обработки

Белый чай является живым чайным ископаемым. Оказывается, в истории производства китайских чаёв самыми ранними являются отнюдь не зелёные, а белые чаи. В «Чайном каноне» находим следующие фразы: «Чай как напиток открыл Шэнь-нун», «Шэнь-нун попробовал сто трав (то есть всевозможные травы – прим.ЧП), и от всех 72 ядов, попадавшихся каждый день (то есть от любого яда – прим.ЧП), в качестве противоядия использовал растение ту (荼, древнее обозначение чая – прим.ЧП)». Чтобы сохранять растения про запас древние люди брали свежие нежные почки и листья и сушили их на солнце или на огне. Такое натуральное подвяливание с целью высушить чайные листья является древним способом переработки лекарственных растений. И как раз таким образом в истории китайских чаёв и зародилось такое явление как «белый чай». С богиней белого чая Великой Матушкой Тайму связаны легенды о лечении болезней и чудесном избавлении людей от всяких напастей при помощи белого чая. То есть научные круги единодушно пришли к мнению, что в истории производства китайских чаёв технология белого чая является самой древней.

Откуда белый чай имеет белый цвет? Его качественная специфика формируется, во-первых, благодаря тому, что собирается нежное сырьё, густо обсыпанное ворсинками, а во-вторых, по той причине, что при обработке этого сырья не применяется ни прожаривание, ни сминание, а только лишь просушивание на солнце и на огне. Таким образом, белый пух полностью сохраняется на внешней поверхности, что является главной причиной цвета этих чаёв. И основными сортами чайного дерева, из которых делаются белые чаи, являются два вышеописанных фудинских сорта, Да Хао и Да Бай.

Посадки белого чая в Фудине заполонили собой все окрестности. И производство белых чаёв, и их пробование и оценка в полной мере понимаются именно на родине этих чаёв. При обработке белых чаёв применяются две операции, подвяливание и сушка, причём ключевой является первая из них. Традиционная методика подразумевает то, что свежесобранные почки и листья лишь высушивают на солнце, без прожарки и скручивания. Такая техника вызывает в чайных побегах естественные медленные изменения. То есть и ферменты не дезактивируются (как в зелёных чаях – прим.ЧП), и окислительные процессы не провоцируются (как в красных или улунах – прим.ЧП). Целью обработки является максимально сохранить и активные ферменты, и неокисленные полифенолы одновременно. Благодаря такому подходу мы и имеем в белых чаях такие особенности как цельность почек и листьев и их густую обсыпанность ворсом, серебристо-зелёный цвет, тонкий аромат и освежающий вкус. В государственный список объектов нематериального культурного наследия уже включили технологию производства утёсных улунских чаёв (Да Хун Пао). Разведать, изучить, сохранить и передать потомкам технологическую ценность «почтения к чайным кущам», культивируемого в фудинских белых чаях, тоже является весьма необходимой и неотложной задачей.

Например, при производстве Бай Хао Инь Чжэня очень строго надо соблюдать требования к свежести чайного сырья, силе солнечного света и времени просушивания. Сбор этого чая есть весьма кропотливое занятие. Классическая техника сбора подразумевает десять ограничений для сбора, а именно: не собирают в дождливый день, не собирают, пока роса не высохнет, не собирают маленькие и хилые почки, не собирают побеги пурпурного оттенка, не собирают сырьё, пострадавшее от ветра, равно как и от человека и от насекомых, не собирают пустотелые побеги и почки с открытой сердцевиной, а также больные почки. Это всё и называют «десять несобираний», что очень явственно демонстрирует доскональность требований к качеству белого чая.

Такая специфическая для белых чаёв производственная «дотошность» влечёт за собой тот факт, что создание белых чаёв есть процедура весьма рискованная, и посему среди всех шести типов китайских чаёв объём производства белых является минимальным. На поверхностный взгляд технология обработки белых чаёв является весьма простой, однако оказывается, что ей не так то и легко овладеть. Особенно если идёт речь о создании чая экстра-класса: по сравнению с другими типами чая эта техника является более сложной. Самое высокое качество наблюдается у тех Байхао Иньчжэней, в производстве которых применяется естественное подвяливание. Завяливание белых чаёв – это процесс, когда в чайном листе возникают активные изменения, благодаря которым ключевым образом и формируются цвет, аромат и вкус белого чая. Требуется долгий период блуждания в потёмках с практикой оттачивания мастерства чтобы создать Серебряные иглы высшего качества. За последние годы среди зелёных чаёв появилось несколько сортов с белым листом, которые люди называют обычно белыми чаями, хотя они не относятся к типу белых чаёв. Например, в провинции Чжэцзян подобные белые чаи имеются в уездах Аньцзи и Нинбо. По всей стране производятся разного рода иньчжэни и байхао, но они также не относятся к белым чаям. К примеру, хунаньский Цзюнь Шань Инь Чжэнь относится либо к зелёным чаям с прогреванием зелени, либо к жёлтым, а гуансийский Линъюнь Байхао есть прожариваемый зелёный чай.

5. Чудесная гармоничность

В знаменитых горах Поднебесной встречается много монахов, говорящих, что у них растёт хороший чай. Знаменитые чаи Китая по большей части имеют глубокие общие корни с учением буддизма. Таймушань не являются исключением в этом ряду, и самым знаменитым в этом отношении монастырём там является Ипяньвасы (一片瓦寺, Храм куска черепицы). Сбоку от него как раз и находится Хунсюэдун (Пещера Гусиного снега) – родина Зелёно-снежных почек. Монахи монастыря выращивают и обрабатывают там чай и всегда вдумчиво и от души потчуют им всех пришедших. Если попадёте в эти места, не пренебрегайте посещением этого храма, ибо он представляет из себя нечто оригинальное в мире буддийских строений. Рядом с монастырём навалена груда скал (с птичьего полёта она выглядит как «Золотая черепаха, карабкающаяся на стену», поэтому и получила такое название), и около этой груды из скал выступает камень, похожий на громадную черепицу. Он высится в небо, являясь абсолютно искусным творением природы, и построившие здесь приют отшельники получили очень выгодное расположение. Когда монастырские служащие делают чай Байхао Иньчжэнь, повсюду обильно воскуриваются благовония, перед алтарями в страхе и трепете читаются священные мантры. Кажется, прояви монахи хоть незначительную непочтительность, и чайный дух тут же ускользнёт далеко. Лу Жун, поэт эпохи Мин сказал: «В Цзяннани достойно говорить о буддистах, [выращивающих свой] чай на камнях среди чистых источников и [зарослей] бамбука». В наши времена, когда в каждом уголке каждого города в моде пить кофе, кто там попробует Байхао Иньчжэнь? Зачерпни кувшин воды из горного источника, собери корзину сосновых шишек, разожги костёр под сандалом и завари чайник чая бессмертных – и можно вылечить тоску и забыть о горестях. В горах Тайму журчат орхидеевые ручьи, и не шумят машины. Чайные путешественники могут спокойно расположиться в уединённых «жилищах» - расщелинах среди скал. Там в древние времена сидели в медитациях монахи, достигшие наивысшего просветления. Достаточно лёгкого аромата белого чая, и трудно забыть это мгновение, когда рождающиеся думы о прошлом проникают в самую душу. «Над остывающим драгоценным треножником со сваренным чаем ещё дымится зелень» (эта замысловатая фраза являет собой первую половину парных надписей, висевших в чайной «Сяосян» в легендарном романе «Сон в красном тереме» - прим.ЧП), то есть этот чайный аромат позволяет успокоившейся и отдыхающей душе постичь гармонию пейзажа окружающих просторов. Просторов, над которыми в мгновение ока вскипает буря, облака то сворачиваются, то разворачиваются и как устремления несутся вскачь (напомню, что с гор Тайму можно даже не в самую хорошую погоду разглядеть Восточно-китайское море, то есть погода там весьма переменчива – прим.ЧП). Рядом с Храмом куска черепицы на ветерке колышутся бамбуковые леса, их звучание подобно то поющим как птички циню (древнейший щипковый инструмент на земле, доска с 7 струнами – прим. ЧП) и гуслям, то каркающему голосу пипы (вид домры – прим.ЧП), то подвывающим флейтам сяо и дицзы (сяо – продольная, а дицзы – поперечная флейты – прим.ЧП), то распевам арфы кунхоу. В общем, в таких местах и под такой чай невольно сбрасываешь с себя разом все узы внешнего бренного мира.

Чай в Китае является государственным напитком, и на самом деле он есть зелёный продукт, пропитавший собой духовное содержание и культурное сознание всего китайского народа. Фудинский белый чай – напиток гармонии, он принял на себя четыре великих принципа эстетики китайского чайного искусства: «Небо и человек сливаются воедино, вещи и я мистически соединяются», «Понимающий радуется воде, добродетельный радуется горам», «Избавляясь от пороков, видишь в сокровенном зерцале образ чистой души» и «На Пути всё происходит само собой, и, сохраняя единство, достигаешь наивысшей гармонии». Японская чайная церемония чересчур помпезна, в ней очень много запретов и ограничений. Но для того чтобы понять душу и природу человека вполне подходит простое пробование Байхао Иньчжэня. Горы Тайму с древности признавались как земля даосских отшельников и буддийских святых, как место, с которого открывается прекрасный вид на горы и море. Фудинские белые чаи особенно глубоко переплелись с истоками конфуцианского, буддийского и даосского учений и имеют много общего с их принципами. Пробуя белый чай, мы можем постичь глубокий смысл буддийского выражения «Если отпускать и отпускать всё, откуда возьмутся заботы?» и осознать суть знаменитого коана: «Чай и чань одного вкуса». Вместе с даосской простотой белого чая открываешь для себя истинный смысл фразы: «Путь хоть и один, но гармония имеет мириады вариантов». Белый чай отражает и конфуцианские принципы: довольствоваться малым и стремиться к душевному покою. Прямота и твёрдая воля, стремление к чистоте и очищению – вот принципы совести высокоморального человека. Автор этих строк полагает, что фудинские белые чаи – это чаи для человеческого общения и счастливой судьбы, и что заваривание и питьё белых чаёв – это процессы, которые не могут не нравиться всем людям без исключения. Искусство фудинского белого чая должно включать в себя как декоративную, так и повседневную части. Первая применяется на представлениях и воплощает собой древнюю простоту и изысканность чайного искусства, а вторая отражает его удобство и чистоту.

Когда мы с чистым, спокойным, безмятежным и радостным сердцем отправляемся пить белый чай, мы стремимся к духовной природе китайской философии чайного Пути. На этом пути мы постоянно самокорректируемся и самосовершенствуемся, и тем самым выходим из мрака на свет, рождаемся вновь и обретаем истинное знание. И благодаря белому чаю мы ещё глубже постигаем настроение китайского писателя и философа Линь Юйтана, сказавшего как-то: «Пока у китайца есть его чайник чая, он остаётся счастливым и радостным человеком».

6. Замечательное воздействие

В разноцветной Юньнани имеется удивительное белое лекарство (байяо, кровеостанавливающее и болеутоляющее средство – прим.ЧП), а на фудинских горах Тайму растут белые ворсинки.

Белые чаи с самого начала применялись в качестве лекарства, используясь при лечении кори. По данным исследований цинского Чжоу Лянгун в тексте «Малые записки о Фуцзяни» («Миньсяоцзи», «闽小记») записано, что разговоры о Зелёно-снежных почках с Тайму как о «чудодейственной панацее против кори» впервые возникли в легендарных «Комментариях к травнику Шэнь Нуна» («Беньцао Ганму», «本草纲目», написаны в конце 16-го века – прим.ЧП). Фармакология традиционной китайской медицины свидетельствует о том, что у белых чаёв вкус тёплый, но природа их холодная. Они обладают такими действиями, как снижение жара и удаление влаги, детоксикация, укрепление желудка и чистка селезёнки, подъём духа и поддержка энергии в организме. С конца эпохи Цин пекинская сеть аптек «Тунжэньтан» каждый год закупала по 25 килограммов чая Беловорсистые серебряные иглы для составления различных лекарств. В прошлом в деревнях на северо-востоке Фуцзяни из белых чаёв варили студни, которые применялись для лечения запоров, болезненной акклиматизации, для утоления зубной боли и т.д. В Фудине и других байча-производящих районах, выдержанные годами белые чаи применялись при лечении детской кори и для снятия жара. (В статье мало говорится о чудесной способности белых чаёв, особенно Баймуданя, выдерживаться годами, но это и впрямь так – прим.ЧП). В деревнях имеет хождение пословица «Коли нет рогов горной антилопы, применяйте беловорсистые почки». Про фудинцев говорят, что они издревле начинали свой день с проверки наличия в своих домах семи продуктов первой необходимости (дрова, рис, масло, соль, соевый соус, уксус и чай). И даже более того – чай у них считался более важным продуктом нежели рис, что отразилось в поговорке «Чай – старший брат, а рис – младший». Белые чаи сопровождают людей из Фудина на протяжении всей их жизни. Рождение младенцев и создание новых семей, установка верхней балки в новом доме и подготовка к погребению умерших – все эти события не могли пройти без белых чаёв.

Содержание фудинских белых чаёв укладывается в три термина: «Природа – Здоровье – Гармония». Современная медицина подтверждает то, что среди всех шести типов китайского чая белые имеют наиболее полноценный оздоровляющий эффект. В книге «Китайский чайный канон» (энциклопедия современного китайского чая под редакцией Чэнь Цзунмао, мы неоднократно переводим информацию о чае оттуда, она не теряет актуальности несмотря на почти 20 лет, прошедших со дня выхода первой редакции – прим.ЧП) говорится о 24 лечебных эффектах китайских чаёв. А также о том, что белые чаи особенно эффектны в «трёх опусканиях и трёх противостояниях» (снижают кровяное давление, уровень липидов и сахаров в крови, противодействуют радиации, оксидации и раковым образованиям). Особенно сильны белые чаи по сравнению с другими типами китайских чаёв в области противоракового действия.

Фудинские чаи прославились в эпоху Цин как внутри страны, так и далеко за её пределами. С самого начала эпохи Цин (то есть с середины 17-го века – прим.ЧП) белые чаи начали поставляться на экспорт через порт Шачэн. Легендарный Байхао Иньчжэнь, долгое время остававшийся запрещённым к вывозу, всё же перешёл границы страны в 1891-м году и уже более сто лет остаётся особым чайным продуктом, предназначенным для торговли на внешних рынках. В 1936-м году светило тогдашнего мира китайского чая У Цзюэнун выступил с инициативой создания в Шанхае инспекции по контролю за качеством экспортной и импортной продукции. И одновременно с этим в фудинском порту Шачэн было создано подразделение по контролю за экспортным чаем. Производившиеся тогда в этих краях красный чай Байлинь Гунфу и белый чай Байхао Иньчжэнь уже пользовались тогда весьма высокой международной репутацией и поставлялись на экспорт в 29 государств мира. На посылках, отправляемых за рубеж, достаточно было написать «Китай, Байлинь» и они быстро доставлялись прямо в руки адресата. Приезжавшие с огромными суммами денег на закупку Серебряных игл купцы-богачи говаривали, что английская королева Елизавета 1-я занесла этот чай в список особенных, и более всего любит пить именно его. Немало иностранных чаеторговцев закупали белые чаи Фудина наравне с более привычными на западе красными чаями (в данном случае высшие сорта фудинских красных чаёв – Байлинь Гунфу) и успешно продавали их у себя на родине. Привыкшие есть овсянку на молоке британцы помимо восхищения чистотой фудинских белых чаёв ещё и преклонялись и благоговели перед чудодейственной силой китайской чайной культуры.

(ссылка http://teatravel.ru/articles/fuding-bai-cha )
"... самая большая трудность взаимопонимания заключена в иллюзии того, что это взаимопонимание уже достигнуто." В. Малявин, "Средоточия", стр.359

Оффлайн a.u.m

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 659
  • Карма: -5
  • Пол: Мужской
    • Чайный Мастер
Re: Китайский/тайваньский чай и вокруг чая.
« Ответ #1271 : 25 Сентября 2012 16:56:08 »
 Наши друзья и коллеги провели интересную чайную встречу с недавно вернувшимся на Родину ученым и писателем В.Малявиным.
 Впечатления и фотографии на сайте: www.master-tea.ru

Одно хорошо в дне рождения, когда ты взрослый — сам выбираешь и делаешь себе подарки, такие, какие захочется.

Вот я и  подарила себе — ни много ни мало — чаепитие с великим и совсем не ужасным Владимиром Малявиным, который так кстати вернулся из своего 12-летнего тура на зеленый остров Тайвань, и будет теперь читать лекции в МГУ, Сколково, и других замечательных местах, качественно поднимая отечественный уровень ..(как это правильно сказать — синологии??китаистики??китаеведения??? — не могу подобрать правильное слово), в общем всего, что нужно поднять. Это прекрасная новость, ведь Малявин — не только выдающийся лингвист, ученый, но и прекрасный писатель, у него как раз выходит очередная книга. Кроме того, он будет преподавать в Москве тайцзи-цюань. Нам всем очень повезло, а мне в особенности — ведь мы все это обсуждали под прекрасно раскрывшийся У Линь ча, который смягчил и выровнял нас, сделал добрее,  более открытыми, наполнил мощной энергией прекрасного солнечного острова Тайвань. Заваривая тайваньский чай нашей тайваньской живой легенде — было страшновато, но чай не подвел, и все вышло хорошо. А обсуждали ни много — ни мало — проект следующей книги! Будет интересно, как всегда...

(фотографии на сайте www.master-tea.ru)








 
"... самая большая трудность взаимопонимания заключена в иллюзии того, что это взаимопонимание уже достигнуто." В. Малявин, "Средоточия", стр.359

Оффлайн a.u.m

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 659
  • Карма: -5
  • Пол: Мужской
    • Чайный Мастер
Re: Китайский/тайваньский чай и вокруг чая.
« Ответ #1272 : 29 Сентября 2012 04:31:04 »
 Уважаемая Лика прислала ссылку на видеозапись приготовления чая старым-новым способом:

Вот человек реконструировал способ приготовления чая эпохи Сун, прямо таки  Хуйцзун — смотрим, наслаждаемся. Вначале реклама какого-то фильма, ее можно честно проспать.

 http://v.youku.com/v_show/id_XMjE0NTA0Njgw.html
"... самая большая трудность взаимопонимания заключена в иллюзии того, что это взаимопонимание уже достигнуто." В. Малявин, "Средоточия", стр.359

Оффлайн a.u.m

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 659
  • Карма: -5
  • Пол: Мужской
    • Чайный Мастер
Re: Китайский/тайваньский чай и вокруг чая.
« Ответ #1273 : 03 Октября 2012 16:47:06 »
 Talachai продолжает перевод книги Лю Туна "Китайский чай",за что ей огромное спасибо!
 Полностью перевод можно прочитать на сайте: www.master-tea.ru

 ...Чай происходит из горных массивов на юго-западе Китая и уходит корнями в районы, населенные народностью Хань, широко культивирующих его, так что остальные народности Китая получили чай от них. Куда бы ни попадал чай – он вызывал необычайный интерес местных жителей, занимая важное место в их жизни. Из личного предпочтения и пищевой привычки, чай постепенно превратился в основу национального благосостояния. Начиная с династии Тан, чай становится ежедневной потребностью для китайцев, и все последующие династии осуществляли торговлю чаем и взымали чаем налоги со своих подданных. С распространением и признанием чая на севере, чай становится основой отношений между Хань и другими народностями Китая. А после выхода на мировой рынок чай становится важнейшей статьей международных отношений и способствует росту национального благосостояния.

Налоговый чай и торговля чаем.

Чаепитие во времена династии Тан было очень популярно. В Древней Книге Тан говорится, что «Чай – это питание, как рис и соль. Он повсюду в моде. Он устраняет усталость и приятен на вкус. Крестьяне в полях – и те восхищены им». Как только чай стал «питанием», «приятным на вкус», свободной торговле чаем пришел конец. Заметив, как важен чай простому люду, правящие классы решают, что на этом можно сделать состояние, так что учреждаются чайные налоги. В 780 году, правительство династии Тан обложило чай налогом для пополнения военного бюджета, и это самый первый, но не последний чайный налог. Это был налог военного времени, который был отменен после усмирения мятежа. Через 16 месяцев, Император обнародовал эдикт с самокритикой, что показывает, насколько неблагоразумной считали такую меру правящие классы в то время. Однако к концу династии Тан, в попытке обуздать военный хаос, императорский двор снова прибегает к этому средству, даже в более интенсивной форме. Налог был установлен по весу, а не стоимости чая. Позднее правящий класс полностью прибрал к рукам продажу чая, его изготовление и даже культивирование деревьев перешло под управление правительства, принуждавшего крестьян пересаживать чайные деревья, или же уничтожать складские запасы. С помощью этих мер правительство Тан полностью подчинило себе производство и оборот чая и получало от этого огромную прибыль. Выращивание и производство чая достигло при Танах высокого уровня. Множество людей в производящих чай районах жило исключительно за счет чая. Эксклюзивная продажа чая принесла отдельным чиновникам состояние и тем вызвала общественное недовольство. Крестьяне региона между реками Янцзы и Хуанхэ стали выказывать гнев и недовольство таким положением, и угрожать правительству мятежом. К счастью, советник, который предлагал запретить торговлю чаем, был убит. А его преемник вернулся к прежней системе и разрешил частную торговлю. С тех пор различные династии применяли разные правила торговли чаем, однако преимущественные права государства в торговле присутствовали постоянно, пока не были отменены в середине династии Цин...
"... самая большая трудность взаимопонимания заключена в иллюзии того, что это взаимопонимание уже достигнуто." В. Малявин, "Средоточия", стр.359

Оффлайн a.u.m

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 659
  • Карма: -5
  • Пол: Мужской
    • Чайный Мастер
Re: Китайский/тайваньский чай и вокруг чая.
« Ответ #1274 : 08 Октября 2012 17:02:55 »
 www.master-tea.ru продолжает переводить книгу Лю Туна "Китайский чай":

Глава 5, часть 2 (продолжение)
Posted on 05.10.2012
Обмен чая на лошадей.

Азиатские кочевники считали чай целительным средством от всех болезней. Чайные листья ели вместе с солью, чесноком и сушеной рыбой, так же как и в Европе, когда чай там появился впервые. Как и народность Хань, малые народности Китая приняли и полюбили чай. Они нуждались в чае из районов, находящихся под управлением правительства Китая, так что чай способствовал установлению гармоничных отношений. Все династии после Тан оказывали влияние на пограничные территории при помощи чая, считая, что чай «могущественнее тысяч солдат». Династия Сун даже пыталась принудить к заключению мира Юань Хао (1003-1048) – царя Западной Ся – путем прекращения поставки чая.

Внутренний Китай производил чай, в то время как малые северные народы культивировали лошадей. В начале династии Тан, обычно люди народности Хань обменивали шелк на лошадей с другими народами. Чай не занимал в этом обмене важное место, чайные листья были лишь забавой аристократов. Однако, во второй половине династия Тан непрерывно была занята подавлением различных мятежей и бунтов. Это требовало огромного количества лошадей, и так как недоставало необходимого количества шелка, то правители решили менять чай на лошадей. Тем временем, как и во внутреннем Китае, чай от аристократии распространяется в народ. Интересная история произошла во время обмена с народностью  х** Хэ (малый народ на северо-западе Китая). Они отказались менять лошадей на чай, однако предложили 1000 лошадей в обмен на Книгу о чае Лу Юя. Чиновники правительства Тан бросились на поиски книги, которой ни у кого не было. В конце концов поэт Пи Жисю (834-883) решил эту срочную проблему, пожертвовав свой экземпляр. Эта история показывает, насколько модным стало к тому времени чаепитие среди других народов. После династии Тан, последующие династии – Сун, Мин и Цин использовали унаследованную схему торговли чаем и обмена на лошадей, так что этот бартер насчитывает более 1000 лет.

Дорога из Тан в Тибет и Чайно-Лошадиный путь.

Сычуань и Юннань – древнейшие чаепроизводящие регионы в Китае. Так что можно подумать, что Тибет, который граничит с этими провинциями, знаком с чаем с эпохи Хань. Однако сами тибетцы считают, что их познакомила с чаем принцесса Венчен. Во времена ранней Тан, Сунцзан Гамбо (617-650), который только что основал государство в Тибете, отправил послов в столицу Тан к императору Тайцзуну (царствовал с 626 по 649) и предложил заключить брачный союз. Тайцзун решил выбрать из его родственниц-принцесс и выдать ее замуж в Тибет. В 641, эскорт принцессы Венчен отбыл из Чанана (современный Сиань провинции Шаньси), прошел по северному берегу реки Вэй, пересек длинные горы Цинчжоу (современные Тяньшуй провинции Ганьсу). Затем они повернули на запад через Хэчжоу (современный Линся провинции Ганьсу) и Хуанхэ, пока не достигли провинции Цинхай. Они проехали от Лунчжи до Шанчена (современный Синьин провинции Цинхай), вдоль реки Цянь (современная Яован) по направлению на юго-запад. Они перебрались через горы Чжи (современные Байянкара) и прошли вдоль реки Маоню (современная Тунтянь), пересекли регион Юшу и поднялись в горы Дангла к Нагчу в северном Тибете. В конце концов они прибыли в столицу Тибета Лхосу (современная Лхаса), открыв новую главу в истории взаимоотношений между Тан и Тибетом.

Принцесса Венчен привезла с собой лекарства, календарь, семена овощей, текстиль, технику пивоварения, и чай. Говорят, что принцесса Венчен так и не смогла привыкнуть к климату Тибета и местной пище. Она выпивала полчашки молока на завтрак, и полчашки чая, чтобы устранить сильный запах. Позже она стала смешивать молоко и чай, добавляя топленое масло, таким образом, положив начало масляному чаю, столь любимому у тибетцев.

Исторические записки говорят, что чайные листья, с которым познакомились тибетцы, были выращены в провинциях Аньхой, Чжецзян, Хунань, Хубэй и Сычуань. Начиная со времен, когда принцесса Венчен отправилась в Тибет, послы сновали туда-сюда, между государством Тан и Тибетом, заключая договора и торговые сделки. Дорога из Тан в Тибет быстро расцвела в этих условиях. Этот путь был единственным, между внутренним Китаем и провинцией Цинхай и Тибетом, а также единственным путем из Китая в Непал, Индию и другие страны. Она существует уже более 1300 лет.

Знакомство с чаем изменило жизнь тибетцев. У них есть народные поговорки на эту тему, такие как эта – «еда Хань наполняет живот лишь наполовину, а тибетский чай делает его полным» и «лучше голодать три дня, чем один день не пить чая». Это связано с тем, что на Цинхай-Тибетском плато плохо растут овощи, и в основном местные едят молоко и мясо, и только чай приносит телу достаточное количество витаминов.

В ответ на растущий спрос на чай, возник новый торговый канал, такой же, как великий Шелковый путь. Через горы и высокие пики, на юго-западной границе Китая, открылась самая прекрасная, опасная и восхитительная дорога в мире. Это исторический «Чайно-Лошадиный Путь». Он впервые возник в Западную Хань, тогда он назывался «Шу Шен Ду Дао», что переводится как дорога между Сычуань и Индией. С по мере того, как фокус торговли смещался в сторону чая, ко временам Тан дорога расцвела и укрепилась в более поздние времена, развившись в самую обширную и мощную сеть торговых путей на Азиатском континенте.

Исторически Чайно-Лошадиный Путь имеет три основных ответвления – дорога из Танов в Тибет (современный тракт Цин (Цинхай) – Чжан (Тибет)) и две линии, которые называются Дьянь (Юннань)- Чжан (Тибет) и Чуань (Сычуань) – Чжан (Тибет). Линия Дьянь-Чжан начинается в Сышуаньбаньна и Сымао на юге провинции Юннань, через Линьцан, Байшань, Дали, Лицзян, Чжундян и Децинь в Чанду, Линчжи и Лхасу на Тибете. Чуань-Чжан выходит из Яаня в Сычуань, через Кандин в Чамдо, чтобы встретиться с Дьянь-Чжан и пересечь Тибет вплоть до Лхасы. После этого чайные листья продавались на другой стороне Гималаев – в Индии, Непале, и других странах южной Азии. Из этих трех рукавов, первой развилась дорога из Танов в Тибет. После этого развились два других пути, так как интерес тибетцев к чаю был велик. Они уже не только обменивали чай на лошадей. Табуны лошадей перегоняли туда-сюда по этой дороге, доставляя из Сычуани и Юннани чайные листья, еду, из Тибета – лекарства и шерсть, украшения и специи из Индии и других стран. Чтобы облегчить транспортировку, чай стали спрессовывать в форме кирпичей, которые было удобно упаковывать и хранить. На протяжении тысячи лет Чайно-Лошадиный Путь был ключом культурного, экономического и религиозного обмена между всеми национальностями Юннани, Сычуани и Тибета. Он также стал основным каналом распространения китайского чая и чайной культуры по миру, так как, переходя из рук в руки между купцами разных стран, чай отправлялся далеко в западную Азию и Европу.

в 3 части 5 главы будет переведена история распространения чая в России и далее Европе и Америке.
"... самая большая трудность взаимопонимания заключена в иллюзии того, что это взаимопонимание уже достигнуто." В. Малявин, "Средоточия", стр.359