Это мои копейки в тему о полезности и бесполезности обучения.
А по теме списывания, у меня есть пара примечаний. А дальше надо еще подумать.
Списывание - это только следствие.
Причины
- в желании получить лучшую оценку при меньшем знании
Причины незнания разные
(1) не способен к абстрактному мышлению
(2) считает эти знания лишними
(3) просто лень
- в возможностях. Вероятность, что застукают, весьма мала. Свои не сдадут, учителя тоже часто благосклонны. Зато выгода от списывания значительно выше и рисков, и чувства справедливости.
Это, что касается списывающего.
Если об общественном мнении, совершенно не взволнованном, то тут мотивы разные.
- Соратники не сдадут. И здесь большую роль играет менталитет. Почему в Европе или Америки не многие списывают? Очень рискованно. Любой может указать на нарушителя. Даже свои.
У нас же для этого есть термин "стукачество" и оно серьезно осуждается. Мы это обсуждали в другой теме. Личных угроз в списывании соратника одноклассники не видят. В крайнем случае, может дойти до объяснений тет-а-тет. И очень редко, когда уйдет дальше.
- У учителя мотивы относиться к списыванию без рвения тоже есть. (1)Не профильный или не слишком важный предмет. (2)Уровень оценок учеников - это уровень учителя, что играет роль при переаттестации. (3) Обычная халатность и равнодушие.
- А все остальные, общество? Тут работает тот же менталитет. Нарушать "мелкие" законы и правила, те, в которых народ не видит угроз и смысла - национальная традиция. "А что серьезного в списывании? Жизнь всех расставит на свои места." Так думаю многие. Правы ли?
По теме списывания вы не учитываете еще ряд причин. Учитель должен укладываться во временные рамки программы, это сейчас все жестче контролируется чиновниками сверху, учителя за это могут даже наказать. Усвоили дети или не усвоили, а с детьми всякое бывает, может выспыхнуть эпидемия гриппа, никого это не волнует, дополнительное время на закрепление не предусмотрено. Учитель, конечно, может остаться после уроков, но ему за это не заплатят, нагрузки у некоторых сейчас в разы больше положенного, низкая зарплата, а дома семеро по лавкам. А у родителей нет денег на репетиторов, сами не могут объяснить, ребенок сам тоже не понимает. Вот и возникают у детей в знаниях лакуны.
Кроме того, чиновники гонятся за высокой успеваемостью, им вынь да положь, попробуйте поставить двойку за год, вас со свету сживут. В такой ситуации учитель должен дать ребенку бесплатные консультации, независимо от того, что послужило причиной двойки, может ребенок всю четверть отдыхал с родителями на Канарах. Захочет ли учитель в такой ситуации возиться с двоечником? Он получит по голове от администрации школы. У него будут проблем с переаттестацией. Проблемы будут и у школы. Чиновники в местном департаменте тоже не хотят проблем от вышестоящих чиновников, им надо рапортовать о высоких результатах, все давят на учителя, поэтому ему проще притвориться, что все в порядке.
Не все учителя готовы работать за десять копеек. Некоторые сейчас работают ровно настолько, насколько государство оплатило их работу. Мне одна коллега сказала: понизят зарплату - тетрадки дома проверять не буду, буду делать это в классе в общем порядке во время урока, да, это нехорошо, но мне не нравится, когда государство решает проблемы из моего кармана. Хотя наше правительство рапортует о повышении зарплат учителям, сейчас в Москве ситуация сложилась таким образом, что в обычных школах зарплаты действительно выросли, а в школах с высокими результатами, где требования к учителям высокие, детям помимо программы проводят всякие семинары и консультации, зарплаты упали, лучшие школы города теперь составляют петицию в департамент образования. Они стали проигрывать от подушевого финансирования.
Еще есть проблема в виде родителей, раньше у школы и учителей был хоть какой-то статус, теперь у некоторых родителей, причем независимо от их дохода, учитель что-то вроде прислуги. Они открывают дверь в школу ногой, всех оскорбляют и пишут кляузы, управы на них никакой законом нынче не предусмотрено. Родители сейчас не смущаются требовать от учителя более высокой оценки. Приходят и требуют поставить три, вместо два. Угрожают. Если учитель в чем-то провинился, его могут вызвать на педсовет, выговор сделают или оштрафуют, а перед родителем школа бессильна, даже принести извинения его и то нельзя заставить.