^ДТ: 23.06.2004 11:30
^ЗГ: КНДР О РАЗВИТИИ ТОРГОВЛИ
^РБ: ДАВ
^ТТ: ПХЕНЬЯН, 23 июня. /ИТАР-ТАСС/. Рынок "Тхонъиль" на окраине Пхеньяна привлекает внимание всех приезжающих сюда иностранцев. Неоднократно посещаемый различными прибывающими в страну делегациями, в том числе и самыми высокопоставленными, он демонстрируется посетителям как символ проводимых в стране экономических преобразований.
Просторная парковка перед крупным ангарного типа зданием практически всегда забита до отказа, а внутри торговля идет настолько бойко, что порой бывает сложно протиснуться к торговым рядам. Люди покупают продукты питания, электронику и бытовую технику, одежду и обувь. За два-три доллара можно приобрести поддельные часы дорогих марок - "Ролекс", "Лонжинс", "Вашерон Константин", "Омега" и другие, привезенные торговцами из соседнего Китая.
Торговля ведется за местную валюту - воны, что создает для иностранцев, которым из всех рынков Пхеньяна дозволено посещать лишь "Тхонъиль", определенные проблемы. Дело в том, что на рынке работает обменный пункт, в котором можно обменять доллары, евро и японские йены на воны по курсу, превышающему банковский примерно в десять раз. Однако обменник обслуживает лишь корейцев, а иностранцев вежливо отсылают в банк, что делает покупки на рынке полностью бессмысленными - дешевле отовариваться в валютных магазинах. К тому же поговаривают, хоть и бездоказательно, что для граждан других государств на товары установлены совершенно иные цены, чем для местного населения. Впрочем, все это не мешает рынку оставаться наглядным примером реформ, в рамках которых была несколько либерализована экономика: отпущены цены, повышена средняя зарплата и поощряется частное предпринимательство.
Известно, что там, где крутятся большие /по крайней мере для Кореи/ деньги, непременно появляются и паразитирующие на этом люди. Не исключение в этом плане и "Тхонъиль". Внимательно присмотревшись, можно заметить на подъездах к рынку группы хорошо одетых людей, которые подстерегают поставщиков, везущих на продажу свои товары и при их появлении буквально осаждают своих жертв. Это перекупщики, которые приобретают всю партию оптом и сразу же перепродают ее розничным продавцам на рынке, получая при минимальных усилиях максимальную прибыль. Естественно, это сказывается на уровне цен на рынке.
Примечательно, что в стране уже не зазорно быть миллионером. В прошлом году правительством были выпущены облигации государственного займа и известны случаи, когда люди покупали их на миллионы вон. Более того, о тех, кто покупал облигации на определенную крупную сумму, писали в газетах и ставили их в пример остальным. Государство официально отошло от уравниловки в оплате труда и провозгласило лозунг "каждый получает столько, сколько он заработал".
Собственно богатых людей в КНДР можно пересчитать по пальцам. Традиционно считается, что богатыми в стране являются высокие партийные и военные чиновники, однако это не так. Скорее эту прослойку можно отнести к классу обеспеченных граждан, учитывая, что личного имущества как такового у них фактически нет: они живут в хороших, но казенных квартирах, передвигаются на недешевых, но государственных автомобилях и получают неплохое жалование, но могут лишиться всего в любую минуту. Несколько иначе обстоит дело с членами Лиги корейских граждан, проживающих в Японии, которые регулярно получают денежные переводы от живущих в стране Восходящего солнца родственников. Эти люди могут позволить себе личную машину, хорошую одежду и покупки в валютных магазинах, однако и их нельзя назвать богатыми в прямом смысле этого слова.
Бизнес в Корее пока находится в стадии зарождения. Любые совместные предприятия контролируются государством, которое получает контрольный пакет акций, законодательство в этой сфере пока не отлажено и работает со сбоями. Сказывается и отсутствие у корейцев навыков менеджмента, которому в КНДР учиться негде, кроме как на собственных ошибках. Классическим примером является история почившей в бозе компании "Кэй-Си-Си.нэт", неродившегося первого интернет-провайдера республики. Инвестор из Германии решил открыть доступ во Всемирную сеть для всех желающих, однако корейская сторона, стремясь немедленно получить большую прибыль, многократно взвинтила цены за эту услугу и ввела помимо этого плату за подключение. Естественно, платить большие деньги никто не хотел, однако снижения цен не последовало, и компания, проработав три недели в бесплатном тестовом режиме, благополучно обанкротилась. То же можно сказать и о многих магазинах, продающих устаревшие модели домашней техники по ценам, многократно превышающим стоимость новинок.