Alibaba: как зарабатывает китайский интернет-гигант Alibaba вполне может быть самым большим бизнесом, о котором вы никогда не слышали.
Несмотря на то, что компания доминирует на китайском интернет-рынке, она пока не достигла такого успеха в глобальном масштабе.
Но выпуск ее акций на Нью-Йоркской фондовой бирже, который ожидается на следующей неделе, может все изменить. Этот бренд может стать в один ряд с такими онлайн-гигантами, как Facebook, Amazon и eBay.
Чем занимается Alibaba
Марк Броад
Бизнес-корреспондент ВВС News
Пожалуй, проще перечислить то, чего группа Alibaba не делает. Марк
Первым бизнес-проектом компании стал веб-сайт alibaba.com, созданный основателем компании Джеком Ма в 1999 году. Сайт помогает объединять экспортеров в Китае (и других странах) с компаниями в более чем 190 странах по всему миру.
Система позволяет компании из Великобритании найти производителя в Китае, который будет производить и поставлять определенный диапазон товаров.
Сайтами Alibaba пользуются не только бизнес-компании. Компании также принадлежит taobao.com, крупнейший в Китае сайт онлайн-торговли, и tmall.com, который предлагает широкий выбор фирменных товаров для среднего класса, который начинает формироваться в Китае.
На этом деятельность Alibaba не заканчивается: компании также принадлежит система онлайн-платежей alipay.com, которая работает наподобие Paypal.
Она также имеет большую долю в Sina Weibo, китайской версии Twitter, и онлайн видеопровайдера Youku Tudou, работающего по аналогии с YouTube.
Компания предлагает интернет-маркетинг, "облачные" сервисы и операции по логистике.
Рост Alibaba в ее основной деятельности позволил компании выйти на новые горизонты. Она недавно купила контрольный пакет акций в кинобизнесе и 50% в успешном китайском футбольном клубе - "Гуанчжоу Эвергранд".
Возможно, самое главное - компания имеет планы по работе в банковском секторе.
Почему Alibaba стала успешной
Ростом от стартапа с командой 18 человек в 1999 году до международной компании, в которой работает 22 тыс сотрудников, Alibaba обязана своему умению разбираться в интернет-коммерции. На ее долю приходится 80% всех розничных онлайн-продаж в Китае.
Сейчас у Китая более 600 млн интернет-пользователей у населения в 1,3 млрд человек.
В то же время в США насчитывают 277 млн интернет-пользователей, а в Европе - 546 млн.
Alibaba использовала этот онлайн-рынок, который быстро развивался, и стала пионером развития технологии смартфонов в стране и теперь контролирует более 75% общего мобильного ритейла в Китае.
Исследовательская компания Forrester прогнозирует, что количество смартфонов в Китае вырастет до 740 млн до 2017 года.
И хорошей новостью для Alibaba является то, что потребители все чаще совершают онлайн-покупки с помощью своих телефонов.
Согласно данным Internet Society of China ожидается, что мобильные онлайн-платежи до 2015 года превысят сумму 14,5 трл. долларов.
Как Alibaba зарабатывает деньги
В отличие от eBay, Alibaba не взимает плату за размещение товаров. Вместо этого она получает значительную часть своих доходов от рекламы на своих многочисленных сайтах.
Согласно последней декларации Alibaba в США, ежегодно сервисами компании пользуются 8,5 млн активных продавцов и 279 млн активных покупателей, которые делают 14,5 млрд заказов. Не трудно понять, почему рекламодатели считают сайты Alibaba настолько привлекательными.
В то время как компания просто объединяет клиентов и продавцов, принимая лишь небольшую комиссию, для обеспечения работы системы ей не нужна огромная инфраструктура.
Alibaba по сравнению с другими
Онлайн-рынки сейчас часто характеризуются валовым объемом товаров (GMV), который измеряет стоимость проданных единиц товара, и поэтому рассматривается как показатель размера бизнеса.
По состоянию на 30 июня 2014 Alibaba задекларировала GMV в размере 296 млрд долларов, что почти в четыре раза превышает показатель eBay за 2013 год. Amazon не обнародует свою цифру GMV, но по приблизительным оценкам в прошлом году она составляла 100 млрд долларов.
Доходы этих компаний базируются на сборах и процентах, выплачиваемых с каждой покупки. По этому показателю, производительность Alibaba все еще отстает от двух других гигантов электронной коммерции.
Однако именно прибыльная бизнес-модель Alibaba нравится многим инвесторам.
Операционная рентабельность компании - мера ее эффективности - намного превышает показатели ее соперников.
Кто в доме хозяин
Не каждый директор компании может носить кожаную одежду, парик с ирокезом, кольцо в носу, красить губы и петь песню Элтона Джона Can You Feel the Love Tonight? 16 тысячам своих сотрудников.
Однако именно так основатель Alibaba Джек Ма отпраздновал 10-летие компании.
Ма основал компанию в 1999 году, имея 60 тыс. долларов, которые он собрал с помощью 80 друзей в Ханчжоу на юге Китая.
Сейчас его 7,3% акций Alibaba, по данным Bloomberg, оцениваются в 22 млрд долларов.
В январе Ма заявил, что покидает пост исполнительного директора и передал управление компанией давнему сотруднику компании Джонатану Лу Чжаоси.
http://www.bbc.co.uk/ukrainian/ukraine_in_russian/2014/09/140916_ru_s_alibaba_company.shtml