Автор Тема: Монгольский календарь и астрология  (Прочитано 21800 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Xiyanjie

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1240
  • Карма: 35
  • Пол: Женский
Древний народный календарь монголов включал в себя год как цикл из четырех или двух сдвоенных сезонов и 12 лунных месяцев, по три в каждом сезоне. Названия месяцев ассоциировались с различными особенностями природы (климата, ландшафта, животного мира).
Началом года считалось либо зимнее солнцестояние, либо осеннее равноденствие: эти астрономические явления издавна были известны монголам. (1)

Большой интерес представляет реконструкция народных названий месяцев, восходящих еще к охотничьему периоду жизни монгольских народов. Это в значительной степени удалось В. Котвичу, который свел воедино и сопоставил данные китайских, монгольских, маньчжурских, арабских источников и сведения, собранные Г. Георги, П. Палласом, Г. Н. Потаниным, П. П. Баторовым, Н. Н. Поппе, Ц. Ж. Жамцарано, М. Н. Хангаловым и другими исследователями у разных групп монголов и бурят. У нижнеудинских и ольхонских бурят имеются несколько иные варианты названий и наблюдается некоторое смещение месяцев по сезонам, что для нас важно как показатель того, что устойчивого деления на сезоны и общих для всех древнемонгольских племен названий месяцев не существовало.

В средневековых источниках по Монголии приводятся названия месяцев разных типов. Так в колофоне "Сокровенного сказания" упомянут гуран - "седьмой месяц (года) Хуран-сар". Но в гадательной книге ХIV в., найденной в Хара-Хото, все 12 монгольских месяцев обозначены числительными, кроме трех - xubi, xudjir, kokeler. Полный список их названий приведен в словаре "Перевод речений китайцев и варваров", составленном в XV в. Палатой внешних сношений.
Большая часть названий этимологизирована Котвичем, но значение некоторых установить не удалось. Вот те из них, смысл которых достаточно ясен: хувь - доля, судьба, удел; гани - безумный, сумасшедший; өlzin (монг. өвө өлж) - удод; хө хөө - кукушка; улар горная куропатка; гуран - дикий козел; буга - изюбр; хуц - баран; улаан зудан - склон горы, невысокий хребет (другие этимологии: разлив, бурный весенний поток горной реки); ихэ (бага) бургас - большие (малые) заросли ивняка.
Сходные типы календарей имелись и у ряда народов Дальнего Востока: якутов, эвенков, долган, ненцев, камчадалок и др.
Возможно, что у монголов существовала еще и другая система наименования месяцев - цветовая.


(1) - По мнению монгольского математика Б. Батжаргала, уже в XI в. монголы пользовались математической таблицей (зурхайн самбар), по которой могли производить и астрономические расчеты, причем достаточно сложные, по положению семи планет, Солнца, Луны и 28 звезд. По этой таблице можно было вычислить любую дату календаря, для чего требовалось 12 исходных параметров: определение количества лет, прошедших от той даты, которую надо вычислить, вычислени двух чисел, называемых "основы Солнца" и т. д.
(Батжаргал, 1974).

(Из книги "Категории и символика традиционной культуры монголов" Н. Л. Жуковская)
« Последнее редактирование: 04 Марта 2011 16:30:02 от Xiyanjie »
«Через искусство возникает то, форма чего находится в душе» Аристотель.
"Заблуждение не перестаёт быть заблуждением от того, что большинство разделяет его"

Оффлайн Xiyanjie

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1240
  • Карма: 35
  • Пол: Женский
Re: Монгольский календарь
« Ответ #1 : 25 Февраля 2006 17:13:32 »
                                                 ЛУННЫЕ СТОЯНКИ.
Деление небосвода на этапы не только солнечного (12 знаков Зодиака), но и лунного пути (27 или 28 лунных стоянок) было принято у многих народов. Монголы считали, что знать свою лунную стоянку не менее важно, чем знак своего года, месяца и дня рождения по циклу животных. В зависимости от того, в какую из своих стоянок попала Луна при рождении, человеку предсказывали определенную судьбу.
Лунные стоянки использовались и для прогноза, т.е. для определения, благоприятен ли тот или иной день для задуманного дела или нет. В старину не начинали дела, не проверив, какую стоянку занимает сейчас Луна.
Монгольская система лунных стоянок восходит к соответствующей индийской, о чем говорят и  санскритские названия стоянок, сохранившиеся в монгольской традиции. Однако их объяснение и толкование во многом отличаются от индийских.

1. Брани, Бхарани: Красавица. Элемент: огонь. Звезда родинок и родимых пятен. Благоприятна для проповедей, наставлений,  украшений себя и окружающего, коммерческой деятельности. Не разрешается: все, что связано с отдачей.
2. Гирдиг, Криттика: Плеяды или Сын с шестью матерями. Это - созвездие искусств, музыки и танцев. Элемент: огонь. Хороша для интеллектуального труда, учебы, свадьбы и других праздников и застолий, обменов. Нежелательно отправляться в путь, начинать новое дело, что-либо заквашивать, хоронить.
3. Нарма, Рохини: Свободная мать, начало. Элемент: земля. Звезда удачи, счастливого случая. Хороша для любых начинаний. Неблагоприятна для застолий и праздников, единоборства, состязаний, а также ссор. Не рекомендуется хоронить женщин-родственниц.
4. Го, Мригаширша: Изюбр. Элемент: воздух. Звезда "мэнгэ" - родимых знаков и родинок. Покровительствует священнослужителям и вообще людям верующим, а также священным обрядам. Хороша для совершения самых важных дед, требующих больших усилий. Нежелательны путешествия, похороны, перемещения.
5. Лаг, Ардра: Своенравная (злая) дева. Звезда путешественников. Элемент: вода. Покровительствует монахам, ученикам в искусстве и науках. Благоприятна для судебного иска, укрощения диких животных, начата дел. Можно рыть колодец, торговать, обращаться за помощью. Плохо отправляться в путь, переезжать на другое место жительства, кроить одежду, приводить в дом невестку.
6.  Навсо, Пунарваса: Добрая дева. Элемент: воздух. Звезда удачи. Благоприятствует проповедям, учебе, священным обрядам. Хорошо начинать любое трудное и важное дело, в том числе отправляться в длинное путешествие, торговать, приводить в дом невестку.
7. Жад, Пушъя: Мать гармонии. Элемент: огонь. Звезда творчества. Благоприятна дня организации, строительства нового дома, создания очага. Хороша для хирургических и других операций (стрижки волос, например), молитв. Не хороша для перемещения, переезда, дальних поездок.
8.  Гаг, Ашлеша: Лиса. Элемент: вода. Звезда путешественников. Хороша для создания очага, начала нового большого дела, состязаний, конкурсов, единоборств, любых трудных дел. Нежелателен переезд на другое место жительства.
9. Чу, Макха: Большой конь. Элемент: огонь. Звезда врага. Хороша для благотворительной деятельности и получения благодеяний, милосердия, учебы, строительства нового дома. Плохо пускаться в путь, тревожить землю, хоронить.
10. Дэ, Пурва Фалгуни - Малый конь. Элемент: огонь. Звезда родинок и родимых пятен. Хороша для совершения интимных дел. Также покровительствует монахам, священным обрядам, храмовым службам. От решения трудных проблем лучше воздержаться, поездок не предпринимать.
11.  Бо, Уттара Пхалгуни: Сокол. Элемент: воздух. Звезда врага. Хороша для переезда на другое место, проповедей, убеждения кого-либо, для передачи знаний, вообще интеллектуального труда. Не рекомендуется совершать действия, связанные с соприкосновением с землей (путешествия, похороны, рытье колодцев).
12. Мэ Ши, Хаста: Собиратель. Элемент: воздух. Звезда умерших. Благоприятна для милосердия, совершения молитв, обрядов, начинаний, для любых дел, которые требуют быстрого, оперативного вмешательства. Плоха для похорон, переездов.
13. Наг ва, Читра: Первый спутник. Звезда песен и танцев, творчества и гармоничных дел. Хорошо в этот день отдать долг. Плохо - молиться, много читать, уезжать далеко от дома.
14.  Са Ри, Свати: Мать ветра. Звезда удачи и счастья. Элемент: воздух. Хороша для интеллектуального творческого труда, коммерции.
15.  Сага, Висакха: звезда творчества, созидания, строительства, всех добродетелей. Элемент: огонь. Благоприятствует всему, что связано с землей. Благоприятствует также путешествиям, но не одобряет споров.
16.  Лхамцам (или Гар од - "Руки"), Анурадха: Исход. Элемент: земля. Звезда искусств, музыки, танцев. Хороша для начала путешествий, торговли, сельского труда, милосердия. Плохо вводить в дом невестку, менять обстановку в доме.
17.  Нрон, Джайштха: Пучок. Элемент: земля. Звезда путешественников, отшельников, монахов, ученых; хороша для творчества, созерцания, медитации, гармонии в действиях.
18.  Нрув, Мула: Ладья. Звезда родимых пятен, внутреннего самосовершенствования. Хороша для совершения обрядов, переездов, уплаты долгов, коммерции.
19. Чудод, Пурва Ашадха: Сиденье. Элемент: вода. Звезда удачи и счастья. Можно получить богатство, неожиданно разбогатеть. Хорошо заниматься коммерцией, отправляться в дорогу, совершать добрые дела.
20. Чумад, Уттара Ашадха: Разные тэнгрии. Звезда творчества. Элемент: земля. Благоприятствует обучению, проповеди, строительству нового дома, совершению священных и жизненно важных обрядов и дел.
«Через искусство возникает то, форма чего находится в душе» Аристотель.
"Заблуждение не перестаёт быть заблуждением от того, что большинство разделяет его"

Оффлайн Xiyanjie

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1240
  • Карма: 35
  • Пол: Женский
Re: Монгольский календарь
« Ответ #2 : 25 Февраля 2006 17:18:56 »
21. Дошин: Сладкоголосая Авийз. Элемент: земля. Звезда искусств. Хороша для коммерции, путешествия, перекрошен одежды.
22. Жишин, Шравана: Захватчик. Звезда умерших. Элемент: земля. Хорошо для поклонения богам, совершения самых важных, главных жизненных дел, торговли. Плохо -надевать новую одежду, много читать.
23.   Мондэ,  Дхаништха:  Тоно.   Звезда путешественников. Элемент: вода. Созидание, творчество. Новые дела.
24. Монду, Сатха Бхигааг: Треножник. Элемент: земля. Звезда удачи, счастья. Хороша для любых начинаний. Дает изобилие и удачу.
25. Тумдод, Пурва Бхадрапада: Птичий клюз. Элемент: огонь. Звезда умерших.
26. Туммад, Уттара Бхадрапада: Змеиные пути. Элемент: вода. Звезда умерших. Коммерция. Творческий ум, умение найти выход. Поиск гармонии, духовная работа, почитание предков.
27. Намду, Ревати: Распространитель. Элемент: вода. Звезда творчества. Покровительствует ученым, монахам, ученикам, строителям.
28. Татар, Ашвини: Дубина. Элемент: воздух. Звезда врагов. Хороша для трудных дел.

  (Скородумова Л. "Монгольская астрология дзурхай")
«Через искусство возникает то, форма чего находится в душе» Аристотель.
"Заблуждение не перестаёт быть заблуждением от того, что большинство разделяет его"

Оффлайн Xiyanjie

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1240
  • Карма: 35
  • Пол: Женский
Re: Монгольский календарь. День Сурка.
« Ответ #3 : 26 Февраля 2006 23:18:21 »
                                                   День Сурка /шутка/.  :D

Ч. Лувсанжав приводит одну из систем измерения времени, ориентированную на образ жизни тарбагана. В этой системе выделяется семь основных периодов его ежегодной деятельности: 1) время, когда тарбаган просыпается от спячки; 2) когда его печень становится белой; 3) когда линяет его шкура; 4) когда он набирает жир; 5) когда волос его шкуры достигает необходимого размера; 6) когда тарбаган собирает сухую траву для норы; 7) когда он впадает в зимнюю спячку.
Образ жизни тарбагана в течение дня породил особую ориентировку в дневном времени: 1) время, когда тарбаган утром вылезает из норы; 2) когда он идет есть траву; 3) когда он днем вылезает из норы; 4) когда он вечером идет есть траву; 5) когда он вечером вылезает из норы. Ч. Лувсанжав при этом замечает, что такие же способы ориентации во времени могут быть построены на образе жизни (в течение года и дня) медведя, волка, лисицы и других животных и что число таких временных циклов практически неограниченно.
(Жуковская Н. Л. Пространство и время в мировоззрении монголов.)
«Через искусство возникает то, форма чего находится в душе» Аристотель.
"Заблуждение не перестаёт быть заблуждением от того, что большинство разделяет его"

Оффлайн Xiyanjie

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1240
  • Карма: 35
  • Пол: Женский
Re: Монгольский календарь и астрология
« Ответ #4 : 04 Марта 2011 16:35:25 »
ДРЕВНЕМОНГОЛЬСКИЕ ТРАДИЦИИ АСТРОЛОГИИ

Сегодня мы расскажем вам о традициях астрологии древних монголов. Древнейшие сведения об астрологических знаниях монголов мы находим из истории Золотой Орды, могучем государстве, возникшем в 1241 г. в результате завоевательных походов монголо-татар во главе с ханом Батыем. Хотя сведения об этих времён очень скудны, несомненно, что астрология играла важную роль в общественной жизни Орды.

В Старом Крыму, входившем в состав Золотой Орды, была обнаружена могила астролога. На массивном могильном камне имелась надпись: "Могила покойного астролога Урус Ходжи, сына Хасана" и изображение точками какого-то созвездия на верхней сферической части памятника.

Значимую информацию можно извлечь из анализа символики монет Золотой Орды - массового археологического материала городищ Улуса Джучи, сына Чингисхана. Известны три серии джучидских монет, на которых изображены знаки Зодиака. Наиболее ранняя серия была выпущена в Булгарах в конце XIII - начале XIV вв. (сохранились серебряные монеты этой серии с изображениями Стрельца, Козерога и Рыб). Вторая серия представлена монетами, чеканенными в 1336 г. в Хорезме (с изображением Солнца в клешнях у Рака) и в Сарае (с изображением Льва). Третья серия монет со знаками Зодиака была выпущена в Улусе Джучи в конце XIV в. Сюда относятся медные монеты с изображением знаков Рыб, Весов, Водолея, Овна, Тельца и Девы. Они отчеканены в столичных городах Сарае и Новом Сарае.

Интересно, что на монетах первой серии в изображении знаков прослеживается центральноазиатская традиция, тогда как на монетах второй и третьей серии преобладают изображения знаков согласно ближневосточно-среднеазиатской традиции (в основе которой лежит античная символика знаков).

Астрологические представления как одна из составляющих мировоззрения золотоордынца вливались в русло его духовной жизни не только из Египта, Сирии, Ирана, Средней Азии. Они достигали золотоордынских городов вместе с торговыми караванами из стран Дальнего Востока и Индии.

Следует отметить, что на джучидских монетах нет аналогии рисункам знаков Зодиака из Западной Европы. Преобладание в первый период чеканки монет с центрально-азиатской традицией изображений, видимо, объясняется тем, что астрономические знания и астрологическая практика были принесены в степи Дешт-ы-Кыпчака монголами, у которых наука о звёздах развивалась под большим влиянием Китая и Тибета. Жившие на просторах Дешт-ы-Кыпчака тюркские кочевники ещё до прихода монголов и образования Золотой Орды пользовались астрологией для предсказаний и, вероятно, с завоеванием обширных районов монголами легко воспринимали близкие им представления в этой области.

Во время утверждения ислама в Улусе Джучи, что произошло в эпоху правления хана Узбека (1312 - 1341), распространяются астрологические знания, бытовавшие в странах Ближнего и Среднего Востока, на что, в частности, и указывают рисунки на монетах Золотой Орды. То же наблюдается и в третий период выпуска названных выше монет во время правления ханов Уруса и Тохтамыша (1376 - 1396). Центрально-азиатские и индийские зодиакальные мотивы в изображениях этой серии говорят нам, что в данное время страны Центральной Азии и Индии - наряду со странами Ближнего и Среднего Востока - продолжали оказывать влияние на развитие астрономии и астрологии в Золотой Орде. Вместе с тем в Золотой Орде складывались свои самобытные традиции, связанные с зодиакальной символикой.

Начиная с середины XI в Тибете особо важную роль стали играть идеи буддийской системы ваджраяна. Они были изложены в сочинении "Калачакра-тантра раджа". Эта книга, приписываемая самому Будде, входит в состав первого тома буддийских канонов "Ганджур", в раздел, посвящённый тантризму. Анализ теоретической части этой работы позволяет сделать вывод, что начало астрологических расчётов восходит к глубокой древности. Данное сочинение, послужило теоретической основой дальнейшего развития астрологии в Тибете, а также в Монголии.

Опираясь на положения "Калачакра-тантра раджи", тибетские и монгольские  астрологи изучали движение и расположение видимых планет, следили за кометами, туманностями и предсказывали день и час затмений Солнца и Луны. Тибето-монгольские астрологи написали целый ряд трудов, в которых разрабатывались математические методы изучения движения звёзд и планет. Они составляли календарные циклы сельскохозяйственных работ, давали советы для различных жизненных ситуаций.

Во вводной астрологической части к календарю авторы астрологи помещали краткие сведения о себе, о дате написания книги, освещали основные события религиозной и светской жизни, а также историю своего буддийского монастыря. Затем подробно описывали положение Луны, Солнца и пяти планет в этом году, указывая даты затмений, давали прогноз погоды на год вперёд, определяли, урожайным будет год или нет, сколько будет осадков, предсказывали события.

Передачи Радио Монголии. (03.06.10)
«Через искусство возникает то, форма чего находится в душе» Аристотель.
"Заблуждение не перестаёт быть заблуждением от того, что большинство разделяет его"

Оффлайн Kultegin

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 4159
  • Карма: -33
  • Пол: Мужской
Re: Монгольский календарь и астрология
« Ответ #5 : 21 Апреля 2011 11:42:55 »
Почему в монгольском календаре не нашлось место их символу - волку?
旧的不去,新的不来

Оффлайн Xiyanjie

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1240
  • Карма: 35
  • Пол: Женский
Re: Монгольский календарь и астрология
« Ответ #6 : 22 Апреля 2011 20:53:51 »
Почему в монгольском календаре не нашлось место их символу - волку?

Наверное, это своего рода риторический вопрос.

Меня другое интересует: что же означают "особенные дни" в календаре Дашням и Балжиням. Все знают, что они благоприятные, но что они означают с астрономической/астрологической точки зрения, например, не понятно. Наверное, я не у тех людей спрашивала..
«Через искусство возникает то, форма чего находится в душе» Аристотель.
"Заблуждение не перестаёт быть заблуждением от того, что большинство разделяет его"