Начало новой эры: первая гонка Формулы-Е в Пекине Еще в позапрошлом веке Д.И.Менделеев написал хрестоматийную фразу - "Сжигать нефть - все равно, что топить ассигнациями". Имелось в виду, что нефть является ценнейшим ресурсом для химической промышленности - из нее делают все, начиная от пластика и кончая синтетическими продуктами. Но несмотря на увещевания знаменитого химика, весь XX век человечество увлеченно сжигало нефть и продукты ее переработки - керосин, бензин, мазут, солярку и другие виды углеводородного топлива. И вот сейчас города заполнены автомобилями, которые стоят в пробках и жгут бензин, отравляя воздух, воду и землю токсичными веществами. В городах стало опасно жить, и все евро-меры по уменьшению вредных выбросов, внедрению систем старт-стоп и гибридных силовых установок только оттягивают развязку - потому что автомобилей становится все больше и больше. Решение проблемы известно, и оно называется - электромобиль.
Современные электромобили выглядят как забавные молодежные гаджеты. Их заряжают от электросети и возят по городу от одной розетки до другой, не рискуя удаляться слишком далеко от цивилизации. Летом в них жарко, зимой - холодно, а на автостраде приходится жужжать в правом ряду на минимальной разрешенной скорости. Популярные ныне внедорожники смотрятся на фоне электромобилей как величественные динозавры среди сусликов. Но правда в том, что автодинозавры начнут исчезать уже в самом ближайшем будущем. Автовладельцев слишком много, а Земля слишком мала - большим автомобилям не хватает на ней места и природных ресурсов. Гибридные технологии помогут сохранить какую-то небольшую часть нынешнего бензинового автовеликолепия, но для массового применения останется только электрическая тяга.
Автоспорт тоже готовится к переходу на электротягу. Для него электрическая эра началась в Китае, что по-своему символично. Именно там развиваются технологии, которые составляют материальную базу будущего автотранспорта. 13 сентября в Пекине на трассе в олимпийском парке прошел первый раунд чемпионата болидов на электрической тяге - Формулы-Е.
Немного о технической базе Формулы-Е
Любому специалисту по традиционным автогонкам идея о соревнованиях на электрических машинах покажется неперспективной. Все дело в низкой энерговооруженности электрической техники, которая заставляет пилотов экономить энергию и лишает гонки драйва - это все равно что смотреть соревнования пенсионеров вместо состязания молодых и полных сил атлетов (хотя известно, что старички могут дать фору по части выносливости). Но если говорить об автогонках, то здесь многое определяется не зрительским интересом, а потребностями производителей автомобилей - которым надо, чтобы гоночная техника идеологически соответствовала коммерческому тренду. Серьезные дяди подумали и решили, что в будущем мы вместо мощных бензиновых автомобилей будем покупать экономичные электромобили - а коли так, то и автогонки должны перестроиться на новый лад. А как привлечь к гонкам нового формата зрителей - это задача для тех, кто будет эти гонки организовывать.
Организаторы Формулы-Е приняли достаточно очевидное решение - сделать электрическое подобие самой популярной гоночной серии - Формулы-1. У болида Формулы-Е открытые колеса, аэродинамический обвес и открытый карбоновый монококк для пилота. В 2014 году Формула-1 окончательно перешла на гибридные технологии - и в Формуле-Е мы тоже имеем систему рекуперации энергии, мощные электродвигатели и емкие аккумуляторы. Нет только бензинового турбомотора, который не вписывается в электрическую эру. Равнение на Формулу-1 позволяет задействовать известных пилотов этой гоночной серии, которые по разным причинам выбыли из "королевских гонок". На соревнования 2014-2015 года заявлено 12 бывших пилотов Формулы-1, многие из которых хорошо известны зрителям. Это помогает привлечь к новым соревнованиям аудиторию. А чтобы не конкурировать с Формулой-1 напрямую, соревнования Формулы-Е проводятся по зимнему календарю.
Есть и другие важные организационные и бюджетные отличия. На первом этапе Формула-Е - это моносерия, все команды выступают на одних и тех же болидах Spark-Renault SRT_01E. Это позволяет экономить средства, хотя в дальнейшем предполагается разработка командами собственных болидов. Недостаток энерговооруженности (мощность ограничена на уровне 270 л.с) приводит к тому, что гонки нецелесообразно проводить на скоростных автодромах - поэтому соревнования Формулы-Е проводятся на медленных городских трассах, таких, как Монако. А чтобы не перегружать городскую инфраструктуру, все заезды проводятся в течение одного дня в субботу. Подробнее об особенностях соревнований можно прочитать в нашей статье Гонки электрокаров: Формула-Е.
трасса Формулы-Е 2014 года в Пекине
Подготовка к первому чемпионату Формулы-Е заняла не один год, самым напряженным из которых стал 2014. Летом команды получили болиды, затем прошли тесты в Донингтон-парке. И вот долгожданный день наступил. 13 сентября 2014 года новенькие болиды Формулы-Е, раскрашенные в цвета 10 команд, выехали на трассу в олимпийском парке Пекина. Погода была прекрасная, температура в полдень составила +27 градусов. А сама трасса, на которой прошли соревнования была... не сказать, чтобы ужасная - скорее, невзрачная и скучная. Ее составили из огороженных барьерами безопасности городских улиц. Все повороты - на перекрестках под прямым углом, а чтобы болиды не разгонялись слишком сильно, на проезжую часть добавили несколько примитивных шикан из поребриков. Ничего похожего на знаменитые исторические городские трассы. И только раскрашенные в яркие цвета болиды вносили некоторое оживление в прямолинейный городской антураж. Собственно, ради них, электрических болидов, все и затевается, остальное - вторично.
Стартовая решетка Формулы-Е 2014 года в Пекине
Квалификация Формулы-Е проводится по групповой системе. Время квалификации делится на 4 10-минутных периода, во время которых на трассу последовательно выпускают по 5 пилотов. Каждый пилот может пройти 4 круга, 2 из которых - быстрые. По итогам прошедшей в субботний полдень квалификации поул взял пилот e.dams-Renault Николя Прост, 2 и 3 место заняли гонщики Audi Sport ABT Лукас ди Грасси и Даниэль Абт. 12 первых пилотов уместились в 0.7 сек, что характерно для моносерий. Разбил свой болид Ярно Трулли, еще два пилота не показали время по техническим причинам.
После квалификации хорошо поработали стюарды. Франк Монтаньи потерял 3 позиции за проезд на красный цвет, Себастьян Буэми, Ярно Трулли, Микела Черрути, Стефан Сарразан и Хо Пин Тун потеряли 10 позиций за замену коробки передач. Зачем нужна коробка передач на не очень быстром электрокаре - не вполне понятно, но она там есть - 5 ступенчатая секвентальная. И за ее внеплановую замену, как и в Формуле-1 полагается большой штраф.
1 Николя Прост e.dams-Renault 1:42.200
2 Лукас ди Грасси Audi Sport ABT 1:42.306
3 Даниэль Абт Audi Sport ABT 1:42.454
4 Карун Чандхок Mahindra Racing 1:42.461
5 Ник Хайдфельд Venturi 1:42.579
6 Хайме Альгерсуари Virgin Racing 1:42.683
7 Шарль Пик Andretti Autosport 1:42.726
8 Франк Монтаньи Andretti Autosport 1:42.530 + 3 красный
9 Нельсон Пике-мл. China Racing 1:43.785
10 Ориоль Сервия Dragon Racing 1:42.847
11 Сэм Бёрд Virgin Racing 1:42.918
12 Жером д’Амброзио Dragon Racing 1:44.056
13 Такума Сато Amlin Aguri 1:44.129
14 Кэтрин Легг Amlin Aguri 1:45.369
15 Бруно Сенна Mahindra Racing -
16 Микела Черрути Trulli 1:46.170 + 10 КПП
17 Хо Пин Тун China Racing 1:45.282 + 10 КПП
18 Себастьян Буэми e.dams-Renault 1:42.476 + 10 КПП
19 Стефан Сарразан Venturi - + 10 КПП
20 Ярно Трулли Trulli - + 10 КПП
Гонка Формулы-Е 2014 года в Пекине
После старта лидеры квалификации - Николя Прост, Лукас ди Грасси и Даниэль Абт сохранили свои позиции. Но в остальной части пелетона не обошлось без происшествий. Не повезло Бруно Сенне - он был зажат между двумя болидами и сошел из-за механичесого повреждения. На трассу выпустили пейс-кар, который передвигался, как сонная муха. После его ухода болиды шли с небольшими интервалами друг от друга, разгоняясь на прямых почти до 170 км/ч. С учетом того, что максимальная скорость болида Формулы-Е ограничена на уровне 225 км/ч, трасса получилась исключительно медленной. Возможно, что так и было задумано во избежание серьезных происшествий на первой же гонке. Забавно было наблюдать на торможениями болидов перед поворотами, которые проводилась в режиме рекуперации энергии - т.е. помощью мотор-генераторов, которые запасали энергию в аккумуляторах для последующего разгона. Работа силовых установок озвучивалась приглушенным жужжанием, похожим на звук троллейбусов. От фольклорных "троллейбусных гонок" наши соревнования, однако, отличались тем, что пилоты часто и активно обгоняли друга. Особенно отличился оштрафованный после квалификации Франк Монтаньи, который всю гонку пробивался с 8 места на подиум.
А еще в защиту Формулы-Е вспомним, что и в Формуле-1 применяется тот же "троллейбусный" метод экономии энергии. Но там он нужен в большей степени для демонстрации "зеленых" технологий, чем по гоночной необходимости. Отстающие от прогресса ветераны Формулы-1 ворчат про то, что вся эта показная забота об экологии только удорожает гонки, ни в малейшей степени не прибавляя им зрелищности. Но в Формуле-Е все честно - без экономии энергии не обойтись, т.к. запас энергии в аккумуляторах ограничен. По тем же соображениям экономии энергии мощность мотора во время гонки ограничивается на уровне 200 л.с. Дополнительно, разрешается Fan Boost - три пилота, за которых проголосовали болельщики, могут одни раз в течение гонки на 5 секунд поднять мощность мотора на 40 л.с. Очень конкретное выражение поддержки пилотов болельщиками! Голосование проводилось на официальном сайте Формулы-Е, его победителями стали Бруно Сенна, Лукас ди Грасси и Катрин Легг. С сайтом, кстати, случилась накладка - во время гонки в Пекине он висел под натиском посетителей, что косвенно подтверждает популярность соревнований.
Впрочем, все решились не сколько в борьбе на трассе, сколько во время единственного обязательного пит-стопа. Он проводился так - пилот заезжал в бокс команды и перелезал во второй болид, после чего начиналась суета с его пристегиванием, установкой руля, запуском мотора и т.п. На это уходило около 50 секунд, без учета времени, которое тратилось при въезде и выезде с пит-лейн. Почему нельзя было вместо смены болидов организовать замену аккумуляторов - остается загадкой. Видимо, существующее шасси на это не рассчитано. Полное время пит-стопа лидера Николя Проста составило 1:47 минут, а среднее время 1:52 минуты. После столь продолжительных пит-стопов лидером остался Николя Прост, на второе место вышел вышел Ник Хайдфельд, который отодвинул на 3 место Лукаса ди Грасси, а за ними Франк Монтаньи оказался впереди Даниэля Абта.
Так бы лидеры и финишировали, но на предпоследней прямой финального 25 круга Ник Хайдфельд решил стать первым и пошел в атаку на Николя Проста. Тот на какое-время упустил его из виду и, похоже, решил на всякий случай перекрыть траекторию. Но Прост опоздал с маневром - болиды уже шли вровень. Скорость болидов была не слишком высокой - вроде той, на которой гоняют стритрейсеры, но все могло закончиться очень плохо. Болид Ника Хайдфельда улетел в отбойник и подпрыгнул до высоты защитного ограждения, приземлившись в перевернутом положении. Получилась наглядная демонстрация того, почему не стоит нарушать скоростной режим. Оба пилота уцелели, а победителем после их схода стал гонщик Audi Sport ABT Лукас ди Грасси. Вторым стал Франк Монтаньи из Andretti Autosport, третьим после штрафа Даниэля Абта стал Сэм Берд из Virgin Racing. Странный штраф в +57 секунд дали нескольким пилотам за превышение мощности системы рекуперации энергии, которая была ограничена на уровне 28 л.с. Николя Прост был наказан стюардами за столкновение с Ником Хайдфельдом - он потеряет 10 позиций на старте следующей гонки.
Первая десятка пилотов получила зачетные баллы по методике Формулы-1, дополнительно к этому Николя Просту насчитали 3 утешительных балла за поул, а сошедшего Такумо Сату наградили 2 баллами за лучший круг в гонке.
Результаты гонки Формулы-Е 2014 года в Пекине
1 Лукас ди Грасси Audi Sport ABT 52:23.413
2 Франк Монтаньи Andretti Autosport + 2.867
3 Сэм Бёрд Virgin Racing + 6.559
4 Шарль Пик Andretti Autosport + 19.301
5 Карун Чандхок Mahindra Racing + 23.952
6 Жером д’Амброзио Dragon Racing + 31.664
7 Ориоль Сервия Dragon Racing + 41.968
8 Нельсон Пике-мл. China Racing + 43.896
9 Стефан Сарразан Venturi + 43.975
10 Даниэль Абт Audi Sport ABT + 5.507 + 57 28kw
11 Хайме Альгерсуари Virgin Racing + 1:03.613 + 57 28kw
12 Николя Прост e.dams-Renault + 1 круг (DNF) PP
13 Ник Хайдфельд Venturi + 1 круг (DNF)
15 Микела Черрути Trulli + 1 круг
14 Кэтрин Легг Amlin Aguri + 1 круг + 57 28kw
16 Хо Пин Тун China Racing + 2 круга
17 Такума Сато Amlin Aguri DNF 21 круг FL
18 Себастьян Буэми e.dams-Renault DNF 14 круг
19 Ярно Трулли Trulli DNF 2 круг
20 Бруно Сенна Mahindra Racing DNF 1 круг
PP - старт с поула (+ 3 балла)
FL - быстрейший круг в гонке (+ 2 балла)
DNF - не финишировал
Положение в личном зачете Формулы-Е 2014 года:
1 Лукас ди Грасси Audi Sport ABT 25
2 Франк Монтаньи Andretti Autosport 18
3 Сэм Бёрд Virgin Racing 15
4 Шарль Пик Andretti Autosport 12
5 Карун Чандхок Mahindra Racing 10
6 Жером д’Амброзио Dragon Racing 8
7 Ориоль Сервия Dragon Racing 6
8 Нельсон Пике-мл. China Racing 4
9 Николя Прост e.dams-Renault 3
10 Стефан Сарразан Venturi 2
11 Такума Сато Amlin Aguri 2
12 Даниэль Абт Audi Sport ABT 1
13 Хайме Альгерсуари Virgin Racing -
14 Ник Хайдфельд Venturi -
15 Микела Черрути Trulli -
16 Кэтрин Легг Amlin Aguri -
17 Хо Пин Тун China Racing -
18 Себастьян Буэми e.dams-Renault -
19 Ярно Трулли Trulli -
20 Бруно Сенна Mahindra Racing -
Положение в кубке конструкторов Формулы-Е 2014 года:
1 Andretti Autosport 30
2 Audi Sport ABT 26
3 Virgin Racing 15
4 Dragon Racing 14
5 Mahindra Racing 10
6 China Racing 4
7 e.dams-Renault 3
8 Venturi 2
9 Amlin Aguri 2
10 Trulli -
Вот такие соревнования, в которых было все - борьба, вылеты, штрафы, обгоны и сходы. Можно ли их назвать настоящими автогонками - вопрос вкуса. Незачет можно поставить за смешную организацию пит-стопов и глупую аварию, которая испортила впечатление от финала гонки. Еще можно посетовать на скучную и медленную трассу в Пекине - впрочем, в календаре Формулы-Е будут более интересные места, в их числе - гонка в Лондоне, которую давно и безуспешно пытается организовать для Формулы-1 Берни Экклстоун. А следующий раунд чемпионата Формулы-Е 2014-2015 года пройдет через 2 месяца, 22 ноября 2014 года в новом административном центре Малайзии - Путараджае.
Все материалы про Формулу-Е
Автор: Богдан Котт
http://www.ao.by/publications/articles/articles_964.html