Автор Тема: "Желтая угроза" или экономический захват ???  (Прочитано 164613 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Anna.

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 250
  • Карма: 6
  • Пол: Женский
  • Skype: annakouznetsova
Re: "Желтая угроза" или экономический захват ???
« Ответ #300 : 09 Августа 2005 23:09:23 »
Если фактов нет, то мы, к сожалению, так и останемся, скорей всего, при своих мнениях. Я свое могу аргументировать только субъективно и поэтому вряд ли смогу повлиять на ваше мнение. А выше мнение сложилось с чужих слов, поэтому оно не повлияет на мое :-)
Я в середине осени буду в Москве в Академии и уточню по поводу подтверждающих фактов, мне самой интересно. А что касается Вашего мнения, то оно для меня тоже очень важно. Уж очень за Россию переживаю  :'(

Оффлайн Голицын

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 891
  • Карма: -55
  • Пол: Мужской
Re: "Желтая угроза" или экономический захват ???
« Ответ #301 : 10 Августа 2005 00:38:05 »
Потом Сталин выпер китайцев из страны, сослал корейцев в Среднюю Азию...
Вы имеете в виду то, что сейчас это не получится... ?

Читайте матчасть. В 1900 году китайцев из Приморья массово депортировали на родину.
« Последнее редактирование: 10 Августа 2005 21:44:52 от Sinoeducator »

Оффлайн Anna.

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 250
  • Карма: 6
  • Пол: Женский
  • Skype: annakouznetsova
Re: "Желтая угроза" или экономический захват ???
« Ответ #302 : 10 Августа 2005 01:19:29 »
Читайте матчасть. В 1900 году китайцев из Приморья массово депортировали на родину.
В наши дни такое не пройдет - борьба за права человека захватила мировую общественность!  :P

Оффлайн LiBeiFeng

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 773
  • Карма: 15
  • Пол: Мужской
Re: "Желтая угроза" или экономический захват ???
« Ответ #303 : 10 Августа 2005 02:05:29 »
Цитировать
Читайте матчасть. В 1900 году китайцев из Приморья массово депортировали на родину.

Такая департация была (и не раз в царское время были еще ее попытки), это общеизвестно...
Политика по отношению к мигрантам менялась в зависимоти от губернаторов...
Но, насколько я знаю, значительная часть китайцев все же осталась на территории России в том числе и Приморья (им правда не всегда давали гражданство - политика после этого резко ужесточилась). Если у вас есть конкретные цифры по поводу того. сколько выселили и сколько отсалось - буду рад с ними ознакомится.  :)
К тому же интенсивная эммиграция с территории Китая продолжалась и после этого времени вплоть до середины 20-ых - конца 20-ых гг. и даже позже (конец буферной ДВР и потсепенное ужесточение контроля на границе). Как бы та  не было к моменту революции в России китайцев сново было придостаточно, как правила многие из них были крестьяне и беднота, чем активно воспользовались потом большевики - вспомните знаменитые китайские дивизии в составе Красной армии.  После революции и исчезновения ДВР отношение к китайцам (и корейцам) стало не однозначным - с одной стороны их пытались использовать для коммунистического наступления на Восток и против Японии. Однако, после захвата японцами Маньчжурии, Сталин стал весьма осмотрительно относиться к такому количеству "формальных" поданных враждебного милитаристкого государства (Японской империи) на самой границе с СССР (тогда как раз начался рассвет шпиономании) - китайцам без гражданства прямо и окончательно указали на дверь , корейцев (как граждан СССР многие не в первом поколении их нельзя было депортировать) сослали в Среднюю Азию и Казахстан. Правда, меньшая часть китайцев, кто получил советское гражданство, остались - они  почти все окончательно переехали в Китай уже после окончания второй мировой войны и установления КНР (где многие, кому посчастливилось получить образование в СССР потом заняли нехилые посты в руководстве, а в культурную революцию были репресированы). Так что история китайской эммиграции не столь проста, что всех выгнали в 1900 году  :)
Интересно, что по воспоминаниям моего отца вплоть до начала 50-ых годов в Хабаровске еще стояли китайские фанзы. Тогда же (в начале 50-ых) чтобы стереть всякую память о китайском (корейском) присутствии были кстати окончательно изменены на русские многие географические названия в Хабаровском и особенно в Приморском краях китайского  (изредка корейского) происхождения (поверьте, их было очень много)... Кто из приморцев помнит как назывался раньше г. Артем (шахтерский пригород Владика, там же аэропорт)?  :)
« Последнее редактирование: 10 Августа 2005 02:17:17 от LiBeiFeng »
Не всё стриги, что растет... (Козьма Прутков)

Оффлайн Голицын

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 891
  • Карма: -55
  • Пол: Мужской
Re: "Желтая угроза" или экономический захват ???
« Ответ #304 : 10 Августа 2005 02:50:23 »
Цитировать
Читайте матчасть. В 1900 году китайцев из Приморья массово депортировали на родину.

Такая департация была (и не раз в царское время были еще ее попытки), это общеизвестно...
Политика по отношению к мигрантам менялась в зависимоти от губернаторов...
Но, насколько я знаю, значительная часть китайцев все же осталась на территории России в том числе и Приморья (им правда не всегда давали гражданство - политика после этого резко ужесточилась).К тому же интенсивная эммиграция с территории Китая продолжалась и после этого времени вплоть до середины 20-ых - конца 20-ых гг. и даже позже
Очень интересный ответ. Вы извините, что я препарировал ваш пост. Несколько поправок.
Депортация 1900 года была вызвана исключительно военными действиями против Китая. Так что дело на в политике губернаторов, а в политике страны в целом. Переход китайцев в русское гражданство наоборот приветствовался...но переходить в русское подданство они не спешили, и политика именно по этому вопросу не ужесточалась как минимум до 1914 года. О существовании именно дивизий китайских "добровольцев" в составе Красной гвардии, а позднее РККА я ничего не слышал. Отряды батальонного состава, не более. Упоминания о них я встречал и у офицеров Южного и Восточного фронтов. То что вы называете эмиграцией ,было бы корректней назвать миграцией. Слова похожие, но суть несколько отлична. Большое количество китайских рабочих появилось на территории Российской империи в период Великой войны, по понятным, я думаю. причинам.

Оффлайн Dragon

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 225
  • Карма: 6
  • Пол: Мужской
    • Житель Янгона
Re: "Желтая угроза" или экономический захват ???
« Ответ #305 : 10 Августа 2005 14:11:49 »
Цитировать
Мне очень жаль слышать от Вас такие слова о Дипакадемии, мало того, что вы роняете ее престиж в глазах общественности, но соответственно и свой, предавая то место, где провели несколько лет, и не сомневаюсь, гордитесь дипломом.
Вы знаете... тут не место и не время рассуждать о том, что, возможно, неинтересно окружающим. Скажу лишь следующее:

1. В Дипакадемии на самом деле есть профессора на вес золота - но их там, к сожалению, тоже на вес золота.
2. За что я благодарен Дипакадемии - так это за языковую подготовку. Люди, которые там преподают (я говорю прежде всего о кафедре восточных языков) - это в самом деле замечательные и интересные люди (тут я могу еще много восклицательных знаков поставить!).
3. Практически все мои однокурсники пришли в Дипакадемию прежде всего потому, что это для них было местом получения диплома, который им что-то откроет в жизни (это не "гордость дипломом", а прагматическое отношение к нему как к ключу для некоторых дверей - по схожим причинам в свое время вступали в КПСС), а вопросы обучения... хм... и Вы еще верите, что в Дипакадемии, где можно вообще не учиться (поскольку все всё понимают, что люди тут взрослые и им работать надо) кто-то чему-то учит? У профессоров, кстати,  отношение ко всему этому не менее циничное, чем у слушателей. Если Вы рассматриваете Дипакадемию в качестве полноценного учебного заведения - то Вам (уж извините, опять же никого не хочу обижать) сильно не повезло с Вашим первым высшим образованием.

Особенно меня покорила фраза насчет того, что я "роняю престиж Дипакадемии в глазах общественности". То есть, мы-то с вами знаем правду, но зачем об этом знать окружающим, которые там не учились и этого не знают? Так, что ли? К сожалению, "успехи" нашей российской дипломатии в мире - это в том числе и следствие подготовки кадров в Дипакадемии. А что Дипакадемия МИД РФ, несмотря на уверения руководства, мало где в мире котируется (и даже республики СНГ сейчас предпочитают создавать свои собственные "дипакадемии", потому что выражают недовольство качеством подготовленных в Москве кадров - знаю это по отзывам моих друзей, работающих в МИДах ближнего зарубежья) - это я убедился не раз, А профессор Венской Дипакадемии в разговоре со мной вообще сказал, что такой дипакадемии не знает, а то, что есть в Москве - это что угодно, но не учебное заведение.

Повторюсь: на эту тему можно рассуждать долго. Замечу только одно: я по-настоящему горжусь красным дипломом моего обычного российского провинциального университета, и совсем не горжусь красным дипломом той халявы, которая называется "Дипакадемия" - слишком легко он мне достался. А что до чувства корпоративной солидарности... Хм... В самом деле не особо приятно вычеркивать два года, проведенных в Дипакадемии из жизни и считать их потерянным временем. Вот и рождается мифология, которая весьма больно в конечном итоге разбивается о реалии. То есть, человек, послушав мифы, пришел в Мекку, а увидел... многое что увидел, не соответствующее его представлениям о святом месте. А на первое место после Дипакадемии ее выпускники в большинстве своем (по крайней мере, среди моих друзей) ставят не полученных знания (они где-то на последнем месте, хотя бы в плане их практической применимости), а возможность  познакомиться с людьми, потому что многие, кто поступил в Дипакадемию, уже что-то из себя представляют в этой жизни, и эти знакомства интересны как в человеческом, так и в практическом плане. Ну и плюс - возможность изучить языки - опять же тем, кто этого хотел.

Такова моя позиция. Еще раз: продолжать эту дискуссию я не хочу. Пусть как и в предыдущем случае каждый остенется при своем мнении.
"Хуйдашы-хошы-бушы!" (Из разговорника, выдаваемого советским пограничникам в конце 60-х годов 20 века для общения с китайскими коллегами)

Оффлайн Wind

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 737
  • Карма: 8
  • Пол: Мужской
Re: "Желтая угроза" или экономический захват ???
« Ответ #306 : 10 Августа 2005 14:22:09 »
Цитировать
Читайте матчасть. В 1900 году китайцев из Приморья массово депортировали на родину.

Такая департация была (и не раз в царское время были еще ее попытки), это общеизвестно...
Политика по отношению к мигрантам менялась в зависимоти от губернаторов...
Но, насколько я знаю, значительная часть китайцев все же осталась на территории России в том числе и Приморья (им правда не всегда давали гражданство - политика после этого резко ужесточилась). Если у вас есть конкретные цифры по поводу того. сколько выселили и сколько отсалось - буду рад с ними ознакомится.  :)

Влезу без приглашения.
Большинство исследователей полагает, что своего максимального значения численность китайцев  на российском Дальнем Востоке достигла в 1910 г. Конкретные цифры, как всегда, расходятся, но  А.Г. Ларин показал, что она не превышала 200-250 тыс. человек.
Депортация в 1900 г. коснулась, в основном, китайцев Благовещенска и зазейских маньчжур - порядка 10 тыс. чел.
Социалистические преобразования в 30-е годы привели к резкому оттоку китайцев с ДВ. По переписи 1937 г. число китайцев в России составило 38 527 чел, в том числе на ДВ - 24 589 чел. (по  сравнению  с 1926 г. уменьшилось в 3 раза).
В 1938 г. 8 000 китайцев из Приморья было депортировано и около 1500 выслано в Казахстан.
В 1939 г. в СССР насчитывалось 32 023 китайца, в 1959 - 26 тыс. и в 1989 г. 11 335 чел.

———-
А Артем назывался Сучан. Тогда же исчезли Иман, Тетюхе, станция Даубихе и ...

Оффлайн LiBeiFeng

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 773
  • Карма: 15
  • Пол: Мужской
Re: "Желтая угроза" или экономический захват ???
« Ответ #307 : 11 Августа 2005 02:32:49 »
Цитировать
Очень интересный ответ. Вы извините, что я препарировал ваш пост. Несколько поправок.
Депортация 1900 года была вызвана исключительно военными действиями против Китая. Так что дело на в политике губернаторов, а в политике страны в целом. Переход китайцев в русское гражданство наоборот приветствовался...но переходить в русское подданство они не спешили, и политика именно по этому вопросу не ужесточалась как минимум до 1914 года. О существовании именно дивизий китайских "добровольцев" в составе Красной гвардии, а позднее РККА я ничего не слышал. Отряды батальонного состава, не более. Упоминания о них я встречал и у офицеров Южного и Восточного фронтов. То что вы называете эмиграцией ,было бы корректней назвать миграцией. Слова похожие, но суть несколько отлична. Большое количество китайских рабочих появилось на территории Российской империи в период Великой войны, по понятным, я думаю. причинам.

Спасибо за поправки - все они справедливы...
Насчет дивизий я это малость перебрал, речь шла о китайских отрядах как и разумеется об отдельных китайских добровольцев воевавших на стороне Красной Армии :D

Цитировать
Влезу без приглашения.
Большинство исследователей полагает, что своего максимального значения численность китайцев  на российском Дальнем Востоке достигла в 1910 г. Конкретные цифры, как всегда, расходятся, но  А.Г. Ларин показал, что она не превышала 200-250 тыс. человек.
Депортация в 1900 г. коснулась, в основном, китайцев Благовещенска и зазейских маньчжур - порядка 10 тыс. чел.
Социалистические преобразования в 30-е годы привели к резкому оттоку китайцев с ДВ. По переписи 1937 г. число китайцев в России составило 38 527 чел, в том числе на ДВ - 24 589 чел. (по  сравнению  с 1926 г. уменьшилось в 3 раза).
В 1938 г. 8 000 китайцев из Приморья было депортировано и около 1500 выслано в Казахстан.
В 1939 г. в СССР насчитывалось 32 023 китайца, в 1959 - 26 тыс. и в 1989 г. 11 335 чел.

Большое Вам спасибо за конкретные цифры. У одного автора читал, что численность китайцев в Российской империи достигала полумиллиона человек (мне это цифра показалось завышенной), а если верить представленной вами информации, то в лучшем случае она была по крайней мере раза в 2 меньше. Интересно узнать источник, которым вы пользовались...
После присоединения ДВР к СССР в 1925 году - действительно большинство китайцев покинули пределы Приморского края и Дальнего Востока, оставшиеся (не граждане) были высланы в принудительном порядке уже в конце 30-ых гг., некоторая часть из получивших гражданство высланы вместе с корейцами в Казахстан и Ср.Азию. Кстати, в пятидесятых годах во времена "великой дружбы" кроличество китайцев, проживающих в СССР снова немного возросло. Ваши цифры очень хорошо подтверждают эти моменты.

Цитировать
А Артем назывался Сучан. Тогда же исчезли Иман, Тетюхе, станция Даубихе и ...

Многие те места, которые в свое время так живо описал Арсеньев ("Дерсу Узала", "По Уссурийскому краю"), не найти теперь на карте Приморского и Хабаровского краев, правда все же сохранились некоторые туземные и маньчжурские названия.  :)




Не всё стриги, что растет... (Козьма Прутков)

Оффлайн Wind

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 737
  • Карма: 8
  • Пол: Мужской
Re: "Желтая угроза" или экономический захват ???
« Ответ #308 : 11 Августа 2005 08:14:47 »
Большое Вам спасибо за конкретные цифры. У одного автора читал, что численность китайцев в Российской империи достигала полумиллиона человек (мне это цифра показалось завышенной), а если верить представленной вами информации, то в лучшем случае она была по крайней мере раза в 2 меньше. Интересно узнать источник, которым вы пользовались...
После присоединения ДВР к СССР в 1925 году - действительно большинство китайцев покинули пределы Приморского края и Дальнего Востока, оставшиеся (не граждане) были высланы в принудительном порядке уже в конце 30-ых гг., некоторая часть из получивших гражданство высланы вместе с корейцами в Казахстан и Ср.Азию. Кстати, в пятидесятых годах во времена "великой дружбы" кроличество китайцев, проживающих в СССР снова немного возросло. Ваши цифры очень хорошо подтверждают эти моменты.


Источник - А.Г.Ларин "Китайцы в России вчера и сегодня", Муравей, 2003.
ДВР вошла в состав РСФСР 15 ноября 1922 г.

Оффлайн Wind

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 737
  • Карма: 8
  • Пол: Мужской
Re: "Желтая угроза" или экономический захват ???
« Ответ #309 : 11 Августа 2005 08:19:07 »
Многие те места, которые в свое время так живо описал Арсеньев ("Дерсу Узала", "По Уссурийскому краю"), не найти теперь на карте Приморского и Хабаровского краев, правда все же сохранились некоторые туземные и маньчжурские названия.  :)

Больше других повезло Райчихинску: Райчихе -> Райчиха -> Райчихинск

Оффлайн Youka

  • Пионер
  • **
  • Сообщений: 99
  • Карма: 2
  • Пол: Мужской
Re: "Желтая угроза" или экономический захват ???
« Ответ #310 : 02 Ноября 2005 11:45:50 »
Все-таки не дает тема "желтой угрозы" покоя мозгам и продолжает будоражить умы граждан России ...
"Защитники рассказали, что Михаил Ходорковский интересовался возможностью подписки на различные издания. Он просил привезти книги Соловьева, Ключевского, Александра Меня, книги по истории религии, политологии и философии, а также «Войну и мир». Он показал адвокатам примерные темы своей будущей диссертации и наработки по теме «Скрытая колонизация дальнего Востока со стороны Китая»"
http://www.khodorkovsky.ru/jail/4030.html,

Оффлайн KaiCheng

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1544
  • Карма: 76
  • Пол: Мужской
Re: "Желтая угроза" или экономический захват ???
« Ответ #311 : 02 Ноября 2005 16:54:50 »
Все-таки не дает тема "желтой угрозы" покоя мозгам и продолжает будоражить умы граждан России ...
"Защитники рассказали, что Михаил Ходорковский интересовался возможностью подписки на различные издания. Он просил привезти книги Соловьева, Ключевского, Александра Меня, книги по истории религии, политологии и философии, а также «Войну и мир». Он показал адвокатам примерные темы своей будущей диссертации и наработки по теме «Скрытая колонизация дальнего Востока со стороны Китая»"
http://www.khodorkovsky.ru/jail/4030.html,

По этой теме господину Соискателю надо нынешние газеты читать. Во времена Соловьва и Ключевского наши казачки аккурат из окрестностей Краснокаменска Манчжурию к Империи норовили прирезать. Коль те книжки читать, тогда уж надо нарабатывать тему: "Открытая колонизация Дальнего Востока со стороны Российской Империи."
Kaycheng Sasha

Оффлайн Wind

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 737
  • Карма: 8
  • Пол: Мужской
Re: "Желтая угроза" или экономический захват ???
« Ответ #312 : 02 Ноября 2005 17:07:45 »
По этой теме господину Соискателю надо нынешние газеты читать. Во времена Соловьва и Ключевского наши казачки аккурат из окрестностей Краснокаменска Манчжурию к Империи норовили прирезать. Коль те книжки читать, тогда уж надо нарабатывать тему: "Открытая колонизация Дальнего Востока со стороны Российской Империи."

Так, Соловьеву чуть-ли не авторство термина "желтая угроза" приписывают. А посему для Введения вполне сойдет.

Оффлайн LiBeiFeng

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 773
  • Карма: 15
  • Пол: Мужской
Re: "Желтая угроза" или экономический захват ???
« Ответ #313 : 02 Ноября 2005 21:12:38 »
Все-таки не дает тема "желтой угрозы" покоя мозгам и продолжает будоражить умы граждан России ...
"Защитники рассказали, что Михаил Ходорковский интересовался возможностью подписки на различные издания. Он просил привезти книги Соловьева, Ключевского, Александра Меня, книги по истории религии, политологии и философии, а также «Войну и мир». Он показал адвокатам примерные темы своей будущей диссертации и наработки по теме «Скрытая колонизация дальнего Востока со стороны Китая»"
http://www.khodorkovsky.ru/jail/4030.html,

Да уж... Крыша едет у мужика. Хотя может это такой хитрый политический ход... Многово мы просто не знаем и боюсь никогда не узнаем...  ;)
Не всё стриги, что растет... (Козьма Прутков)

Оффлайн Sinoeducator

  • Глобал-модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 4768
  • Карма: 208
  • Пол: Мужской
Re: "Желтая угроза" или экономический захват ???
« Ответ #314 : 02 Ноября 2005 21:43:05 »
Все-таки не дает тема "желтой угрозы" покоя мозгам и продолжает будоражить умы граждан России ...Он показал адвокатам примерные темы своей будущей диссертации и наработки по теме «Скрытая колонизация дальнего Востока со стороны Китая»"
http://www.khodorkovsky.ru/jail/4030.html,

Да уж... Крыша едет у мужика. Хотя может это такой хитрый политический ход... Многово мы просто не знаем и боюсь никогда не узнаем...  ;)

Вся штука здесь в ужасной отсталости отечественной науки  :(

Дело в том, что следование установкам данного мифа - это одна из глупейших и вопиющих ошибок наших "правых". Благодаря каналам типа НТВ и "экспертам" типа масючек. Если он и вправду предпримет настоящее ИССЛЕДОВАНИЕ по проблеме (чего, кроме Гельбраса с командой так никто и не делал!), то получит во многом неожиданные результаты, и обо многом задумается.

Беда нашей общественной науки в том, что за ИССЛЕДОВАНИЯ очень часто принимаются рассуждения, и не более того. Уровень диссертаций - нулевой...

Если бы кто-нибудь придумал, как распечатать вот эту ветку и перепревить почитать Борисычу... ведь в колонии интернета нету  :(

Оффлайн Славак

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1282
  • Карма: 13
  • Пол: Мужской
Re: "Желтая угроза" или экономический захват ???
« Ответ #315 : 02 Ноября 2005 23:41:26 »
Цитировать
Если он и вправду предпримет настоящее ИССЛЕДОВАНИЕ по проблеме (чего, кроме Гельбраса с командой так никто и не делал!),
Попытка исследования, имхо...
Продолжается борьба с гнилями

Оффлайн Sinoeducator

  • Глобал-модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 4768
  • Карма: 208
  • Пол: Мужской
Re: "Желтая угроза" или экономический захват ???
« Ответ #316 : 03 Ноября 2005 16:42:31 »
Цитировать
Если он и вправду предпримет настоящее ИССЛЕДОВАНИЕ по проблеме (чего, кроме Гельбраса с командой так никто и не делал!),
Попытка исследования, имхо...

Я здесь говорю больше о все же правильной методологической стороне дела. Наибольшая, на мой взгляд, проблема этой попытки - ее однобокость: собрались одни социологи... Когда денег на полноценный затратный research не стало, В.Гельбрас пытался продолжить рассуждениями (имею а виду последнюю книгу) - ан нет - не то...!

Вот и беда-то еше в том, что в полноценной исследовательской работе никто не заинтересован. А если кто деньги и дает, так разве что Фонд Карнеги. Остаются домыслы, догадки, мистификации, словоблудие - удобные кому-то на определенный момент времени (самый яркий пример - Ткаченко+Наздратенко середины 90-х).

Оффлайн xieming

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 652
  • Карма: 26
  • Пол: Мужской
    • жж
  • Skype: xieminglekai
Re: "Желтая угроза" или экономический захват ???
« Ответ #317 : 05 Ноября 2005 04:34:46 »
Если бы кто-нибудь придумал, как распечатать вот эту ветку и перепревить почитать Борисычу... ведь в колонии интернета нету  :(
А что тут думать? Надо ему письмо бумажное написать

Оффлайн DenisK

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 112
  • Карма: 1
  • Пол: Мужской
    • Социально-психологическая адаптация китацев на Дальнем Востоке
Re: "Желтая угроза" или экономический захват ???
« Ответ #318 : 23 Ноября 2005 00:17:37 »
Да, уж. Я этим летом и осенью три месяца по Хабаровску бегал исследовал. Помимо запланированных для изучения направлений, открылось много очень интересных фактов. Вот только времени всё нет сесть и хорошенько это описать. Мне вся эта "китайская угроза" не сказать, что с неожиданной, но с несколько другой стороны открылась. Причем, если раньше я мог сомневаться и критически относится к некоторым чужим высказываниям и обвинениям, то за 3 месяца уж столько раз убедился в этом, что дальше некуда.  Одно скажу определенно - китайцы тут абсолютно не при чем.
Даже если Вас съел тигр, у вас всё равно есть целых два выхода !!!

yantao

  • Гость
Re: "Желтая угроза" или экономический захват ???
« Ответ #319 : 03 Декабря 2005 12:07:08 »
Мне вся эта "китайская угроза" не сказать, что с неожиданной, но с несколько другой стороны открылась.
А что открылось-то, если не секрет?
Одно скажу определенно - китайцы тут абсолютно не при чем.
Честное слово, заинтриговали Вы, Денис, своим исследованием... Как сформулируется - поделитесь с форумом... поможем, чем можем...

Людамила

  • Гость
Re: "Желтая угроза" или экономический захват ???
« Ответ #320 : 21 Января 2006 19:28:51 »


Интересно
« Последнее редактирование: 21 Января 2006 19:31:45 от Людамила »

Kirilo

  • Гость
Re: "Желтая угроза" или экономический захват ???
« Ответ #321 : 08 Февраля 2006 07:27:05 »
В своё время взял у человека кто писал диссер…..  он потом поменял тему…….. а мне это осталось на память….может кому будет интересно….
ВНЕШНЯЯ МИГРАЦИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
(в свете китайской иммиграции в Россию)

Вопросы реальных и потенциальных угроз территориальной целостности государства в результате отсутствия или слабого контроля и регулирования процесса внешней миграции являются важным аспектом рассматриваемой в данной работе проблемы. Особенно в свете, происходящего в мире процесса глобализации. В этом плане интересны результаты, полученные российскими исследователями в ходе рассмотрения вопроса о китайской миграции в Россию и др. страны. По мнению исследователей, актуальность проблемы влияния внешней миграции из Китая в Россию, и к деятельности на территории России (пришельцев из Вьетнама, Южной и Северной Кореи, вызвано несколькими причинами:Во-первых, впечатляют темпы роста численности мигрантов из этих стран. Так, например, отмечается, что  если в 1989 г., согласно материалам Всесоюзной переписи населения, в СССР было немногим более 11 тыс. китайцев, то в настоящее время их численность колеблется от нескольких сот тысяч до 2,0-2,5 млн. человек. Некоторые авторы, не приводя никаких доказательств, говорят о пяти-шести миллионах,  т.е. о своеобразной "тихой экспансии" Китая.   Но если даже исходить из самой низкой оценки в 200 тыс. человек, получается, что за истекшее десятилетие численность китайцев в России возросла почти в 20 раз. Это намного больше, чем в любой другой развитой стране мира, хотя во многих из них за последнее десятилетие она удвоилась, а в США за 1971-1990 гг. увеличилась в 7,8 раза.
Во-вторых, как утверждают некоторые исследователи, нет оснований ожидать, что в будущем приток китайцев иссякнет, или хотя бы сократится. Наоборот, из-за огромного демографического давления в КНР, выталкивающего за ее пределы сотни тысяч и миллионы людей, которые не могут обеспечить себя занятостью по месту жительства, китайская миграция будет только нарастать - и тем быстрее, чем скорее обстановка в России будет стабилизироваться. Не случайно, по мнению исследователей, которые изучают процессы внутреннего развития Китая, ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), российско-китайские взаимоотношения, приходят к выводу, что китайское миграционное давление на Россию будет возрастать вне зависимости от того, какой (оптимистический или пессимистический) сценарий внутреннего развития Китая будет реализован.
В-третьих, в самой России численность населения сокращается. Это приведет к тому, что  страна вынуждена будет прибегнуть к импорту рабочей силы, т. е. окажется в ситуации, подобной той, что в свое время сложилась в Германии, Франции и некоторых других странах.
Следует также принять во внимание то, что безысходность положения на родине и традиционная непритязательность, делают китайских мигрантов наиболее конкурентоспособными на рынке труда. Поэтому велика вероятность, что они образуют абсолютное большинство иностранной рабочей силы, прибывающей в Россию.
Наконец, своеобразным стимулирующим фактором является территориальная близость Китая и России. В особенности это относится к Дальнему Востоку. В примыкающих к нему трех провинциях КНР - Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин, плотность быстро растущего населения, превысившего 104 млн. человек, составила 130 человек на 1 кв. км.  В тоже время, в  четырех пограничных субъектах Российской Федерации - Еврейской автономной области, Амурской области, Приморском и Хабаровском краях - она в среднем составляет всего 4 человека на 1 кв. км, т. е. в 30 раз меньше. Таким образом, разность демографических потенциалов, может рассматривается как фактор, благоприятствующий переливу китайского населения из Китая в Россию.
Существуют еще и экономические предпосылки для иммиграции из Китая. Значительная часть экономики Дальневосточного региона России до недавнего времени работала на нужды армии и флота. Почти все остальные отрасли, в том числе сельское хозяйство, не обеспечивали нужд местного населения. Снабжение производилось за счет ввоза продовольствия и практически всех видов сырья. Однако, с началом проведения в России рыночных реформ централизованные поставки в данный регион прекратились. Различные льготы, которыми раньше пользовались его жители, обесценились. Это спровоцировало отток местного населения в другие регионы России (внутренняя миграция). В результате, на местном рынке труда образовался дефицит рабочих мест. Причем большинство вакансий предоставляют предприятия бывшего государственного сектора: в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, на вредных и сложных производствах с высоким уровнем ручного труда. Наибольшим спросом при этом пользуются работники низкой квалификации, с низким образовательным уровнем. А такой вид рабочей силы в избытке имеется на сопредельной территории и, которая может быть охарактеризована как потенциальные трудовые мигранты.
Китайская миграция - составная часть мировой трудовой миграции, и с экономической точки зрения представляет собой естественный механизм перераспределения рабочей силы между национальными рынками труда. Однако влияние трудовой миграции выходит далеко за пределы этих рынков. Она прямо и непосредственно влияет на многие стороны жизни личности, общества и государства и может способствовать как укреплению, так и ослаблению их безопасности. Более того, это влияние порой распространяется на общество и государство нескольких стран одновременно.
Важность рассмотрения вопроса о влиянии трудовой миграции на территориальную безопасность России определяется тем, что как отмечает ряд исследователей, возникает реальная опасность, что со временем китайская миграция в Россию может обернуться отторжением от России территорий, где компактно проживают китайцы. Так, И. Федотов и Л. Селиванов, на основе проведенного ими исследования, подчеркивают:  "... из всех видов иммиграции именно китайская миграция представляется наиболее опасной для нашей национальной безопасности".
Безопасность - понятие многогранное. Многообразны и угрозы ей. Обычно отмечают два вида угроз: угрозы явные, очевидные или реальных, и угрозы потенциальные, неявные. Эти угрозы в совокупности характерны для любого аспекта безопасности. Но в данном исследовании мы рассматриваем влияние угроз безопасности территориальной.
По мнению исследователей, реальные угрозы территориальной безопасности, как правило, связывают с сепаратистскими движениями, с существованием пограничных проблем между сопредельными государствами, а перспективные, угрозы в будущем  - с наличием территориальных претензий одного из сопредельных государств к другому, в условиях, когда между ними сложились недружественные отношения.
Следует также отметить, что в ряде исследований при анализе проблем безопасности нередко упускается из виду или недооценивается еще один вид угроз - воображаемые угрозы. Их наличие проявляется в виде устойчиво циркулирующих в обыденном сознании народа и в  сознании политической элиты мифов о (черной опасности(, (арабского проникновения(, (желтой опасности" и т.п. Эти мифы отличаются необычайной живучестью и силой воздействия. Они могут на время исчезать, но затем появляются вновь и вновь, поражая сознание людей разного рода фобиями, вызывая мучительный недуг общества и государства. Это необходимо учитывать, а для этого необходимо постоянно держать в поле зрения, прежде всего, идеи национализма и шовинизма, мессианские представления народа о его историческом предназначении.
Как отмечается в ряде исследований - болезненное самомнение всегда разрушительно, однако его вред чрезвычайно усиливается, когда оно становится главной чертой общественного сознания.
Перед обществом и государством постоянно стоит двуединая задача: а) четко сформулировать цели безопасности; б) обеспечить их достижение.
Но решение этой задачи может столкнуться  с большими трудностями, если внимание субъектов безопасности обращено главным образом на воображаемые угрозы - особенно тогда, когда эти угрозы как бы вплетены в ткань реальных угроз.
Обращаясь к вопросу об угрозе территориальной безопасности со стороны миграции, исследователи отмечают необходимость, прежде всего, обязательного учета не только

Kirilo

  • Гость
Re: "Желтая угроза" или экономический захват ???
« Ответ #322 : 08 Февраля 2006 07:28:03 »
различий между реальными и воображаемыми угрозами, но и возможность их смешения в общественном сознании, или подмены одних, другими.
При этом, отправными точками исследования анализа следует (например, в случае Россия-Китай) считать:
во-первых, состояние территориальной и пограничной проблемы, влияющей на межгосударственные отношения сопредельных государств (в частности, России и КНР);
во-вторых, сохранение у части общества представлений о стране как источника "желтой, черной, арабской и т.п. опасности";
в-третьих, ориентацию руководства страны -выезда (в данном случае - Китая) на национальное возрождение страны, восстановление величия и ликвидацию всех последствий былого унижения нации империалистическими государствами;
в-четвертых, грандиозный демографический и социально-экономический дисбаланс между (страной-выбытия( (Китай) и (страной-принимающей( (Россия), особенно для стран с сопредельными территориями.
В отношении России. Нельзя сбрасывать со счетов то обстоятельство, что в стране не установлены выверенные ориентиры миграционной политики на перспективу, что снижает эффективность деятельности служб, призванных отслеживать и регулировать миграционные потоки, Так, в отношение китайской миграции у этих служб практически отсутствует более или менее точная информация о численности и составе внешних мигрантов; в каком количестве внешних иммигрантов и в каких именно иммигрантах нуждается и будет нуждаться Россия, как следует их принимать и обустраивать. Как результат этого, подавляющая масса китайских иммигрантов, находящихся на территории России, не имеет элементарных прав.
В свою очередь, миграционная политика до сих пор не разработана вовсе не из-за того, что ею злонамеренно пренебрегают. Как всякая политика, миграционная политика должна быть вписана в более широкий контекст представлений об основных стратегических направлениях развития общества и государства. Однако, приходится констатировать, что это необходимое условие также отсутствует.
Отсутствие стратегического контекста, стратегического мышления пагубным образом сказывается и в области безопасности. И это несмотря на то, что у России имеется официальная Концепция национальной безопасности, которая была утверждена указом президента России еще в декабре 1997 г. за № 1300. Ее пересмотренный вариант (Концепция -2000( был утвержден и. о. президента России указом от 10 января 2000 г. за  № 24.
При изучении проблемы влияния внешней миграции на безопасность территориальной целостности государства, при рассмотрении вопроса в отношении Россия - Китай исследователи отмечают, что  "неконтролируемая внешняя миграция" по последствиям для безопасности поставлена в (Концепции-2000( в один ряд с "этническим  эгоизмом", "этническим центризмом" и "шовинизмом".  Фактически, как подчеркивается, допущено смешение:
во-первых, совершенно разных явлений (миграции с "этноэгоизмом" и т. п.);
во-вторых, явлений, хотя и принадлежащих одному классу или роду, но очень по-разному обнаруживающих свою связь с безопасностью.
"Неконтролируемая миграция", подразумеваемая в (Концепции-2000(, - это в основном процесс естественного перелива населения между рынками труда. Действуя преимущественно экономическими методами, государство может способствовать притоку мигрантов в регионы, где существует недостаток в рабочей силы, и сдерживать поток внешних мигрантов в регионы с избыточной рабочей силой. При этом, "этнический эгоизм" и "этнический центризм" являются показателями того, что имеются серьезные изъяны в государственной политике, тогда как феномен шовинизма отражает болезненно преувеличенные представления какой-то части общества о собственной нации, совсем не обязательно порождаемые ее ущербным положением в политическом, экономическом или культурном отношении.
В непосредственной связи с внешней, в том числе китайской миграцией в Россию находится именно шовинизм, а также подпирающая его снизу ксенофобия. Эти явления действительно получили распространение в России. Масштабы и глубина их воздействия на миграционные процессы угрожают стабильному развитию российского общества и государства. В частности, в стране уже прослеживаются явственные черты антикитайской кампании. Особенно настораживает опасное явление последних лет: появление экстремистских националистических организаций, представители которых осуществляют изощренные нападения на китайцев. Иными словами, ко всей совокупности этно - национальных проблем России добавилась еще одна - антикитайская, в рядах русских националистов.
Мировой опыт свидетельствует: китайские мигранты чрезвычайно медленно ассимилируются местным населением. "Чайна-тауны" существуют веками, сохраняя национальную самобытность. Опыт России подтверждает мировой: китайская культура глубоко отлична от российской, особенно славянской. Российский исследователь Ю. Цыганов отмечает, что это "...должно беспокоить Россию, в которой отсутствует систематизированная, институциональная подготовка решения проблем внешней миграции. В силу этого уже сейчас при относительно скромных масштабах перемещения китайцев в Россию проявляется отсутствие толерантности людей различных культур, возникла почва для различных трений, которые могут затем перейти с местного уровня на национальный".
Директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения РАН В. Ларин подчеркивает, что: "Очень сложной является проблема взаимоотношений двух соседних и, как показал весь прошлый опыт, очень трудно адаптирующихся друг к другу культур. Опыт тесного общения двух цивилизаций в Приамурье и Северо-восточном Китае во второй половине XIX в - первой половине XX в., не говоря уже о 90-х годах XX в, позитивным назвать трудно... Несмотря на длительное соседство и совместное проживание, тесные контакты на разных уровнях человеческого общежития, китайцы и славяне остаются очень и очень разными... причины - в глубоких отличиях двух цивилизаций, для преодоления которых необходимы минимум века".
Мнение этих ученых подтверждаются результатами социологических исследований. Анонимные опросы 767 представителей китайской диаспоры  в Москве  Хабаровске, Владивостоке и Уссурийске и 620 россиян в Москве, Хабаровске и Владивостоке в в 1998-1999 гг. свидетельствуют о том, что обе группы не настроены на установление близких отношений между ними. 
Китайская иммиграция целиком состоит из людей, руководствующихся интересами частного предпринимательства и накопления капитала. Действуют они во многом самостоятельно, на свой страх и риск. Их экономическая активность так или иначе влияет на принимающее общество. Между тем ни в (Концепции-1997(, ни в (Концепции-2000( отсутствуют положения о том, что самодеятельность личности, реализующей свои частные интересы, является фактором, способным ощутимо повлиять на безопасность самой личности, других людей, общества и государства.
Правда, отмечается необходимость поддержки частного предпринимательства и разных форм собственности. Но события 17 августа 1998 г., когда был нанесен беспримерный по силе удар по малым и средним собственникам, по группам населения, имевшим какие-то сбережения, показали, что в действительности государство строит свою политику без всякого учета социальных ограничителей, установленных для него Конституцией РФ и предусматривающих охрану частной собственности граждан (ст. 35, п. 1 и 2, ст. 52 и ст. 55, п. 3).
В результате произошло грандиозное падение доверия населения к государству. Исчезло доверие к его финансовой политике, к российской банковской системе и национальной валюте. Но когда такого доверия нет, когда в стране не работают конституционные гарантии частной собственности, экономика не может развиваться. Здесь кроется едва ли не главная угроза безопасности общества и государства, но она осталась вне поля зрения разработчиков (Концепции-2000(.
Многие китайские мигранты осуществляющие свой бизнес в России, также понесли серьезные потери, часть вообще обанкротилась. Но поскольку китайцы всегда предпочитали работать с наличными деньгами, пострадали они в существенно меньшей степени, чем россияне. После 17 августа 1998 г. некоторые из них вернулись в КНР, однако большинство осталось. Это можно объяснить - несмотря ни на что, в России жизнь для них все же лучше (или, по крайней мере, ничуть не хуже), чем в Китае, а зарабатывать деньги в России легче. В 1999 г. в связи с обострением социально-экономической ситуации в КНР приток китайцев в Россию возобновился. Однако девальвация

Kirilo

  • Гость
Re: "Желтая угроза" или экономический захват ???
« Ответ #323 : 08 Февраля 2006 07:28:58 »
рубля и падение уровня жизни российского населения создали серьезные экономические преграды на их пути.
В ходе анкетирования, проведенного Центром Карнеги  в период 1998-1999 гг., можно сказать, по горячим следам августовских событий, китайцам задавались вопросы о планах на будущее. Ответы показали, что с одной стороны, далеко не все китайцы, находящиеся в России, собираются оставаться в ней надолго или навсегда, с другой - что китайские мигранты, если судить по приоритетам их деятельности, действительно способны внести свой вклад в подъем российской экономики и тем самым в укрепление безопасности России.
Из ответов на вопрос, сколь долго наши опрашиваемые предполагают жить в России, выяснилось, что 34,6% намерены находиться на ее территории до окончания срока контракта, учебы, стажировки, туристической поездки; 33,8% ставят продолжительность пребывания в зависимость от хода их бизнеса; почти 8% изъявили желание жить в России постоянно; около 4% хотели бы перебраться в другую страну. Заметим, что в 1996-1997 гг. постоянно жить в России хотели 15% китайцев.
В опросе 1998-1999 гг. опрашиваемые могли конкретизировать свои планы на будущее и дать при этом несколько ответов. О намерении расширить собственное дело в России упомянули 35,3% опрошенных, открыть такое дело в Китае хотели 28,5%, улучшить свою жизнь в России - 16,5%, купить или арендовать помещение в городах опроса - 5,9%, приобрести земельные участки в других местах - 4,1%. Те, кто думал о сокращении своей деятельности в России или полном ее прекращении, составляли незначительное меньшинство. Вряд ли при таких настроениях следует ожидать уменьшения масштабов китайской миграции. Тем более что смягчения социально-экономической обстановки в КНР, особенно уменьшения размаха безработицы, особенно не наблюдается. С другой стороны, ответы отражают довольно слабую ориентацию на постоянное оседание в России.
Некоторая часть китайских мигрантов добилась большого достатка, есть даже миллионеры в долларовом исчислении. Положение этих людей, являющихся главной движущей силой китайского предпринимательства и основными организаторами жизни китайцев в России, двойственно. С одной стороны, они стремятся к расширению своего бизнеса, заинтересованы в том, чтобы стать легальными предпринимателями. Они не хотят разделять с соотечественниками стандартный облик китайских "челноков" - нелегальных торговцев низкокачественными товарами, неграмотных и бескультурных, ведущих полукриминальный образ жизни. С другой стороны, они смогли сколотить значительный капитал как раз за счет обслуживания и эксплуатации "челноков". Фактически они поступали так, как это было для них привычно в КНР, где теневая экономика и криминальная среда выступают доминантами индивидуальной экономической активности.
Пренебрежение возможностями людей, и конкретно мигрантов, влиять на собственную безопасность и на безопасность общества и государства, напрямую сопряжено с отсутствием миграционной политики и четкого миграционного законодательства. Характерная для (Концепции-2000( непроработанность проблемы субъекта безопасности хорошо просматривается и в других ее положениях. И общество в целом, и отдельные общности (а что такое китайская диаспора, как не специфическая эмигрантская общность), рассматриваются лишь как объект попечительства и/или ограничения со стороны государства, а не как активный субъект воздействия на безопасность в любом ее аспекте и на любом ее уровне.
Рассматривая содержание (Концепции -1997( и (Концепции -2000( исследователи отмечают, что субъектные функции государственных структур по существу не продуманы и спутаны. Чтобы убедиться в этом, приводятся два примера.
Пример первый. В Концепции-1997 говорится: "Национальные интересы России в области экономики являются ключевыми". И далее: "Кризисное состояние экономики - основная причина возникновения угрозы национальной безопасности Российской Федерации". Из этих верных положений сделан поразительный вывод: "Приоритет в решении задач по предотвращению и парированию внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации принадлежит Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в которых необходимо иметь соответствующие силы, средства и органы, способные выполнять специальные задачи". Иными словами, главные проблемы усматриваются в экономике, а главными субъектами, призванными решать эти проблемы, названы ведомства, не имеющие к ней ровным счетом никакого отношения или в лучшем случае имеющие отношение весьма косвенное. В то же время, при столь явном смещении акцента на властные органы, не упомянуты ни пограничная, ни таможенная, ни миграционная службы.
В (Концепции-2000( отмечается "Обеспечение безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства". Сказано менее определенно, чем в предыдущем варианте Концепции. Эта неопределенность значительно усиливается, когда вместо уточнения, кто и как отвечает за тот или иной вид безопасности, авторы документа по сути называют все органы законодательной и исполнительной власти во всем объеме их конституционных функций: "Основу системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства". Граждане и общество опять не упомянуты в качестве субъектов безопасности, а роль конкретных властных и управленческих институтов оказалась совершенно размытой.
В свое время открытие границы для китайской рабочей силы позволило несколько стабилизировать кризисную ситуацию в экономике региона, особенно в строительстве и овощеводстве. В то же время отсутствие контроля за иммиграцией привело к тому, что многие граждане КНР оставались жить на Дальнем Востоке без оформления необходимых документов. Для нормализации обстановки Россия и Китай еще в 1994 г. согласились отказаться от политики "открытой границы". Был введен визовый режим пересечения границы для всех, кроме туристов и лиц со служебными паспортами. Были также установлены квоты для рабочей силы, привлекаемой из Китая. Например, для всего Приморского края квота была определена в 15 тыс. человек.
Тем не менее остановить миграцию китайцев не удалось. И одной из главных причин тому явилась несогласованность в работе пограничников, таможенников и местных отделений Федеральной миграционной службы (ФМС).
На конференциях, проведенных Московским Центром Карнеги в 1998 г. в Хабаровске и в 1999 г. во Владивостоке, отмечалось, что взаимодействие между тремя службами довольно слабое как на местном, так и на региональном уровне. С аналогичной ситуацией  сталкиваются  и в Москве.
Ошибки федерального Центра пытались исправить на местах. Так, в 1999 г. бывший губернатор Хабаровского края В. Ишаев утвердил миграционную программу, рассчитанную на два года. В ней, в частности, предусмотрены меры, перекрывающие каналы нелегальной миграции.  Однако аналогичные программы отсутствовали в других пограничных районах региона. Назрела, видимо, необходимость создания постоянно действующих специальных координационных органов, объединяющих руководителей соответствующих министерств и ведомств и представителей местных органов власти. Пока же можно констатировать, что силовые структуры, отмеченные в (Концепции-1997(, оказались не в состоянии справиться с угрозами государственной и национальной безопасности, создаваемыми нерегулируемыми миграционными потоками.
Приведенное раскрывает только одну сторону проблемы. Другая же сторона проблемы заключается в том, что силовые структуры не только не содействуют нормализации экономического положения в стране, но в некоторых отношениях сами его усугубляют. Речь идет об их разложении и о том, как это разложение сказывается на экономической деятельности людей. В этой связи очень показательны ответы представителей китайской диаспоры в ходе проведенного в 1998-1999 гг. в Москве, Хабаровске, Владивостоке и Уссурийске опроса, на вопрос о трудностях, с которыми они сталкиваются, занимаясь своим бизнесом.
Было предложено выбрать пять наиболее важных с их точки зрения трудностей. Полученные ответы расположены по убывающей по частоте упоминаний той или иной проблемы. Трудности, чинимые китайцам "главными стражами" экономической безопасности России, лидируют с большим отрывом от остальных трудностей, и первенства здесь принадлежит работникам МВД. 
Таже картина и в опросах 1997-1998 гг. Среди ответов о трудностях в торговле в России первое место также заняли милицейские поборы, хотя и с меньшей частотой - 29%. Но при этом на прямой вопрос о том, сталкивались ли китайские мигранты с агрессивным отношением милиции, 40% опрошенных дали положительные ответы. В частности, они обвиняют милицию в вымогательстве денег (31,0%), в том, что отбирают вещи (3,5%), угрожают или бьют дубинкой (3,5%).
Жалобы на милицию исходят даже от китайских студентов, стажеров и профессоров. Милиция штрафует китайцев по самым разным поводам и без повода. Некоторые опрошенные отмечали, что в течение одного месяца их штрафовали до десяти раз.
Страх китайцев перед милицией сравним только с их страхом перед бесчинствами "бритоголовых". Однако между этими двумя "врагами" (это слово китайцы используют наиболее часто) есть большая разница: милиция штрафует и морально унижает, "бритоголовые" нещадно избивают. Но в одном действия "врагов", безусловно, совпадают: китайцы хорошо осознают, что лишены элементарной безопасности и потому в своем большинстве стараются как можно реже появляться на улицах города.
Таким образом, можно отметить что важнейшей проблемой предпринимательской деятельности внешних мигрантов (китайцев) является криминализация общества, особенно разложение органов власти. Но и внешние мигранты, в свою очередь, способствуют сохранению этих пороков принимающего общества. Возник порочный круг: власть не создает условий для перевода предпринимательской деятельности в легальную сферу, люди при власти пользуются теневой экономикой в собственных корыстных целях, внешние мигранты предприниматели (в частности китайские в России) - стремятся действовать в теневой экономике, получая таким образом возможность не платить налоги и извлекать доходы от незаконной деятельности.
Пример второй. В (Концепции-1997( утверждалось: "Единство экономического пространства, наличие большого и разнообразного внутреннего рынка являются важнейшим национальным достоянием России. Его сохранение и развитие с учетом производственной специализации регионов имеет консолидирующее значение для российской экономики". Само по себе это положение верное. Однако, в действительности происходит разрыв единого экономического пространства России. И чем дальше на восток, тем это заметнее.
На начало XXI в Восточная Сибирь и Дальний Восток представляет собой регионы где с одной стороны, прекрасные природные ресурсы, а с другой - слаборазвитая и несбалансированная экономика. Важная для национальной экономики железнодорожная магистраль, связывающая оба региона с европейской частью страны, и фактическое сокращение их экономических связей с этой частью страны.
Малочисленное население и ограниченные трудовые ресурсы, слабость собственной энергетической базы и строительной индустрии, запущенное сельское хозяйство, примитивная инфраструктура - все это сковывает развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока. Тревожат и сведения о нынешнем состоянии армии и флота на восточных рубежах страны.  Все это, сделало самую обширную часть России  самым слабым звеном в системе ее национальной безопасности, и потому наиболее актуальной стратегической задачей государства и общества в России должно стать исправление этого положения, превращение слабейшего звена в сильнейшее. 
Как всякая стратегическая задача, она должна быть ясно осознана и хорошо продумана и должна получить всестороннее отражение в документах, определяющих политику государства.
Между тем,  (Концепция-2000( по существу обошла вопрос о единстве экономического пространства и об угрозах его разрушения. Как отмечают исследователи, проводимая  политика федерального Центра буквально (выталкивает( этот регион, вместе с Восточной Сибирью, из экономического пространства России, обрекает их на интеграцию с другими государствами Северо-восточной Азии, прежде всего с КНР. 
Однако, эта ситуация осталась вне поля зрения в (Концепции- 2000(. Разработанная специальная федеральная программа по развитию экономики Дальнего Востока не решает эти проблемы, поскольку и она имеет ряд существенных недостатков и фактически не реализуется.
Главная причина, по мнению исследователей,  заключается в том, что мышление московских политиков и аналитиков было и остается евро - центристским. Сознательно или бессознательно, но, говоря о России, они, как правило, имеют в виду лишь ее европейскую часть. Сибирь и Дальний Восток в расчет практически не принимаются. Этим, в частности, объясняется тот примечательный факт, что в Концепции-2000 лишь мельком упоминается пространственный аспект всего комплекса вопросов внутренней и внешней безопасности российского государства: "В кратчайшие сроки должны быть разработаны механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития... регионов и районов Крайнего Севера, а также тарифная политика, обеспечивающая единство экономического пространства страны". Безусловно, и такие механизмы, и такая политика нужны, но их разработка - задача тактическая. В то время как необходимо решать задачу стратегическую, предполагающую подъем экономики Восточной Сибири и Дальнего Востока, значительную часть которых и составляют районы Крайнего Севера, восстановление их связей со всем народным хозяйством страны. Иначе эти регионы в экономическом отношении неизбежно отпадут от России.
Тема "территория и безопасность" достаточно обширна для того, чтобы можно было выделить и рассмотреть здесь все ее составляющие. В силу этого наше рассмотрение ограничивается только некоторых составляющих, так или иначе связанных с предметом исследования.
Геополитическая составляющая. В (Концепции-1997( говорится, что "стремясь к взаимовыгодному сотрудничеству, Российская Федерация будет продолжать развитие конструктивного партнерства с Соединенными Штатами Америки, Европейским союзом, Китаем, Японией, Индией и другими государствами". Однако ко времени завершения работы над Концепцией формула наших отношений с Китаем вышла за рамки "конструктивного партнерства" и стала звучать так: "равноправное, доверительное партнерство, обращенное на стратегическое взаимодействие в ХХI в". Четко были зафиксированы нынешний принцип взаимоотношений (доверительное партнерство) и их цель в перспективе (стратегическое взаимодействие).
 После действий НАТО в Югославии речь зашла уже и о "стратегическом партнерстве", хотя никаких реальных сдвигов в межгосударственных отношениях России с Китаем не произошло, если не считать совместных деклараций о приверженности модели многополюсного мира и общности позиций по ряду международных проблем.
В (Концепции-2000( представлены лишь основные направления внешней политики, сформулированные в самом общем виде. Россия по-прежнему остается страной, не имеющей четкой, комплексной и долгосрочной восточной политики. Характеристика перспектив отношений с отдельными странами вообще отсутствует, вместо нее просто констатируется опасность "экономической, демографической и культурно-религиозной

Kirilo

  • Гость
Re: "Желтая угроза" или экономический захват ???
« Ответ #324 : 08 Февраля 2006 07:29:56 »
экспансии сопредельных государств на российскую территорию", причем локализуются эти угрозы почему-то только "в пограничной сфере". Соответственно в той же сфере должно осуществляться и противодействие им.
Между тем, если рассмотреть содержание документа в связи с феноменом китайской миграции, то сразу видно, что из-за больших различий между российской и китайской цивилизацией "культурно-религиозная экспансия" со стороны Китая России не угрожает и не будет угрожать. А вот к угрозе экономической и демографической экспансии надо отнестись со всей серьезностью.
Геоэкономическая составляющая. В целях развития отношений с Китаем в настоящее время ведется проработка нескольких масштабных проектов. Речь идет о нефте -, газо - и энергомостах из Иркутской области, Якутии, Сахалина, Западной Сибири в КНР. Эти проекты являются жизненно важными для Китая, испытывающего острейший дефицит энергоносителей. Достаточно сказать, что в 1999 г. Китай импортировал 40 млн. т сырой нефти, что позволило ему покрыть 20% потребностей в этом виде сырья. В 2000 г. было запланировано импортировать уже 42 млн. т.
Китай намерен осуществлять свои нефтегазовые проекты совместно с предпринимательскими структурами других стран, с которыми уже заключены соответствующие соглашения. Среди них Перу, Венесуэла, Ирак, Иран, Италия, Судан, Индия. Это означает, что КНР превращается в глобальную державу, жизненные интересы которой распространяются на многие регионы мира. В том числе и на крупные регионы России, откуда он рассчитывает бесперебойно получать энергоносители.
Но и Россия будет кровно заинтересована в стабильности Китая как потребителе ее продукции; следовательно, сфера ее жизненных интересов, в свою очередь, распространится на обширные территории КНР.
Логика экономических отношений будет определять взаимодействие России и Китая. Этим, однако, не устраняется растущая разница в демографическом и экономическом потенциале наших двух стран. Если у России не будет стратегии и тактики социально-экономического подъема Восточной Сибири и Дальнего Востока до уровня соответствующего  ее европейской части, то в системе безопасности страны могут возникнуть опасные бреши. И никакие силовые ведомства, действующие в "пограничной сфере", не смогут их залатать.
На протяжении ряда лет внешняя торговля между Россией и Китаем фактически топчется на месте - ее объем никак не может перевалить за мизерные для двух стран 5-7 млрд. долл. Так называемая неофициальная (приграничная, "челночная") торговля дает еще примерно 3-5 млрд. долл. Но даже с ее учетом желаемые 20 млрд. долл. внешнеторгового оборота остаются далеким рубежом, и мало кто в России ясно представляет себе, как и когда удастся его достигнуть. В Китае же, напротив, идет интенсивный поиск путей, способных открыть новые возможности для выхода китайских товаров на российский рынок. Поиск этот обрел особое значение в 1998-1999 гг., когда страна столкнулась с большими трудностями при сбыте своей продукции на внутреннем и мировом рынках.
Один из вариантов массированного прорыва китайских товаров на российский рынок описал Юй Сяодун в китайской газете, издающейся в Москве и распространяемой за ее пределами.   В основу его положены следующие выводы: единое экономическое пространство России разорвано; районы, расположенные восточнее Урала, испытывают острую потребность в товарах широкого потребления и богаты сырьевыми ресурсами; в них осуществлены и осуществляются научные разработки, необходимые Китаю; районы эти нуждается в 5 млн. человек дополнительной рабочей силы, которыми Россия не располагает; большинство их жителей составляют люди с низкими и средними доходами, которые могут стать потребителями китайских товаров; население плохо знакомо с китайскими товарами и приветствует их появление на рынке; местные органы власти стремятся к расширению сотрудничества с Китаем.
С учетом этих посылок и уже имеющегося опыта приграничной и бартерной торговли, знаний о российской действительности, накопленных китайскими мигрантами, равно как и возможностей китайских землячеств по приему людей, стремящихся осваивать рынок Сибири и Дальнего Востока, предложены стратегия и тактика такого освоения с помощью торгово-экономических и туристических связей. Этапы реализации плана по китайской традиции выражены афористично: "Взять Амурскую область за основу", "Оживить два глаза", "Проложить две трассы", "Создать единую городскую гряду".
"Взять Амурскую область за основу" означает использовать ее в качестве "аванпоста" для продвижения широкого потока китайских товаров во внутренние районы России (выбор, видимо, обусловлен тем, что в области самый либеральный режим "челночной" торговли). На приграничном китайском острове Хайхе предполагается сформировать "...крупнейший центр оптовой торговли, нацеленный на Россию, создать первый уровень опт eaитайцами, которые станут вторым уровнем оптового рынка. Китайский международный торговый город на острове Хайхе и китайские центры в российской глубинке будут осуществлять тесный контакт друг с другом, образуя закрытую надгосударственную структуру прямой, автономной реализации".
"Оживить два глаза" - это использовать Красноярск и Иркутск в качестве "опорных пунктов проникновения вглубь страны" и через них "излучать влияние, подобное радиации".
"Проложить две трассы" - открыть путь для оптовой и розничной торговли из Хайхе в Красноярск и Иркутск и туристическую трассу из Хайхе к Северному Ледовитому океану и Байкалу.
"Создать единую городскую гряду" - связать воедино Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Омск, Челябинск, Екатеринбург, Пермь и "сформировать на их основе единый и широкий рыночный покров".
Такова суть плана, представленного Юй Сяодуном. С одной стороны, его разработка - нормальное явление, если посмотреть на него сквозь призму мировых экономических процессов. Свято место пусто не бывает: рынок, который сама Россия фактически игнорирует, рано или поздно будет освоен другими странами.
Возможны разные интерпретации этого плана, но при любой из них ясно, что противостоять ему (или корректировать его в соответствии с российскими интересами) только "в пограничной сфере" невозможно и бессмысленно.
Демографическая составляющая или, точнее, разница в демографическом потенциале (страны -принимающей( и (страны -выбытия(. Хотя в Концепции признается, что население России сокращается, а здоровье его ухудшается, там не предусматриваются какие-либо конкретные компенсационные меры. Между тем ведущие российские демографы и специалисты по миграционным процессам, а также дальневосточные ученые уже неоднократно отмечали, что России вскоре придется приступить к широкому привлечению рабочей силы из других стран.  Из Европы, несмотря на растущую безработицу во многих странах Европейского Союза, получить ее не удастся. По большому счету массовый миграционный потенциал есть только у КНР. Китайские мигранты находятся вне конкуренции. По-видимому, российский исследователь Ж. Зайончковская была права, когда, проанализировав демографическую ситуацию в России и перспективы формирования рынка рабочей силы, отмечала: "К середине будущего века численность китайцев в России может достичь 7-10 млн. человек. Вполне вероятно, они станут вторым по численности народом страны, расселенным отнюдь не только на Дальнем Востоке, но и по всей территории России".
В (Концепции-2000( признается угроза "демографической экспансии". Источник угрозы прямо не назван, но ясно, что речь идет о Китае. Неясно другое: каков действительный масштаб угрозы, что реально надо сделать, дабы не допустить массового наплыва китайских мигрантов в Россию, можно ли рассчитывать на успех, оставаясь в пределах "пограничной сферы", и, наконец, отвечает ли политика пресечения миграции интересам России.


2. Угрозы территориальной целостности и внешняя миграция 

Согласно имеющимся данным, по большинству краев и областей Дальнего Востока России число ежегодных разовых пересечений российской границы иностранцами в 90-е годы в среднем за год колебалась примерно на уровне 300 тыс. 
Необходимо, однако, учитывать, что пересечение границы - это въезд и выезд и что в течение года один и тот же человек может пересечь границу несколько раз, но не в одном и том же месте. Например, по данным Тихоокеанского регионального управления Федеральной пограничной службы (ФПС), среди 2577 китайских граждан, депортированных в 1998 г. из Приморья, 1600 человек, или более 60%, въезжали в Россию через Хабаровский край, Еврейскую АО, Амурскую и Читинскую области. В местах въезда они могут числиться не вернувшимися на родину.  К тому же иностранцы - это не только граждане Китая, хотя китайцев, видимо, большинство, от 70% до 90%. И в любом случае россиян выезжает в Китай намного больше, чем в Россию въезжает китайцев.
Согласно посольства КНР в Москве удалось получить более точные данные, согласно которым только в 1998 г. российские граждане пересекли китайско-российскую границу 692 тыс. раз, граждане КНР - 434 тыс., в первом полугодии 1999 г. - соответственно 400 тыс. и 235 тыс.
Сравнение российской статистики по Дальнему Востоку с китайской показывает: большинство китайцев въезжает в Россию через пограничные переходы, расположенные в этом регионе, ежегодно российскую границу пересекало примерно 300 тыс. китайцев, следовательно, с 1992 по 1998 г. общее количество ее пересечений было немногим более 2 млн. раз. Иными словами, не может быть и речи о миллионах китайских мигрантов, осевших на российской территории.
Следует иметь в виду и то обстоятельство, что на протяжении 90-х годов органы внутренних дел и пограничной службы двух стран достигли высокого уровня взаимопонимания и взаимодействия. Благодаря этому численность китайцев, выезжающих в Китай в установленные сроки, почти совпадает с числом въехавших. Во всяком случае, именно такая ситуация сложилась в Приморском крае, на территории которого якобы уже осело множество китайцев. Если в 1994-1995 гг. из него не выехали в срок примерно 6-7 тыс. китайских туристов, то в 1996 г. - всего около 600, в 1997 г. - 350, в 1998 и в первой половине 1999 г. - 400, т. е. менее 0,5% от общего числа. 
Общая численность депортированных китайцев в 1998 г. составила - 2577 чел, однако и она значительно меньше количества нарушителей из числа одних только туристов тремя годами ранее.
В конце 1998 г. китайцев в Москве было от 20 до 25 тыс. человек. Некоторые, называли более крупные цифры - 30 и даже 40 тыс. Тиражи издающихся в столице китайских газет, численность постояльцев гостиниц и общежитий, облюбованных китайцами, абонентов пейджеровых компаний, обслуживающих клиентов на китайском языке, позволяют считать, что первая из приведенных оценок все-таки более реалистическая.
В Хабаровске, Владивостоке и Уссурийске численность китайцев не достигает и половины их численности в Москве: скорее всего, в каждом из них она составляет не более 10 тыс. человек. Если говорить о Хабаровском и Приморском краях в целом, то, по мнению экспертов, участвовавших в обсуждении результатов нашего исследования китайской миграции, в каждом из них насчитывается не более 20 тыс. китайцев. При этом количество постоянно проживающих китайцев просто ничтожно. Так, в Приморье в первой половине 1999 г. их насчитывалось всего 37 человек (все они получили визы на жительство в связи со вступлением в брак с российскими гражданами). 
По договорам с российскими организациями ежегодно в Россию приезжают на временные строительные, сельскохозяйственные и иные работы от 15 до 30 тыс. граждан Китая. Еще несколько тысяч насчитывает контингент китайских студентов и стажеров. Если допустить, что средняя численность китайцев в большинстве регионов России составляет 1-2 тыс. человек, то по стране в целом набирается от 200 до 450 тыс. китайцев, в течение большего или меньшего времени находящихся на ее территории.
Таким образом, панические сообщения в прессе о том, что толпы китайцев наводнили целые районы на Дальнем Востоке, не имеют под собой оснований. Максимальная численность китайцев во всей России - около 500 тыс. человек, более близкой к действительности представляется цифра в 200 тыс. И это не постоянная диаспора, а люди, лишь временно проживающие в России. Не исключено, что при определенных обстоятельствах многие из них захотят остаться навсегда. Но в настоящее время нельзя еще говорить о массированном притоке китайцев. В этой области угрозы безопасности России остаются по преимуществу латентными.
В то же время острота проблемы китайской миграции не снижается оттого, что сейчас ее поток сравнительно невелик. Во-первых, он будет расти. А во-вторых, одни только особенности нынешних китайских землячеств в России, о которых будет сказано ниже, убеждают в том, что в любом случае Россию ожидают принципиально новые для нее проблемы в областях национальной, социальной и экономической безопасности.
Разбирая итоги опросов населения Приморья, российский исследователь В. Ларин пришел к выводу, что "...отношение дальневосточников к своим соседям можно назвать по крайней мере терпимым... К китайцам "хорошо" относится треть (32%), "плохо" - почти четверть (23%), а безразлично - 38% населения". 
Однако при сравнении симпатий дальневосточников к разным странам выяснилось, что число благоволящих к Китаю не превышает 6%. "Меньшими симпатиями, - отмечает Ларин, - пользуется только КНДР... Фактически отказали в своих симпатиях КНР руководители бизнеса, студенты и молодежь в возрасте до 20 лет. Максимальное число симпатизирующих КНР обнаруживается среди лиц с высшим образованием, служащих, военных и работников села - в пределах 10%" . Куда большей популярностью у жителей Дальнего Востока пользовались США (45%), Япония (41%), Австралия (37%), Франция (36%) и население этих четырех стран. После силовой акции НАТО в Югославии и нападок на Россию в связи с ее действиями в Чечне отношение дальневосточников к США и другим западным странам, видимо, меняется в худшую сторону. Но совсем не обязательно этот сдвиг должен сопровождаться всплеском теплых чувств к Китаю.
В. Ларин делает также следующие выводы: "Пропаганда тезисов "китайской экспансии" на Дальнем Востоке сделала свое дело: полностью или частично согласны с утверждениями о китайской экспансии почти 2/3 населения (62%)... И все же, несмотря на столь стойкие опасения экспансии, около 2/3 населения в целом не возражали против нахождения китайцев на территории России, однако только в целях работы и торговли. Около 40% считали их желание остаться здесь на постоянное жительство совершенно недопустимым, четверть опрошенных полагали, что Россия в состоянии обойтись без китайцев, которые только создают конкуренцию российской рабочей силе, и лишь 4% не видели в их присутствии на Дальнем Востоке никаких проблем".
При опросе россиян в 1998-1999 гг. в Москве, Хабаровске и Владивостоке нами были получены несколько иные результаты: 14,5% опрошенных отнеслись к появлению китайцев в России положительно, 15,6% - с безразличием, 30% полагали, что "ничего не изменилось", 16,8%, проявив некоторое сочувствие к мигрантам ("им в Китае плохо"), все же пришли к выводу, что "без них лучше". Отрицательно отношение выразили 16,4% опрошенных, крайне отрицательное - 3,2%, а 3,5% затруднились с ответом.Опрашеваемым было также предложено назвать несколько положительных и отрицательных качеств китайцев. Примечательно, что в первом случае в ответах действительно указывались те или иные качества, тогда как во втором отмечались прежде всего особенности поведения и социально-экономическая роль китайцев. Среди положительных качеств участники опроса чаще всего называли трудолюбие (58,9%), сплоченность и взаимопомощь (21,9%), трезвость (9,2%). Около 20% опрошенных затруднились назвать какие-либо положительные качества. В вину же китайцам чаще всего ставились перевод денег в Китай (32,1%), вытеснение россиян с рабочих мест (11,3%), занятие темными делами (16,3%), бесчестность в делах, плохое поведение, нечистоплотность и т. д. Почти 27% участников опроса вообще не ответили на вопрос об отрицательных качествах китайцев. Опрос показал, что россияне слабо знакомы с китайцами, их жизнью, проблемами, с которыми сталкиваются иностранцы в России и российское государство в связи с пребыванием здесь иностранцев. Отвечая на вопрос о том, какие права следует предоставить китайцам, 7,1% опрошенных не смогли сформулировать свою позицию, а 19,8% были убеждены, что Россия не должна предоставлять китайцам каких-либо прав. Приоритеты остальных оказались таковы: больше всего голосов отдано правам на судебную защиту (47,6%), на постоянное место работы (19,6%), на социальное страхование и обеспечение, получение материальной помощи (15,3%), на приобретение жилья (15%). Следующие позиции заняли право на постоянное место жительства (11,9%), получение российского гражданства (почти 6%), приобретение и аренду земли (5,2%) и на временное проживание (1%). Ответы явно свидетельствуют о том, что в массе своей россияне не лишены чувства справедливости, однако не всегда понимают, что без прав на постоянное или временное жительство, без возможности получить российское гражданство все остальные права реализовать практически невозможно.Из приведенных данных можно сделать вывод, что для подавляющего большинства россиян характерно пока спокойное, нейтральное отношение к китайским мигрантам, а немалая часть высказывается даже вполне благожелательно. Отрицательно относятся к китайцам не более 10-15% населения. Тем не менее можно говорить о наличии массовой базы для "китаефобии". Ибо благожелательное отношение часто не подкреплено реальными представлениями о китайских мигрантах. Нейтральное свидетельствует скорее о равнодушии и легко может быть изменено в худшую сторону и вполне может оказаться достаточным для откровенно враждебной позиции, занимаемой меньшинством. Во всяком случае, именно поведение этого меньшинства во многом определяет сейчас восприятие китайцами принимающего общества, побуждает их к недоверию, обособлению, препятствуя тем самым сближению и взаимному узнаванию двух сторон.
При опросе китайцев выяснилось следующее: 38,6% китайцев оценили отношение к ним россиян как нейтральное, 32,2% - как не очень доброжелательное, 21,3% - как доброжелательное и 8,4% - как плохое. Иначе говоря, большинство опрошенных китайцев полагали. что "хозяева" относятся к ним нейтрально или доброжелательно. При этом, правда, выяснились, что опрошенные не всегда могли провести четкую грань, отделяющую не очень доброжелательное отношение от плохого: 9,9% из них заявили, что их оскорбляли, дразнили, ругали, 5,8% сталкивались с угрозами избиений, 4,9% испытали поджоги и грабежи, 3,7% подверглись избиению. Примечательно, что только 8,3% анкетируемых затруднились с ответом.
Иным образом китайцы охарактеризовали отношение к ним местных властей. Более 46% отметили, что оно не очень доброжелательное и даже враждебное, и лишь 36% сказали, что оно нейтральное или доброжелательное. При этом около 18% уклонились от ответа на этот вопрос.