Когда-то, а точнее почти ... Боже, 4 года назад (а, может и больше), придумав себе легенду, что театр на заре возникновения был нечто большим, чем теперь...
Осознав, что все те упражнения - будь-то синхронное ношение стульев с закрытыми глазами одновременно 20 людьми, не сговариваясь, будь-то гоняние энергетических шариков по телу, будь-то круги внимания по Станиславскому, будь-то система образов по Михаилу Чехову... это просто непонятным образом перефразированные базовые упражнения китайских, тибетских и др. восточных мастеров.
Возникла мысль, почему же такие разные результаты?
Где оно то бессмертие, или хотя бы немеренное здоровье?
Почему актеры умирают молодыми и больными?
Ну, не все конечно...
Почему, отучившись и наработав себе штампов, актеры не движутся дальше к таким "волшебным" результатам?
Одним словом, вот мысли из моего старого черновика диссертации на тему методов театральной педагогики...
(это просто наброски, просьба к названию не придираться)...
ТРАКТАТ О ТЕАТРЕ ИЛИ ДАО ТЕАТРА.
(идея, цели и принципы)
ИДЕИ
Все приходит на круги своя – и вот теперь, когда круг уже почти завершен и физически чувствуется новый виток этой бесконечной спирали, можно увидеть точку начала, причем Начала Начал.
Сквозь туман образов, этих самостоятельных, но мирных наших соседей, явственно проступает то, что является точкой притяжения многих, к этой не совсем понятной части жизни – ТЕАТР.
ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО - вот его название, забытое и потерявшее всякий смысл.
Высокое искусство – как высшее проявление возможностей человека - правильное соединение внутреннего и внешнего, инь и ян, неба и земли…
И где та точка, когда произошел распад, расслоение и разделение. Где та небольшая сделка с совестью, из которой вырос большой снежный ком несоответствий. Где, то не понимание потока процессов, из-за которого для того, что бы достичь полной внутренней концентрации (то, что сейчас называется мудрец-старец) надо уходить в леса, а для полной внешней свободы (то, что сейчас называется популярный артист) – становится общедоступным человеком «без принципов и внутренней морали».
Одна сторона, забрав все внутренние – всю ритуальность, всю мистичность, всю грамотную мотивировку действий - превратилась в разные филосовско-религиозные течения со своими тайными техниками. А другая, забрав все внешнее – название, форму выражения, сюжетность или ситуативность – превратилась в места развлечений для всех остальных, не посвященных в какую-то «тайную» тайну. Так три дань-тяня превратились просто в три голосовых резонатора, соощущение пространства, просто в чувство партнерства, и т.д.
АРТИСТ – АРТ как искусство, ИС – посвященный, Т – крест.
Посвященный в искусство через крест, крест как символ большой внутренней работы, как цепь отречений и принятий, как, то самое соединение внутреннего и внешнего.
Так и существуют эти два направления, эти две линии, бывшие когда-то одной, со своими преимуществами и недостатками. Люди пути, с удерживаемым состоянием, но не умеющие выразить себя внешне (и может, поэтому избегающие людей), и люди «искусства», внешне свободные, но не имеющие внутренней опоры (и поэтому ударяющиеся во все тяжкие).
Очень немногие с одной и другой стороны, пытаются соединить это, бредя на ощупь, интуитивно, и совсем редко сознательно, забывая, что все гениальное просто.
ЦЕЛИ
Все действительно достаточно просто – ведь разница «техник» и «упражнений» заключается в основном в мотивировке тех или иных действий, которых время и пространство не намного изменило, видимо оставляя постоянный шанс. Века разлуки только сильнее отточили технику развития тех или иных качеств каждого «направления», что, несомненно, является серьезным приобретением.
Продолжение следует...