Ваша цитата, уважаемый Sat Аbhava, конечно, может поколебать мои построения. Но нужны некоторые вводные. Что за надпись (тип сосуда, место нахождения и т.д.). Вигера (или он Вижэ?) у меня нет и доберусь я до него не скоро. В принципе первую цитату, учитывая то, что активный и пассивный залоги тогда не различались, вполне можно интерпретировать как что-то вроде «Верховный владыка-предок ниспослал (шоу вполне заменяет обычный цзян)изначальный мандат, пожалование Небес; верховный владыка-предок использовал [этот сосуд] гуй для подношений духам Неба и Земли…» и т.д. Поскольку в 571 году мандат уж во всяком случае не «изначальный», то такое прочтение вполне возможно и правомерно. Со вторым текстом сложнее, из-за знака гуань «совершать омовение», вряд ли божество, пусть и антропоморфное, озаботилось бы гигиеническими процедурами. Кстати, подскажите, пожалуйста, значение 5 знака во второй строке – я тут без словарей оказался. Может, что и придет в голову, не может же не придти. (Кстати, день там цзя-у, а не цзя-юй, наверное опечатка).
Так или иначе, если посмотреть на развитие терминов верховной власти, то ситуация будет примерно такая.
Эволюция титулатуры глав удельных владений была для восточно-чжоусских времен следующей. Сначала местные владетели пытались использовать титул ван. Первым это сделал вэйский Хуйхоу (правил в 369-335), приняв также регалии и особый тип колесниц, которые, по преданию, восходили к династии Ся. Это была явная попытка династического переворота, поскольку считалось, что территория Ся находилась в землях Вэй. Попытка эта была пресечена военными методами в 341 году и вот, что в этой связи любопытно. На встрече с победителем - цисским Вэйхоу - Хуйван не отказался от использования титула ван, а предложил своему победоносному визави также использовать его. Пример, оказался заразительным, и после серии военных успехов ваном становится также циньский Хуйвэньхоу.
Еще забавнее было дальше. В том же году, владетель Хань становится ваном и два года спустя ванами делаются также князья Чжао, Янь и Чжуншань. Последние примерны очень характерны – Янь это северное полуварварское владение, а Чжуншань – просто варварское, его население составляли западные жуны. Чжуншань никогда не была мощным княжеством в военном или экономическом отношении, но по каким-то не вполне ясным причинам всегда было чрезвычайно влиятельным в области политической. Так или иначе мы можем констатировать резкое снижение сакральности титула ван в этот период.
Это был в своем роде кульминация процесса. Когда мы можем искать начальную сторону процесса не ясно. Можно, однако, предположить, что истоки лежат еще где-то в первой трети 8 века. Тогда произошло примечательное событие – циньцы установили новую систему жертвоприношений четырем ди. Ди – знак, омонимичный ди императорскому – означает здесь что-то вроде силы, эманации, ипостаси. Этих ипостасей вначале было 4 – белая, зеленая, желтая и красная, в имперской Цинь была добавлена еще одна эманация – хэйди, т.е. черная сила. (Нахождение эквивалента ди у меня вызывает затруднения. На английском поступают просто, пишут «power of yellow» или что-то подобное, эръи.)
Значение установления новой системы отношений с сакральным безусловно очень велико. Чжоусскую систему отношений с тянь-небом в одном из подчиненных (хотя и во многом формально) уделов заменила новая идеологическая система. Это несомненно был вызов легитимности Чжоу и с ним должны быть связаны и поиски новой титулатуры.
(С фактической точки зрения это происходило так. Первое зарегистрированное жертвоприношение Белому Ди, связанному с Западом, произошло в 770 году. (Шицзи 14-532 – здесь и дальше будет цзюань-страница издания Чжунхуа шуцзюй со знаками препинания). В 672 году фаворитом стал Зеленый (или Восточный) Ди. Наконец, в 374 году циньцы вернулись к старому доброму Байди (Шицзи 28-1365). В 677 году Дэгун установил место жертвоприношений в Юн, которая стала столицей, и там же позднее был построен шихуановский Сяньян. Важно, что это место использовалось с тех пор непрерывно до реформы 31 года, когда поклонение ди было заменено поклонением тянь (см, например, Loewe «Crisis and Conflict in Han China». L.,1974 в главке о Куан Хэне).)
Эти поиски альтернативной идеологической системы означали необходимость розыска иного, чем ван, титула для отражения политической реальности. Титул ди видимо был тесно связан с силой ди (однако его отношение к ди шанского пантеона остается для меня неясным).
Титул этот появляется, как я уже писал в 288 году. Интересны обстоятельства его внедрения в международную практику. Подробно описано это в книжке Чжаньго цзунхэн цзяшу, обретенной в Мавандуйском захоронении и опубликованной в пекинском издательстве Вэньу в 1976 году (есть еще французское изложение у Levi, Les Fonctionnaires divins), с Чжаньгоцэ дословно я не сверял, но сам сюжет там есть.
Дело было так. Начало 3 века было ознаменовано доминированием Ци, как известно. Цинь была значительно ослаблена борьбой внутри двора и искала сильных союзников. В 294 году Тянь Вэнь, колоритная личность и противник Цинь, бежал из Ци в Вэй. Это дало возможность Ци и Цинь заключить перемирие. Цинь начала экспансию в направлении Хань и Вэй (не забудем, что между этими уделами был, собственно, небольшой удел чжоусского вана), а Ци предполагала захват Сун, где был расположен главный коммерческий центр того времени город Динтао. В 288 году они и провозгласили себя ди. Дальше отношения ухудшились и Ци вынудило Цинь отказаться от титула ди и вернуть захваченные земли. Сун, впрочем, они уже не отдали. Усилившаяся Ци вызвала панический страх у соседей, те объединились вокруг Цинь. Дальше вроде понятно.
Важно то, что возглавив эту борьбу циньский главарь еще пару раз принимал титул ди – в 286 и 257 годах. С тем же результатом. Видимо, сам термин был настолько значим, что любые попытки его применения, без подавляющего военного превосходства, вызывали негодование и армейские операции. Таким образом, Первый император использовал хорошо известный титул, отягощенный весьма бурной историей. Собственно, об этом и пишет Сыма Цянь. Ин Чжэнь попросил министров изобрести новый титул вместо титула ван, который бы лучше отображал идею единственного монарха, автократора. Министры предложили титул хуан, который был присоединен к титулу ди, который избрал сам самодержец. Так что, термин ди вполне имел самостоятельное хождение.
Имел он независимое хождение и после циньского деспота. Например, некий Чао То, выходец, кстати из земель прежнего Цинь, уже при Хань объявил себя ваном одного из южных царств. Лю Бан, положение которого было довольно шатким, в 196 году этот статус с радостью подтвердил. Разумеется, это была вполне независимая территория. Когда при Люйхоу Хань сделалась данником сюнну, обнаглевший Чао То принял титул ди, что потребовало немаленькой военной эспедиции. Рядом, кстати, было владение Чанша, где не только Хуайнаньцзы писали, но и заговоры заговаривали, так что положение было серьезным. Так или иначе, Чао То от титула отказался, но мы видим, что использование его было вполне самостоятельным, без каких-либо определений.(Шицзи 113-2970, Ханьшу 95-3853).
Значит, что мы имеем. Титул ди появился как результат не вполне известной нам комбинации смыслов (реигиозного и политического) на варварской периферии – в Цинь. Он был по задумке выше, чем титул ван. Он использовался не вполне китайцами и даже вовсе не китайцами. Возможно, он использовался там и тогда, где и когда необходимо было установить (или подтвердить) сюзеренитет над множеством народов, как китайских, так и варварских (в смысле некитаекультурных). Термин хуанди безусловно является развитием термина ди, термин ди мог применяться и применялся реально как отдельная лексема.