У российсхик «сушек» на Востоке появился китайский конкурент
Юрий Уфимцев
Пекин
Китай, на ряду с Россией, США и Францией стал четвертой страной в мире способной самостоятельно создавать передовые боевые самолеты, авиационные двигатели и управляемые ракеты, - заявил заместитель генерального директора 1-го объединения авиационной промышленности КНР Гэн Жугуан, представляя в Пекине собственный китайский истребитель третьего поколения «Цзянь – 10».
1-е объединение является оним из ведущих конструкторских и производственных предприятий китайской авиаиндустрии. Компания уже произвела 15000 самолетов, 50000 двигателей, 10000 ракет.И вот, в новом году она решила представить мировой общественности свое последнее достижение - всепогодный истребитель третьего поколения «Цзянь-10». По информации компании этот двух и одноместный самолет создан на основе китайских разработок. В его производстве участвовало 100 000 людей со 100 фабрик и институтов. Эта модель станет базой для разработки последующих поколений боевых истребителей.
По сообщению агенства Рейтер в Пекине, взявшего комментарии у «пожелавшего остаться неизвестным» источника, «Цзянь -10 получше российского СУ-27, но похуже – СУ-30».
Однако, многие эксперты скептически относятся к чисто китайскому происхождению истребителя. Например, израильская газета «Маарав» отмечает, что он удивительно похож на разработанный в Израиле истребитель «Лави». Этот истребитель был снят с израильского производства под нажимом США и, по дальнейшей информациии, разработки были тайно проданы Китаю. Может быть, именно по этому, «Цзянь-10» был представлен широкой публике в преддверие визита в Китай премьер министра Израиля 9-11 января.
Вероятнее всего, что «Цзянь» является гибридом всего лучшего, что было в Су-27, «Лави» и Миг – 31: по отдельной информации, часть разработок системы вооружения «Цзяня» взята именно с последнего.
Не смотря на споры о том, что является основой разработок нового китайского истребителя, сам он, бесспорно, ставит окончательную точку на российских продажах Су-27 Китаю, да и знаменует закат эры «сушек» в Азии. Напомним, что Россия впервые продала в Китай около 50-и истребителей Су-27 в 1991 году, вскоре подписав с КНР договор, по которому последняя могла собирать у себя лицензионные «сушки». Однако, 90% комплектующих по контракту продолжало поступать из России. В 1999 было подписано межправительственное соглашение о поставках 28 истребителей СУ-27УБК и 30 СУ-30 МКК. В апреле 2001 КНР приобрел еще 40 машин. По данным Стокгольмского международного института исследования мира, Китай в 2000 году закупил вооружения на три миллиардп долларов, основная часть которых ушла в Россию на покупку военных кораблей и авитаехники Миг-29 и Су-27 .Однако, не так давно Китай резко снизил интерес к российским машинам и заявил, что не планирует их дальнейшую закупку. У России остались только запчасти, которые, кстати, китайцы предпочитали добывать другими путями. Так начало 21 века было ознаменовано множеством крупных уголовных дел в Саратовской области, Приморском и Хабаровском краях, возбужденных по линии ФСБ по факту краж и попыток вывоза блоков к Су-27 в Китай. Намного дешевле было приобрести списанные по возрасту, но исправные блоки к истребителям, чем покупать новые официально. Что и делалось в массовом порядке. Что продолжается и до сих пор. Так, 19 декабря 2006 года, по сообщению главы ФСБ Николая Патрушева, « Управление ФСБ РФ по Воронежской и Липецкой области пресекли преступную деятельность группы лиц, занимающихся хищением комплектующих изделий и запасных частей к российским боевым самолетам, которые предназначались к вывозу за рубеж».
.
Теперь начинается эра конкуренции «Су» и «Цзянь» на рынке Азии: так в декабре 2006 года Индия выразила желание закупить около 40 «сушек», а Пакистан, со своей стороны, - 39 «цзяней». По заявлению Комитета оборонной науки, техники и промышленности КНР все группы военной промышленности страны уже стали рентабельными.
Кроме представления нового самолета, китайские оборонщики объявили о создании турбореактивного двигателя третьего поколения «Тайхан» и ракеты воздух - воздух 4-го поколения. Управлять такими ракетами летчику «Цзяня -10», например, позволяет специальный шлем, который наводит ракету туда, куда смотрит пилот.
Выступая 8 января на открывшемся в Пекине рабочем совещании по вопросам оборонной науки, техники и промышленности 2007 года, председатель Комитета оборонной науки, техники и промышленности Китая Чжан Юньчуань отметил, что в 2006 году в Китае были достигнуты огромные успехи в научно-технических инновациях, задачи были выполнены великолепно, с наилучшей эффективностью как никогда. Были завершены проекты многих видов оружия и военного снаряжения и соответствующие эксперименты, в том числе военные самолеты типа J-10 уже переданы воинским частям.
Планируется в скором времени поставить порядка 300 штук истребителей «Цзянь-10». Это вписывается в озвученную недавно стратегию увеличения истребителей за счет сокращения войсковой авиации ВВС КНР.
Но Китай показывает успехи не только на поле военной авиации, но и в сфере гражданского авиастроения. Только в конце 2006 года в Харбине был сдан в эксплуатацию чисто китайский моторный дельтоплан FY550, 1-й чисто китайский беспилотный воздушны корабль полицейской службы , Пекинская самолетостроительная компания продала в Италию дирижабль и 2 легких самолета типа AD-200 китайской разработки. В 2007 году будет принят китайский беспилотный вертолет типа U-8, собственные пассажирские самолеты APJ-21 будут также сданы в коммерческую эксплуатацию в 2008 году. В основном разработан генеральный проект нового поколения ракеты-носителя. Из области конкуренции в воздушном пространстве, Китай начинает выходить и в безвоздушное - космическое.