12 июля 2015, 23:30 / Елена Сергеева
Как спад экономики Китая сказывается на местных и мировых автопроизводителях?Самый большой рынок автомобильной промышленности замедлил свой рост, так как продажи новых автомобилей в Китае в прошлом месяце зафиксировали редкий спад, который представляет собой еще одну головную боль для мировых автопроизводителей на развивающихся рынках.
Большинство руководителей автомобильных компаний прогнозировали, что в 2015 году продажи в Китае замедлятся до прироста на уровне 8-9% по сравнению с 2014 годом, но теперь и это выглядит слишком оптимистично.
В пятницу 10 июля Китайская ассоциация автопроизводителей сообщила, что продажи легковых автомобилей в июне упали на 3,4% по сравнению с годом ранее, что представляет собой только третье месячное снижение с сентября 2012 года.
В отличие от последних двух месячных снижений, которые были вызваны недельным отпуском в 2013 году или политическими событиями, последнее случилось на фоне более широких предупреждающих знаков: экономика страны замедляется, ее фондовые рынки падают, и все большее число аналитиков говорят, что китайская автомобильная отрасль имеет слишком высокие производственные мощности.
В первом квартале экономический рост Китая составил 7% - это самый медленный темп за последние десятилетия. Индекс Shanghai Composite в настоящее время опустился почти на четверть по сравнению с максимумом середины июня высоким, хотя акции восстанавливались в течение последних двух дней благодаря вмешательству со стороны государства.
По состоянию на июнь продажи легковых автомобилей в Китае выросли на разочаровывающие 4,8% до 10 млн автомобилей. Этот темп гораздо ниже прироста, наблюдаемого в течение нескольких лет.
Спрос на автомобили остается прохладным, несмотря на то, что автопроизводители предлагают скидки и другие бонусы. Последний опрос, проведенный Китайской ассоциацией автопроизводителей, показывает, что общий объем запасов легковых автомобилей уже вырос более чем на 50 дней продаж в мае свыше угрожающего уровня в 45 дней.
Торговая организация сократила свой прогноз для автомобильного рынка Китая в 2015 году до 3%-ного роста по сравнению с показателем прошлого года на уровне 7% после того, как продажи в мае показали прирост всего на 1,2%, а в апреле – на 3,7%.
Донг Янг, вице-президент ассоциации автопроизводителей, сказал, что 2015 год «будет годом с низкими показателями для китайского автомобильного рынка». Опросы дилеров показывают, что количество посещений клиентами дилеров «резко упало в первом полугодии», - сказал г-н Донг.
Руководители и аналитики ожидают, что замедление темпов роста, которое продолжается на протяжении года, усилит конкуренцию в Китае между мировыми автопроизводителями и отечественными компаниями.
«Спрос в Китае явно замедляется и там существует вопрос переизбытка с назревающей ценовой войной», - написал аналитик RBC Capital Markets Джозеф Спак в записке для инвесторов на этой неделе. Он сказал, что сочетание продаж автомобилей может отдать предпочтение местным игрокам и привести к тому, что «внутренние китайские [автопроизводители] отберут долю у мировых» компаний, которые имеют совместные предприятия в Китае.
Этот процесс будет развиваться, так как другие важные развивающиеся рынки уже ослаблены.
Россия, которая когда-то считалась любимицей европейских автопроизводителей, переживает резкий спад на фоне экономической и политической нестабильности. Бразилия и другие рынки в Южной Америке, которые приносили большую часть выручки Volkswagen AG, Toyota Motor Corp. и General Motors Co., также резко сократили объемы покупок.
Замедление в Китае поднимает проблему на совершенно новый уровень, поскольку деятельность в этой стране приносит большие прибыли Volkswagen, GM и их конкурентам. В последние годы продажи китайским покупателям приносили примерно половину мирового чистой прибыли крупнейшим автопроизводителям.
Например, аналитик автомобильной отрасли из Barclays Брайан Джонсон отмечает, что GM, со своей 15%-ной долей рынка в Китае, является одним из крупнейших автопроизводителей в стране, и он оценивает, что 20% прибыли корпорации GM 2015 года зависит от Китая.
«GM, скорее всего, нужно сократить целевые показатели [прибыли]», - сказал г-н Джонсон. – «Мы считаем, что риск в отношении прибыли GM от ее деятельности в Китае может быть недооценен с учетом ценового давления и снижения объемов».
Большинство производителей автомобилей сообщили о снижении роста прибыли за первое полугодие этого года. GM зафиксировала рост на 4,4% своих продаж в Китае по сравнению с увеличением на 10,5% в течение аналогичного периода прошлого года. Продажи Ford Motor Co. в Китае значительно не изменились по сравнению с прошлым годом, в то время как в прошлом году прирост составил 35%. Рост продаж Toyota несколько снизился с 12% до 10% за аналогичный период.
Джон Цзэн, аналитик исследовательской фирмы LMC Automotive в Шанхае, сказал, что нет абсолютно никаких оснований для оптимизма в отношении автомобильного рынка Китая.
«Болезненная корректировка на рынке в настоящее время далека от своего завершения», - сказал он
http://kursru.com/articles/3134