Автор Тема: Сказки про Гоби  (Прочитано 12566 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Xiyanjie

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1240
  • Карма: 35
  • Пол: Женский
Сказки про Гоби
« : 02 Декабря 2008 04:55:24 »
http://trombicula.narod.ru/Expedit/Gobi.htm

Сказки про Гоби

...А теперь самое время заняться полезным делом - надо хоть раз в жизни порушить легенды, придуманные общественным сознанием или твоими предшественниками, а пустующее место занять собственными байками - честными и красивыми!

Легенда 1: Гоби - самое пустынное и скучное место в Центральной Азии - нет ни растений, ни зверья, ни (тем более!) людей: один ветер туды-сюды гуляет по плоской равнине марсианского вида.

Вообще, слово "гоби" на монгольских картах и в словарях мне найти не удалось - вместо него фигурирует слово "говь". Это такая пустынная территория sensu lato, без конкретной локализации в пространстве (Let Gobi live in your soul!). Не обязательно пустыня - собственно пустыня будет "цол" или "цол говь", а полупустыня - "говь нутаг" (типа Гоби, ну так...). Соответственно, в пространстве оных гобей (= говей) изрядное количество: на западе есть Хойсын-Гоби и Шоргын-Гоби, на юго-западе (в Джунгарии) - Номин-Гоби, и т.д. Но мы преодолели соблазны объехать их все, и поехали в главную, мимо которой не промахнешься и ни с какой другой не спутаешь.

Когда движешься из Улан-Батора на юг, изменения окружающего ландшафта отслеживаются с трудом - настолько они незаметны. Лишь по фотографиям, сделанным с разницей в день пути, замечаешь, как луговые степи сменяются сухими, и вот уже вокруг полупустыня - злаковники растут только отдельными пятнами, да это уже и не ковыль, житняг или типчак, а чий, жесткий и грубый, как стальная проволока. Когда нам приходилось расчищать от него полянку в два квадратных метра, не помогали ни нож, ни лопата - пришлось резать травинки у их основания садовым секатором. И наконец, появляются карагана и тамарикс - предвестники приближающейся пустыни. Собственно пустыня начинается за городком Мандал-Говь ("святая", значит!).

Действительно, большая часть Центральной Гоби - равнина, плоская или холмистая, со слабыми следами растительности, которая скорее стелется по поверхности, чем растет. Чаще всего глинистая или каменистая, пески встречаются намного реже. Да и в этом случае, большие подвижные барханы мало где увидишь - как правило, встречаются пески закрепленные - как будто это гряды невысоких холмов или дюн, поросшие караганой и изрытые полевками, песчанками и тушканчиками. Но среди этого пустынного безумия нет-нет да попадется ложбина между холмов, вся синевато-зеленая и цветущая, или сухое речное русло, петляющее по неглубокому каньону, а то пересекаешь сглаженные цепочки гор или плутаешь среди песчаниковых останцов. Ради таких мест по пустыне и едешь.

По части зверья примерно то же. Впрочем, стада куланов в 100-150 голов и маленькие группы дзеренов попадались и в самых запредельно нежилых местах - бегут себе по своим делам, видать знают, куда и зачем. Но ближе 50 м они, сволочи, не подпускают - фотографировать приходилось телевиком с движущейся машины. Разумеется, в пересеченной местности всего поболе - канюки-курганники и зайцы-толаи, хомячки Роборовского и полуденные песчанки, рябки и несметное количество ящериц (до 4 видов в одной точке). И совсем отдельное дело - деревья в пустыне. Нам попадались группы хайлясов (гобийских вязов), деревьев до ста, которые растут по сухим речным каньонам. Такой пейзаж сильно напоминает саванну, причем каждое дерево - 1-3 метра в диаметре, редко меньше метра, и 6-20 м в высоту. Каждый хайляс - это такой крутейший оазис жизни, весь в дуплах, где хоронятся мелкие грызуны и летучие мыши, а бабочки, жуки и клопы чуть не гроздьями висят по веткам. И самое прикольное, что практически отсутствуют молодые деревья (а всем этим, наверное, лет за 50) - вероятно, весь подрост уничтожается козами и овцами.

Что касается местных жителей - конечно, плотность населения тут наименьшая по стране и маршрутному учету не поддается. И всё же, почти на каждой стоянке являлись гости. Монгол сидит себе на лошади и обозревает окрестности через половинку бинокля. Черт его знает, как он нас опознает - пыльный след от машины в воздухе, наши голоса по ветру, посыльные ящерицы и трясогузки, а может просто обычное сарафанное радио. Отчасти такие манифестации объяснимы нашей собственной активностью - подъехать к юрте, расспросить, как да что. Когда дело было под вечер, пару раз после таких разговоров араты резали для нас барана, находили место, где мы остановились ночевать, и угощали десятками свежеприготовленных мясных деликатесов. Один раз, в р-не Ада-Цага, зашёл разговор о сурках-тарбаганах, а для монголов это тоже деликатес. Один парнишка тут же, не мешкая, взял ружжо, сел на коня и вскоре вернулся с сурком кило на три. Его освежевали, выпотрошили кишки и приготовили, закладывая в нутро горячие камни (а шкуру после закладывания камней опять зашивают). В результате, через пару часов после неосторожного проявления любопытства мы были накормлены сурчатиной (несмотря на то, что отъехали километров на 10). А если стоянка экспедиции располагается неподалеку от кочевья, ежедневные приглашения на обеды-ужины почти гарантированы.

Легенда 2: Гоби - самая безводная пустыня Палеарктики: дождей нет по много лет и никакой воды не найти на сотни километров.

Я никогда не забуду свой первый вечер в этой пустыне, поскольку он сопровождался грозой и пыльной бурей одновременно! Мы долго не верили сгущающимся тучам, хотелось думать, что это сумерки такие. Когда поняли, в чем дело, и бросились ставить единственную пригодную для таких условий палатку, до грозы оставалось минут пять, и успели с превеликим трудом. Экспедиционная практика предыдущих поколений показала, что абсолютное большинство используемых нами на севере палаток не жизнеспособны в условиях шквального ветра и годятся только для рекламной открытки. Зато тентовые брезентовые палатки 3.5x2 м, страшные и неуклюжие, как правило с ним справляются. Понятное дело, снабжены они веревками толщиной с черешок лопаты и такими же стальными 50-сантиметровыми кольями (без кувалды не забьешь даже в песок). Если со внутренней стороны хорошо прижать края такой палатки 20-30-килограммовыми вьючными ящиками, очень даже можно жить! Только главное не забыть вовремя застегнуть вход - мы поленились застегнуть все петли, в результате одну мгновенно оторвало, а остальные заново застегивались втроем в течение пяти минут - ветер с водой и камешками в рожу, и стойкое ощущение, что вот-вот взлетишь. Но надо ли говорить, что на утро после такого буйства ни малейших следов воды не остается, а небо белёсо и горячо? Появляется повод сомневаться, было ли все на самом деле... Однако уже на следующий вечер удовольствие повторилось.

Но как оказалось, мы застали пустыню в период фенологической весны - за август выпадает около трети годовой нормы осадков. Поэтому всё цветёт не в апреле (как где-нибудь в Каракумах), а почти под осень. А что делается в мае-июне, когда осадков меньше примерно на порядок, могу только гадать.

Итак, сухие русла кое-где становятся заметно мокрее, вплоть до луж, но правды в них нет. А правда содержится в колодцах, которых довольно много. На приличной карте через каждые 30-40 км увидите колодец. Некоторые из них даже снабжены ручным приводом - качать ручку вверх-вниз или ходить по кругу и крутить. Но вот глубина! - 20-30 м, мне кажется, не предел. Правда, такое приходилось видеть только в центральной части Гоби, где вообще нет источников воды на поверхности. Рассказывают, что большинство глубоких колодцев и скважин было сделано только в 60-70-е годы, большими белыми братьями, в рамках программ международной помощи прогрессивным аратам. А ближе к краям пустыни всё не так сурово - начинают появляться родники, но обычно они напрочь лишены всей той романтики, которую им приписывают. Грубо говоря, Монголия - одно большое пастбище. Естественно, араты не пропускают воду в пустыне, и все подходы к воде предельно истоптаны - водопой, и не более. Вода пробивается на дне глинистого овражка или среди песчаных горок, поросших караганой, в виде мутноватых лужиц, эти лужицы лениво перетекают одна в другую, и метров через сто всё уходит в землю. Поэтому воду мы везде предпочитали брать в колодцах. За один раз наполняли 4 классических 40-литровых бидона, и этого количества на пятерых хватало примерно дня на полтора-два.

И всё же, обнаружилось несколько более приличных мест. Один правильный родник находится рядом с китайской границей и используется как стратегический источник воды для погранзаставы. Поэтому селиться там нельзя и скотов поить тоже. А энтомологам пастись можно. Разумеется, я там изрядно потоптался и набрал полный короб невиданных шестиногих тварей (можно только гадать, где находится такой же ближайший остров...). В другом месте изрядный почти нетронутый родник протекал через ровный песчаный участок, и мы весьма оттянулись, выкопав для себя проточную ванну посреди пустыни.

Что же касается жары, якобы неизменного спутника пустынь - мне показалось, что этот чёрт не из самых страшных. Во-первых, очень сухо - влажность 10-15%, а может где и того меньше. Выстиранная одежда вечером высыхает за час-полтора при 20 град.С. Впрочем, в Улан-Баторе практически так же. Посему +40-45 воспринимается как нечто вполне терпимое. С другой стороны, обычно было прохладнее - 30-35, не более. Может, повезло, и две гобийские недели в первой половине августа оказались мягкими. Во всяком случае, на севере Монголии, да и на Орог-Нууре (долина озер, Гоби-Алтай) дневное время с 12 до 18 было куда более жарким и многотрудным. Если многие и считают монголов лентяями, очевидна одна из причин оного - днём что-либо разумное делать затруднительно, сплошная сиеста.

Легенда 3: В Гоби нет дорог, один песок туды-сюды гуляет: заедешь - не выедешь.

Дороги с малейшими признаками окультуренности в этой части Монголии мне наблюдать не довелось, хотя, например, в северной половине страны асфальтированные трассы - отнюдь не редкость. Здесь же даже грунтовку увидеть невозможно (несколько мелких городков, типа Сайн-Шанд'а, не в счет), да они и ни к чему - проехать можно ну не везде, конечно, но уж по большинству желаемых направлений, это точно. Вот и получается, что дороги в Гоби - как тропинки в лесу. Они есть везде там, где ездят, а не наоборот! Самые оживленные трассы - многорядные: это значит, что колеи, общим числом до десятка, идут параллельно в полосе метров 100. Между прочим, довольно сложно отслеживать развилки - какая-нибудь колея понемногу уходит в сторону, и вот ее уже и нет! Ещё одна закономерность: более накатанная дорога из двух - обычно не трасса, а подъезд к ближайшему гэру (= юрте). "Автосервис" только в сомонах (посёлочках-райцентрах), и там же автозаправки. По своей дикости заправки превосходят даже среднеазиатские, не говоря уже про наши. Как правило, если хочешь залить бензин в бак - крути ручку заправочного аппарата. К тому же литры обычно маленькие, и в 200-литровый бак легко влезает 250 л.

Из транспорта больше всего мотоциклов (отсутствие мотоцикла в семье аратов - это показатель крайней бедности) и уазиков (последние часто в монголизованном виде - с берёзовыми рессорами). Как выяснилось, есть и рейсовое сообщение - ежедневные автобусы из Улан-Батора в столицы аймаков (это административные единицы по размеру как наши области, а их центры напоминают видом наши райцентры), а оттуда 1-2 раза в неделю ходят маршрутки в каждый сомон (как наш район с поселковым центром как наш сельсовет). Но всего этого не видишь, да и вообще траффик невелик - настолько, что две встречные машины обычно останавливаются побазарить.

А вот с ориентировкой действительно бывали проблемы, и немалые. Даже несмотря на то, что у нас с собой имелся полный комплект генштабовских карт для региона (2- и 5-километровки, ныне рассекреченные, с великолепной орографией и всеми прочими подробностями). Карты эти были изданы 20-25 лет назад. Местность за это время мало изменилась, но вот дороги... Они ползают по пустыне, аки змеи - старые зарастают, новые появляются. Кочевья и посёлочки, понятное дело, тоже на месте не стоят. Остается рельеф, а он весьма пологий, и горизонтали на карте не спасают. Раньше местами стояли триангуляционные знаки, а теперь они тоже остались преимущественно на картах. Залезаешь на кабину, смотришь во все стороны в бинокль, пытаясь за что-нибудь уцепиться взглядом. После этого слезаешь, переворачиваешь явно ненужную карту и читаешь на обороте подробные рекомендации для проведения боевых действий в пустыне, причем именно в данном конкретном районе. Эх, повоевать бы с кем! - тоска, и ни одной души за полдня... В общем, ориентировались всё больше по опросам местного населения. Так что, господа путешественники, соберётесь в Гоби - без GPS'а не езжайте!

Кстати, "пески" и "пустыня" в обыденном сознании и географических названиях, как я понял, сильно не одно и то же: как мы убедились, пески зовутся "элс" и могут не входить в состав очередной "гови", а граничить с ней. В общем, без бутылки архи не разберешься!

Но что касается ветра - он был всюден и вечен: безветреные дни и ночи можно было пересчитать по пальцам одной руки.

Гоби показалась мне одним из тех мест Монголии, куда почти не добралось губительное влияние цивилизации (в русском исполнении). Хлеб и прочие простецкие мучные изделия купить почти нигде не удавалось (мука привозится в каждый сомон - лепёшки делать и добавлять в разные сугубо монгольские прелести, но готовый продукт - проблема!), про овощи и фрукты можно только мечтать (их сюда и не повезут даже - всё равно никто есть не станет, мясо-молочная цивилизация!). Водка (архи) есть, и самогонка тоже встречалась, а вот весь айраг (= кумыс) остался в степной зоне. Для кумыса лошади надобны. Много лошадей. А они в пустыне почти не культивируются. Поэтому остаётся вспоминать Хангай и Селенгу, и довольствоваться архи (а как известно, архи без айрага - деньги на ветер!). Да и народ, по-моему, живёт победнее, чем в других частях страны (лишнее свидетельство того, что не обилие слабоалкогольной продукции губит население, а как раз ее отсутствие!).

Гобийские сомончики - отдельная тема. Десятка два 1-2 этажных каменных домишек, включая школу, 2-3 магазина, еще юрты и сараи за заборами - вот и все обязательные элементы обстановки. Иногда стоит памятник или бюст местно-локальному герою, а в 50 метрах от него - новопостроенный буддийский храм и субурханчик. Ободранный памятник лошади (верблюду, овце, козе) - тоже вполне нередко и в тему. На шее каждого такого увековеченного зверя - голубая шелковая лента, символ святости.

Ну вот, перечитал написанное и понял, что оно не дает никакого представления о том, что почём. Сказал не то, что знаю, а то, что смог.
...

«Через искусство возникает то, форма чего находится в душе» Аристотель.
"Заблуждение не перестаёт быть заблуждением от того, что большинство разделяет его"

Оффлайн Xiyanjie

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1240
  • Карма: 35
  • Пол: Женский
Re: Сказки про Гоби
« Ответ #1 : 02 Декабря 2008 05:07:45 »
Гоби. ОЛГОЙ-ХОРХОЙ

Об олгой-хорхое с древних времен передается предание как о толстом червяке длиннее и толще руки, который обитает южнее Алтайских гор в безлюдных местах, где есть песчаный песок. Убивает жертву смертельным укусом или электрическим разрядом. Никто из ученых толком не знает его внешнего вида и свойств. В 1922-1929 гг. американская экспедиция среди прочего интересовалась сведениями об олгой-хорхое. В конце 1990-х годов поисками олгой-хорхоя на протяжении нескольких сезонов занимались польские зоологи. Они на основании расспросов местных кочевников пустыни пришли к выводу, что, вероятно, существует три вида неизвестных современной науке пустынных червей, но так и не смогли найти подлинных их следов. Однако среди экспонатов в музее пади Елым-Ам, горы Гурван-Сайхан, в настоящее время есть чучело-макет олгой-хорхоя. О загадочном олгой-хорхое в Заалтайской Гоби сообщал также палеонтолог и писатель И. Ефремов: «Среди жителей Гоби издавна распространено предание о большом и толстом черве (олгой — толстая кишка, хорхой — червяк), свыше полуметра длиной, живущем в недоступных песчаных местах Гобийской пустыни. Его можно видеть только в самую жару, в июне-июле, позднее он зарывается в землю и спит.

Рассказы об этом животном совпадают. Олгой-хорхой известен как очень страшное существо, обладающее непонятной убийственной силой, способной поразить насмерть прикоснувшегося к нему человека. Никто из ученых исследователей не видел необычного червя, но легенда о нем так распространена и так единообразна, что, нужно думать, в её основе действительно есть какое-то чрезвычайно редкое, вымирающее животное, вероятно, пережиток древних времен, уцелевший теперь в самых пустынных уголках Центральной Азии.

Рассказы о таинственном олгой-хорхое были популярны и среди участников нашей экспедиции. Понятно, что после этих «страшилок» даже на песчаных барханах моментами становилось неуютно, особенно когда, наяву и живой, встречался необычный песчаный червь, там, где ему питаться нечем. С нами не было биолога, чтобы развеять наши недоуменные вопросы. На барханах Хонгорын-Элс в руки к нам попал молоденький светло-желтый червяк, имеющий спереди шесть длинных лапок вокруг большого рта, практически по диаметру всего туловища, по три с каждой стороны рта, которыми он проворно зарывал себя в песок прямо на наших глазах. Его членистое тело было длиной не больше спичечного коробка, но вдруг где-то под нами затаилась его взрослая мама!

 Кроме олгой-хорхоя, красных и желтых скорпионов, не менее часто встречаются в рассказах таинственные волосатые алмасы и «дьявольские» ночные огни. Сведения о таинственных волосатых людях были известны давно. Европеец Ганс Шительбергер, находившийся некоторое время в свите монгольского князя Едигея, так описал в 1427 году диких людей Центральной Азии: «Высоко в горах обитает дикое племя, не имеющее ничего общего со всеми остальными людьми. Шкура этих существ покрыта шерстью, которой нет лишь на их ладонях и лицах. Они скачут по горам, как дикие звери, питаются листвой, травой и всем, что удается отыскать». Шкуру алмаса видел в одном из буддийских монастырей, расположенных в пустыне Гоби, Н. Рерих во время своей центрально-азиатской экспедиции. По сообщениям монголов, в пустынных горах Цагаан-Богдо водятся прямоходящие, волосатые существа ростом 1,2-1,3 метра. Легенда добавляет, что алмасы отлично понимают человеческую речь, живут в неприступных скалах, где у них имеются благоустроенные жилища, человеку они не показываются и ходят на задних лапах. Наш проводник охотно рассказал о человеке, который в конце 1970-х годов 4 года прожил в пещере в плену у самки алмаса. Из-за того, что самка непрерывно лизала ему спину, у него там выросли густые волосы. «Этого человека зовут Самдан, все знают об этом», — этими словами монгольский проводник закончил длинный рассказ об этом случае. Но, как и в случае с олгой-хорхоем, кроме косвенных подтверждений, в виде рассказов местных жителей да редких слепков с непонятных больших отпечатков босых ног, никаких других доказательств существования алмасов в действительности пока не обнаружено.

 В ближайшее время я снова возвращаюсь в Монголию. Будет ли это очередной поиск следов Империи Чингисхана, или погоня за ускользающими «дьявольскими огнями» в ночной пустыне, покажет время.

 
Сергей ВОЛКОВ
http://www.rusautotravel.ru/another/mongol/olgoi-horhoi.htm
«Через искусство возникает то, форма чего находится в душе» Аристотель.
"Заблуждение не перестаёт быть заблуждением от того, что большинство разделяет его"

Оффлайн Lankavatara

  • скиф
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 6939
  • Карма: 116
  • Пол: Мужской
  • Skype: lankavataraa
Re: Сказки про Гоби
« Ответ #2 : 02 Декабря 2008 05:09:11 »
фото?
Кирилл и Мефодий - первые люди, догадавшиеся сменить кодировку. До этого все писали транслитом.

Оффлайн Xiyanjie

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1240
  • Карма: 35
  • Пол: Женский
Re: Сказки про Гоби
« Ответ #3 : 02 Декабря 2008 05:16:14 »
фото?

По всей видимости автор попытался обойтись словами.  :)
«Через искусство возникает то, форма чего находится в душе» Аристотель.
"Заблуждение не перестаёт быть заблуждением от того, что большинство разделяет его"

Оффлайн Xiyanjie

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1240
  • Карма: 35
  • Пол: Женский
Re: Сказки про Гоби
« Ответ #4 : 03 Сентября 2010 18:03:49 »
Радиостанция «Голос России»

МОНГОЛЬСКИЙ ЧЕРВЬ-УБИЙЦА

Сегодня мы расскажем вам о загадочном черве-убийце, которое обитает в пустыне Монголии.

Речь идет о гигантских червях, способных убивать на расстоянии, выбрасывая смертельный яд или сражая свою жертву электрическим разрядом при соприкосновении. Долгое время это животное считалось частью монгольского фольклора, но недавние экспедиции в пустынные области юга Гоби, похоже, нашли подтверждение тому, что это загадочное создание действительно существует.

Множество людей уверяют, что видели их. Оно выходит из больших трещин в земле совершенно неожиданно. Своим необычным видом напоминает внутренности животного. На теле этого существа невозможно различить ни головы, ни рта или глаз. Но все же - это живая и смертоносная тварь!

Монгольский исследователь Дондогийн Цэвэгмид даже высказывает предположение, что существует не одна разновидность этого червя, а, по крайней мере, две, так как местные жители также часто говорят о "шар-хорхое", "желтом черве". В одной из своих книг ученый упоминает об истории погонщика верблюдов, который встретился в горах Тост лицом к лицу с такими шар-хорхоем. В один момент удивленный погонщик вдруг с ужасом заметил, что из отверстий в земле лезут желтые черви и ползут по направлению к нему. Обезумев от страха, погонщик рванулся бежать, и тут обнаружил, что его пытаются окружить почти полсотни этих червеподобных существ. К счастью, бедняге все же удалось спастись.

Иван Макарле, чешский писатель и журналист, автор многих произведений о загадках Земли, был одним из тех, кто пошел по следу этого загадочного существа, настолько мало известного, что большинство криптозоологов и исследователей природы до сих пор не считают его чем-то реальным. В 90-х годах Макарле вместе с доктором Ярославом Прокопецом, специалистом по тропической медицине, и оператором Иржи Скупеном провел две экспедиции по следам олгой-хорхоя, т.е. черве-убийце. Им не удалось поймать живьем ни одного экземпляра червя, но зато они получили многочисленные доказательства его реального существования, что позволило даже провести на чешском телевидении целую передачу под названием "Загадочный монстр песков".

Это была не единственная попытка разгадать тайну существования этой твари; летом 1996 года другая группа - тоже чехи - во главе с Петром Горким и Миреком Наплавой прошли по следам олгой-хорхоя добрую часть пустыни Гоби. Олгой-хорхой по-монгольски значит "кишечный червь", и это название указывает на его внешний облик, очень похожий на кишки, - темно-красного цвета, чуть больше полуметра длиной. Местные жители утверждают, что он способен убивать на расстоянии, выбрасывая из себя едкий яд, а также при прямом соприкосновении с несчастной жертвой - с помощью удара током.

Изолированное положение Монголии в 20-ом веке и политика ее коммунистических властей сделали её фауну практически недоступной для зарубежных зоологов, кроме советских. Но тем не менее в 1926 году американский палеонтолог Рой Чепмен Эндрюс рассказывал в книге "По следам древнего человека" о своем разговоре с тогдашним премьер-министром Монголии, который просил его поймать одного олгой-хорхоя (которых он называл аллергохай-хохай), потому как они убили одного из членов семьи восточного вельможи.

Через много лет, в 1958-м, советский писатель-фантаст, геолог и палеонтолог Иван Ефремов вернулся к теме олгой-хорхоя в книге "Дорога ветров". Он пересказал в ней все сведения, которые собрал по этому поводу, когда принимал участие в разведывательных экспедициях в Гоби с 1946 по 1949 год. Эти экспедиции проводились под началом академика Юрия Орлова. В своей книге среди прочих свидетельств Иван Ефремов приводит рассказ старика-монгола из города Даландзадгад, который утверждал, что эти существа живут в 130 километрах к юго-востоку от центра аймака. Но увидеть их можно в дюнах лишь в самые жаркие месяцы года, поскольку все остальное время они погружены в спячку. "Никто не знает, что они такое, но олгой-хорхой - это ужас", - говорил старый монгол.

Ефремов использовал эти истории о монстре песков в своем фантастическом рассказе, который изначально был так и озаглавлен - "Олгой-хорхой". В нем рассказывается о смерти двух русских исследователей от яда этих существ. История была целиком выдуманной, однако основывалась на многочисленных свидетельствах местных жителей-монголов об этих загадочных созданиях, населяющих песчаные области пустыни.

Многие исследователи, изучавшие свидетельства местных жителей и данные, собранные различными экспедициями, полагают, что речь идет о животном, совершенно неизвестном науке. Но зоолога Джона Л. Клаудси-Томпсона, одного из прославленных специалистов по пустынной фауне, некоторые черты олгой-хорхоя заставили предположить, что речь идет о разновидности змеи, пока еще неизвестной науке, но состоящей в явном родстве с vibora mortal australiana, которая сама представляет собой разновидность гадюки, распространенной в южном полушарии. Ее внешний вид похож на облик твари из пустыни Гоби и, кроме того, она тоже может губить свои жертвы, брызгая ядом на расстоянии.

Другая версия, защищаемая французским криптозоологом Мишелем Райналем и чехом Ярославом Маресом, говорит, что олгой-хорхой может относиться к рептилиям-двуходкам, правда, лишившимся лап в ходе эволюции. Эти рептилии могут быть красного или бурого цвета, и у них очень сложно различить голову и шею. Основное возражение против этой гипотезы состоит в том, что никто не слышал, чтобы эти рептилии были ядовитыми или имели орган, способный производить электрический ток.

Еще одна версия допускает, что речь идет действительно о кольчатом черве, который приобрел особую защитную кожу в условиях пустыни. Известно, что некоторые из этих земляных червей способны брызгать ядом в качестве самозащиты. Как бы то ни было, олгой-хорхой остается загадкой для зоологов, еще не получившей ни одного удовлетворительного объяснения.

И, наконец, последнее предположение, высказанное остальными зоологами: загадочный червь песков Монголии не кто иной, как достигший огромных размеров гельминт.
«Через искусство возникает то, форма чего находится в душе» Аристотель.
"Заблуждение не перестаёт быть заблуждением от того, что большинство разделяет его"

Оффлайн Fu Manchu

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2567
  • Карма: 117
  • Пол: Мужской
ОЛГОЙ-ХОРХОЙ
« Ответ #5 : 03 Сентября 2010 18:10:02 »
ОЛГОЙ-ХОРХОЙ работа неизвестного художника,
помнится был фильм американский «Дрожь земли», там тоже действовали подземные черви-убийцы,
только не в пустыне Гоби а  где-то в штате Невада, хе-хе
« Последнее редактирование: 03 Сентября 2010 19:26:07 от Fu Manchu »
нежен ад

Оффлайн Parker

  • Spam-fighters
  • Заслуженный
  • *
  • Сообщений: 4856
  • Карма: 289
Re: Сказки про Гоби
« Ответ #6 : 03 Сентября 2010 18:13:10 »
...криптозоологом...

Классная профессия.

Оффлайн Fu Manchu

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2567
  • Карма: 117
  • Пол: Мужской
Re: Сказки про Гоби
« Ответ #7 : 03 Сентября 2010 18:27:31 »
Классная профессия.
не менее классная профессия - криптотаксидермист,
могут сваять чучело чупакабры, химеры, ктулху или там того-же олгой-хорхоя 8-)
нежен ад

Оффлайн Бадарчин

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1315
  • Карма: 43
  • Пол: Мужской
Re: Сказки про Гоби
« Ответ #8 : 03 Сентября 2010 18:30:17 »