То Елена. Т.
Не буду отвечать на каждый из ваших постов отдельно, потому что это уведет вообще спор неизвестно куда. Поэтому вот перечислю снова свои основные мысли, в них cобственно и содержатся ответы на ваши комменты.
Итак
1) во первых давайте не будем размышлять на тему личных предпочтений. Вам
нравятся бразильские сериалы вас это трогает, у меня вызывают они только смех.
Вам нравится одно кому-то другому - другое. Даже если мы говорим о духовности
или духовном пути, даже у людей одной и той же религии они могут быть разными.
Вы говорите, что иконы у вас вызывают чувство одухотворенности, но у католиков
, а тем более протестантов такой практики нет. А они ведь тоже христиане. и
если бы это чувство было универсально, то любой бы протестант побывав в
храме/музее и увидив православные иконы если бы не принял Православие, но
постарался бы ввести такую практику для себя. Вы конечно можете сказать, что
да есть такие люди, и даже среди китайцев. я слышал отзывы, что побывав в
православных храмах китайцы высказывали желание быть тоже христианами, но я
знаю и христиан, столкнувшихся с мусульманской культурой и почувствовавших что
именно это более духовный путь. Так что все гораздо сложнее чем кажется на
первый взгляд.
Вероятно вам просто СУБЪЕКТИВНО не нравится китайская культура, вы ее не
"перевариваете", вас раздражают какие-то черты их менталитета. Ну что ж,
любить никого никто не обязан и я вам могу сказать, что в китайцах меня
определенные вещи тоже иногда просто бесят, другие - наоброт, вызывают
уважение. Это относиться и к русским и к западноевропейцам и другим народам. В
китайцах (а и других азиатских народах наверное тоже) вас раздражает некая
приземленность и ограниченность, как вам кажется. Я бы назвал эту черту
практичностью, и мне она очень нравится и русским ее подчас очень и очень
нехватает. Я имею ввиду то что китаец будет больше думать о своей семье, о том
как заработать для нее денег и т.д. и т.п., у нас же каждый второй - великий
философ))).
2) Теперь главная мысль, про внутренний мир человека и внимание к нему. Для
большинства культур основной интерес представлял внутренний мир человека в
свете его взаимодействия с богом/богами и пр. высшими силами. Практически вся
древняя и средневековая литература и прикладное искусство особенно
христианская, мусульманская, буддийская, индуистская (т.е. наиболее крупных
религиозных учений) проникнута этой идеей. Тематика взаимодействия людей между
собой: социальные темы, любовные романы и т.д. все это очень было в чахлом
состоянии. На мой взгляд в Китае по сравнению с Европой средних веков такой
(светской литературы) было гораздо больше. Приведите мне пример скажем
любовного романа написанного в Византии или в Европе где-нибудь 12 века. Если
и есть - то очень мало.
И все эти переживания доны Розы по поводу изменяющего мужа, которые вам так
нравятся в бразильских сериалах, стали интересны с точки зрения литературы в Европе гораздо позже, с появлением эпохи гуманизма, когда в центр ставился человек а не Бог.
3) хотя многие называют европейскую культуру универсальной, она не более универсальная чем любая другая. Классическая музыка - по сути национальная музыка народов юго-западной европы и не более того. Да в силу определенных причин она необычайно распространилась по миру, притом не только европейская, но и ее ближайшая родственная - мусульманская. Т.к. она имеет те же корни, в культурах Средиземноморья. Китай всегда был в стороне и связан больше с другими народами Ю-В Азии чем даже с ближайшими западными соседями - тюрками, монголами и иранцами. Поэтому говорить о том что европейская культура этА крутА потому что ее любят во всем мире - неверно. Все с ней уже более менее знакомы. А вот какого бы мнения был о европейской живописи или музыке какой-нибудь китайский крестьянин из глухой провинции, не видевший в жизни ни одного европейца или не менее "дикий" бирманец или яо - это было бы интересно узнать)))