Закон о статусе бюджетных учреждений вступит в силу с 1 января 2011 годаОтмена бесплатного образования и медицины или улучшение этих систем?
Финансирование бюджетных организаций, в том числе, муниципальных школ и медучреждений будет сокращено, но им предоставят право зарабатывать самим.
Школы и больницы получают право официально оказывать платные услуги. Бесплатный минимум сохранится. Вопрос - каким он будет. Ответить не может никто. Потому что в законе он не прописан. В некоторых СМИ даже назывались такие варианты: три бесплатных урока, закон божий, физкультура и пение. С другой стороны, уже сейчас образование и здравоохранение являются бесплатными частично. Врача лучше искать по знакомым и платить ему лично. В школах родители финансируют ремонт, охрану, дополнительные занятия. Уровень бытовой коррупции в образовании и здравоохранении чудовищен, а материальная база - ниже среднего. Решить эти проблемы и должен новый закон, считает ведущий эксперт Центр политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов:
"В преддверии выборов было бы крайне сложно провести такой непопулярный, но, при этом, необходимый проект, потому что нынешняя бюджетная система начинает увеличивать собственные расходы. Если этот вопрос бюджетных организаций не решить в течение ближайших двух лет, она рухнет сама собой. Потому что недофинансированность образования, я уж не говорю о недоукомплектованности, недофинансированность здравоохранения достаточно высокая. Если сейчас не сделать, то потом это нельзя будет сделать по политическим причинам, потому что никто же будет запускать данный проект в преддверии выборов. Плюс ко всему, есть проблема дефицита бюджета, который тоже, несомненно, является очень знаковым и решающим в данном вопросе".
Региональные администрации обнародовали пояснения к закону. Так отмечается, что образовательному учреждению
новый автономный статус дает возможность зарабатывать за счет организации факультативов, кружков и секций. А обязательный объем предметов будет бесплатным. Между тем, петербургские СМИ пишут, что в некоторых городских гимназиях родителям уже объявили, что после перехода на новую систему им придется ежемесячно платить как минимум по 5 тысяч рублей. Эксперты говорят, что сама идея закона очень хорошая, но вот ее реализация может быть такой же, как и проекта монетизации льгот. Нужны нормально работающие регулирующие органы, которые должны следить за тем, чтобы платные услуги не были навязанными и необоснованны. За этим же должен следить и руководитель бывшего муниципального, а ныне автономного учреждения. Он должен быть управленцем, отметила член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева:
"Разные функции директора школы, главварча больницы. Их главная задача и главная функция это лечение или обучение. Они должны подобрать педагогический коллектив, коллектив врачей, они должны определить методики. Совсем другое дело предлагать услугу на рынке. Директора очень успешных школ категорически против этого закона. А потом как школа должна зарабатывать? Если она будет предлагать образовательную услугу, то платить будут родители. Если она будет предлагать услугу, которая вообще к образованию не относится, то это значит, что имущество школы будет использоваться в совсем других целях".
Противники законопроекта также отмечают, что закон о статусе бюджетных учреждений позволит без особых проблем закрывать эти самые учреждения. Чтобы работать в новых условиях,
школа и больница должна быть полностью укомплектована. Закон вступит в силу 1 января 2011 года. Но первые полтора года его действия обозначены как переходный период. Тогда начнется, по словам противников документа, полная неразбериха. А в итоге анекдот о том, что лишь 5% американских школьников могут показать на карте Россию, а в России с этим заданием справляется 30%, станет правдой жизни. Их оппоненты возражают, что с нынешней зарплатой врачей и учителей представителей этих профессий скоро вообще не останется.