kentchina Кто знает, какой китайский черный чай мы пили в 50-60-годы прошлого века?
Может, Вильям Васильевич поможет вспомнить?
Китайские чёрные чаи отличаются исключительным многообразием сортов. Их
несколько сотен. При этом их общей особенностью является богатство ароматической гаммы и
прекрасный терпкий вкус мягкого бархатистого тембра без неприятной резкости, свойственной
некоторым сортам южноиндийских и цейлонских чаёв.
Однако за последние десятилетия Китай резко сократил вывоз чая на мировой рынок как
по количеству, так и по ассортименту. В основном в европейских странах наиболее известен так
называемый жасминный китайский чай, т.е. ароматизированный жасмином чёрный или
зелёный байховый чай, средний по качеству, как правило, фуцзяньский, который следует
употреблять не самостоятельно, а как добавку к индийскому, грузинскому или какому-либо
другому чаю.
Из высококачественных китайских чаёв, вывозимых в крайне незначительных
количествах на внешний рынок, следует упомянуть юнаньский чай, а также высшие сорта
фуцзяньского чёрного. Их выпускают исключительно как листовые, с крупными чаинками,
красивые по уборке, отличающиеся блеском и глубоким чёрным цветом, присущим только
китайским чёрным чаям высокого качества. Даже в сухом виде эти чаи обладают сильным,
стойким и запоминающимся ароматом, для которого характерна необычайная свежесть. Эти
качества определены большим процентом типсов в данных сортах чая, прочной уборкой,
позволяющей не растерять аромат до завершающих стадий производства, что технически
невозможно сделать в производстве ломаных чаёв южноазиатского типа.
Характерной особенностью в торговле китайскими чаями на мировом рынке является то,
что они в каждый исторический период появляются под разными названиями, хотя некоторые
из чаёв в самом Китае сохраняют свои традиционные «имена» не только столетиями, но даже и
тысячелетиями. Причина этого в том, что китайский чай всегда проникал в Европу через чьё-то
посредничество, и именно посредник давал тому или другому сорту то или иное своё или
искажённое с китайского название. Так, посредниками в торговле китайскими чаями в Европе в
разное время выступали тюркские народы, арабы, русские, португальцы, французы, англичане,
и все они, конечно, по-своему называли и определяли названия китайских чаёв. Лишь с
середины XX века китайский чай вышел на мировой рынок под чисто китайскими названиями,
но они оказались настолько трудными и непривычными, что до 80-х годов их также изменяли,
приспосабливали, адаптировали в каждой стране по-своему. Вот почему сейчас, когда
экспортирует китайский чай только сам Китай, мы вновь встречаемся с новыми «именами»
китайского чая. В 80-90-х годах нашего века центральная организация по экспорту чая из
Китая, так называемая Национальная Китайская корпорация природных продуктов, допустила к
вывозу на мировой рынок примерно три-четыре десятка сортов чая, специфицированных по-
современному и снабженных современными китайскими наименованиями. В основном это чаи
провинции Фуцзянь, традиционно поставлявшей чай в Западную Европу, начиная с 40-х годов
прошлого века; кроме того, в качестве исключения, по определённым поводам, на мировой
рынок изредка поступают два-три сорта юньнаньского чая, считающегося самым богатым по
содержанию типсов и самым изысканным по своему букету. Но партии таких поступлений
крайне ограничены.
Фуцзяньские же чаи подразделены на следующие категории:
1. Высшая категория чёрных чаёв: Рогуа, Бухинхун, Шиен-Ли-Хиянь, Шипин-Ти-Хуан-
Инь. Для удобства иностранных покупателей, не могущих извлечь информацию о составе этих
чаёв из их китайских названий, все они наделены следующими внешними отличительными
признаками: расфасованы только по 125 г в металлические цилиндрические коробки с двойной
герметической крышкой.
2. Достаточно высокого качества чаи типа «шуисиньских», также фасуемые в 125-
граммовую тару – это Шен-Шун и Ю-Фень.
3. Гарантированно высокий, но не «потрясающий», а всегда ровный, умеренный
стандарт имеют чаи, выпускаемые фирмой «Дунхуан». На этикетках таких чаёв чётко выделено
именно название фирмы, которое многие принимают за наименование сорта чая. Но это не так:
фирма «Дунхуан» лишь своеобразный китайский аналог английской фирмы «Липтон» или
«Твининг», которая стремится к тому, чтобы её чаи стали заметными и сохраняли бы
гарантированное одинаковое качество независимо от колебаний конъюнктуры. Она выпускает
несколько сортов чая: обычный, средний (но также стандартного качества!) – сушонг,
китайский традиционный рядовой, повседневный чай простого человека; оолонг – красный чай
средневысокого качества, а также три разновидности хороших чёрных чаёв: Южи-Шун, Ти-
Хуан-Инь, Уэй-Кан. Именно на их названия следует обращать внимание в первую очередь, а не
на одинаковую для всех них фирменную надпечатку: «Дунхуан».
4. В числе не связанных фирменными стандартами фуцзяньских чаёв, идущих на
экспорт, обычно присутствуют две формы: фасовка по 125 г в металлическую или картонную
тару рассыпных чаёв (обычно обязательно листовых, ибо китайские чаи в отличие от
индийских – все нерезаные) и фасовка крошки и фаннингса в бумажные пакетики по 5 и 10 г,
уложенные в коробки по 50, 100 и 200 штук.
Последние закупают в европейских странах обычно предприятия общественного
питания и различные транспортные организации, для которых эта форма чайной развески
рациональна и удобна. Но для индивидуального пользования эти сорта и развески не могут
быть рекомендованы. Во-первых, китайские чаи не приспособлены к измельчению и в отличие
от индийских быстро теряют своё качество в таком виде (выдыхаются, теряют вкус). Во-
вторых, бумажная оболочка заварочных пакетиков сильно искажает вкус любого чая, особенно
нежного китайского. Передать своеобразие китайских чаёв может только листовой чай высшего
качества, сохраняемый в стеклянной, фарфоровой или луженой металлической таре. Вот
почему такие популярные чаи, как Минь-Цянь и Ти-Хуан-Инь не следует приобретать в
мелкопакетированном виде.
В фасовке по 125 г (четверть фунта) в картонной упаковке с изоляцией из фольги идут
такие фуцзяньские чаи, как: Тан-Цзун, Та-Ень (с крупным листом, прессованный), Таунь-Пао,
Ти-Хуан-Инь, Хуан-Шин-Куэй, Шуй-Си, Цзен-Ши-Ча и, наконец, Сан-Инь, фасуемый только
по 100 г.
Если к этому перечню добавить два-три сорта красных чаёв (оолонгов) и один-два сорта
ароматизированного жасмином чая, имеющего одинаковый стандарт на протяжении десятков
лет, то этим и исчерпывается тот ассортимент чаёв, которые выпускает современный Китай на
мировой рынок, оставляя для внутреннего потребления огромное количество местных, всё ещё
не вполне известных в остальном мире сортов чёрного, красного, зелёного, жёлтого и
прессованного чая.