Итак, работа Ванчонши по легенде "О Куань-юне", где синим оригинальный перевод, а черным мои адаптационные вставки.
Итак…
2. «Переосмысление легенды «Куаньюн-ван»
Университет «Бэйхай» города Цзилинь
Автор: Ванчонши
В нижнем течении Суйфэньхэ (река Раздольная), на территории Приморского края популярна легенда о борьбе Куаньюн-вана и войском с Нингуты. Все известные факты, об этой легенде записаны в небольшом количестве научных книг. Об этом писал Арсеньев «По Уссурийскому краю», Цао Тинцзе «Выгоды на Восточной границе от гегемонии Запада», Вейчэнхэ «Записки о территориях бывшего государства Силла», пишет об этом японская «Ляодунская битва» (когда Япония изгнала династию Цин из Северной Кореи в 1894г). Собственно, перечислено всё, что является фундаментом для научных поисков.
Мы не имеем достоверной информации для подробного изучения конфликта между мифическими царями Нингуты и Куаньюном, жившим в Сучэнгоу (местность рядом с современной Находкой) и владевшим в долине небольшим уездом.
Во второй половине 19 века русские обнаружили на месте современного Уссурийска древний памятник. В 1885 году Цао Тинцзе видел этот памятник и зафиксировал надписи на нем. Несмотря на эрозию надписей, он распознал два иероглифа: «Ци-тай»
Далее на стеле была надпись из 12 иероглифов: «Куаньюн 13 год совершил поход к Северному озеру 3000…». Цао Тинцзе сделал предположение, что речь идет о неизвестном походе к озеру Ханка, при этом, не делая предположения о значении «3000»
Может речь идет о годах правящей японской династии, которая начала царствовать за пределами Японии с 1624 по 1629гг? Цао Тинцзе сделал предположение, что район Уссурийска находился под контролем Японии, а могильный курган недалеко от стелы был выполнен в японском стиле.
В 1985 году автор этих строк написал исследование «Гипотеза о Стране Куаньюн». В статье упоминается, что Цао Тинцзе писал об оккупации района современного Приморья японцами.
Мы знаем, что в период Поздняя Цзинь (1616-1636 гг.), во времена Нурхаци (1559-1626) династии Цин, а так же император Абахай (1592-1643) несколько раз посылали войска покорять район нижнего течения Суйфэньхэ (Раздольной).
Несмотря на это в «Маньчжурских архивах» нет упоминаний о деталях этих экспедиций.
Автор этих строк изучал перевод А. П. Окладникова «Далёкое Прошлое Приморья», где подробно описан древний курган недалеко от Краснояровского городища, упоминаемый Цао Тинцзе. Из этого были сделаны выводы, что на этой территории проживали аборигены, вышедшие еще из состава Бохайского государства и использовавшие в последние годы японскую систему летоисчисления и японские монеты Канъэй (японское произношение иероглифов «Куаньюн»), что и положило легенду о «Стране Куаньюн».
В 1992 году Цзилиньский университет опубликовал работу «Повторная экспертиза каменных надписей на могиле Чжун Ваньян (Эссыкуя)», где подтвердилось принадлежность памятника Эссыкую, прибывшему в Субиншуй (Суйфэньхэ) с войском и здесь же умершему. На месте его похорон поставлена каменная черепаха со стелой. Такие надгробия устанавливались только чжурчжэньским командирам Бэгинь. После смерти Чжун Ваньян получил посмертное имя Цзиньюань Цзюньван, что можно условно перевести как «Князь IV класса в империи Цзинь»
Автор этих строк в свое время сделал предположение, что надпись «Куаньюн» сделана гораздо позже уже японцами, дабы подчеркнуть свое историческое влияние на данной территории, а Цао Тинцзе необоснованно связал эту фразу с другими, более старыми иероглифами, находящимися на надгробной стеле.
Данная надпись не является доказательством применения такого летоисчисления на этой территории.
Тем не менее, мы можем посмотреть на проблему под другим углом. Возможно-ли связать легенду о Куаньюн-ване с реальным персонажем истории Чжун Ваньяном (Эссыкуя) жившего на Раздольной? Вполне возможно, раньше люди не понимая истинного значения фразы «Канъэй» и не зная кому, конкретно принадлежит мемориальный комплекс, связали реальные исторические события междоусобной борьбы в Нингуте клана Ваньян с загадочным персонажем «Куаньюн-ваном» жившем в «Стране Куаньюн».
Я же считаю, что появление этой легенды не случайно. Хоть мы и не имеем на сегодняшний момент достаточно данных, позволяющих связать легендарные события с историческими фактами, любая легенда не появляется из воздуха.
В 1994 году профессор Ёкояма из университета Ямагата описал следующие события из истории Японии. В 1644 году группа людей отправилась на судне в залив Пасьета (Моковэй или Воковэй) к излучине реки Цукановки (ранее Янчихэ), где в районе пристани столкнулась с людьми маньчжурского генерала Варка. От туда их отправили в столицу Мукден (теперь, Шэньян). Если мы сравним этот факт с событиями описываемых в «Путешествии по Татарии» и «Правдивые записки о Личао» (Корейская династия Чосон с 1392 по 1910гг), то обнаружим ряд интересных моментов.
В 1636 году (1-й год Чэнде или 13 год Канъэй) сёгунат Эдо (Токио) издают указ о запрете иноземным коммерческим судам осуществлять экономическую деятельность с Японией. Этот период закрытости получил название Сакоку – «страна на цепи». Из «Путешествий по Татарии» известно, что в 1-й год правления Айсиньгёро Фулинь (Шуньчжи), т.е. в 1644 году в заливе Пасьета побывало 3 японских судна. Они были отправлены с коммерческими целями в Китай, но из-за сильного шторма зашли в залив Пасьета.
В «Путешествии» не указано, сколько у них было золота, серебра, и какой товар они везли с собой. Как только экипаж высадился на берег в районе Цукановки на них неожиданно совершается нападение солдатами генерала Варка. Из 60 человек были убиты 33, суда разграблены. Сколько золота, монет и товара попала в руки нападавших – до сих пор загадка.
Между тем, в «Путешествии по Татарии» описывается, как местные жители продают японским купцам женьшень за 40 монет. Так же «Правдивые записки о Личао» указывают на торговлю женьшенем местных жителей с японцами, несмотря на запреты в Японии.
Между тем, заслуживает внимание, как описывается поведение моряков попавших в шторм: они молились морскому божеству, при этом крепко сжимая в руках мечи и ножи. Когда же они спускаются на берег, то ни один из членов команды не имел в руках оружия. И что самое интересное, прибывшие в Мукден задержанные японцы преподнесли в подарок несколько мушкетов и мечей.
Изучая записи «Путешествия по Татарии», «Записки о территориях бывшего государства Силла» и показания вернувшейся половины моряков в Японию, прослеживаются явные противоречия в данных. По всей видимости, эти три судна вышли в море без Сюин и направлялись не с целью предпринимательской деятельности, как они заявляли, а в район низовья реки Суйфэньхэ в погоне за «длинным рублем». По японским законам все капитаны судов должны были получать государственные грамоты Сюин, чтобы их судна не обвиняли в контрабандной деятельности. Лицензированные корабли назывались сюинсэн и активно торговали в разных регионах Юго-Восточной Азии.
Поэтому, можно предположить, что у них не было достаточного количества товаров для торговли, а оружие и припасы находились только в необходимом количестве для проживания и обмена с местным населением этого района.
Если японские суда действительно прибыли в залив Посьета для скупки женьшеня в 1644 году, то нет ничего удивительного в предположении, что и до этого японцы поступали так же. Если такая торговля женьшенем с местным населением шла давно, то можно предположить наличие достаточного количества японских монет в обращении у аборигенов Приморского края. Так как с середины 17-го века, территория Приморского края плохо контролировалась маньчжурской династией, то и исторических записей происходящего на этих землях мы имеем очень мало. В конце концов, Нурхаци и Абахай пытались взять под контроль этот район, но последний полководец Варка ограничился только грабежом местного населения и сбором рекрутов для армии, после чего отвел войска.
Во время периода закрытости в Японии, торговля женьшенем продолжилась, но уже на уровне контрабанды. В этот момент династия Цин была занята более серьезными проблемами, такими как подавление бунта «Трех вассалов» (У Сань-гуй, Гэн Цзин-чжун и Шан Кэ-си) и экс пансионным давлением России. В результате большой участок территории от Раздольной до прибрежных границ практически не контролировался, что давало японским контрабандистам волю, граничащую с отсутствием страха наказания.
Итак, какие мы можем сделать выводы и предположения. В то время, когда происходит смена правящих династий в Китае с монгольской на маньчжурскую, династия Цин практически не контролирует территорию Приморского края. Это обстоятельство открывает большие возможности японским морякам в меновой торговле с населением. Одна из групп контрабандистов высаживается в Сучэнгоу (район современной Находки), образуя торговую колонию Ниппон-мати. Такие колонии были достаточно распространены в Юго-Восточной Азии, например, в Корее, Китае и даже в Таиланде. В дальнейшем влияние японцев доходит до Муданьцзяна, что и вызвало конфликт с цинским военачальником Варка. В виду того, что японцы традиционно использовали свое летоисчисление Канъэй и монеты Канъэй при торговле, то местное население стало называть предводителя японской группы Куаньюн-ваном. После того как Варка нанес им сокрушительный погром, а оставшиеся японцы бежали на лодках в море, местное население породило легенду о Куаньюне. В дальнейшем легенду связали с более давними временами из-за наличия могильного памятника Чжун Ваньяна (Эссыкуя) под Уссурийском. Тем самым, легенда не только углубилась во времени, но и растянулась географически.
Наша теория основана не на пустых предположениях и интерпретации документов, а на реальных археологических фактах. В 1860 году русский исследователь Пржевальский изучал район современного Приморского края и обнаружил на берегу Японского моря ряд деревянных каркасов, которые могли служить для хранения продуктов. Подобные находки были найдены в районе Хуньчуня и до Нингуты, и не изготавливались местным населением. Так как Россия появилась гораздо позже на этих землях, то принадлежность контейнеров японцам очевидна. Они не упоминаются в исторических документах о Японо-Китайской торговле, поскольку использовались контрабандистами. Причем сами японские контрабандисты не проникали глубоко на материк, а использовали местных жителей как посредников в торговле с китайскими бизнесменами…»
Продолжение следует...