Р и К сидели на трубе
Россия формализует нефтяное сотрудничество с Китаем12.04.2009 / АНДРЕЙ БИРЮКОВ, МАКСИМ ТОВКАЙЛО
Сегодня президиум правительства обсудит проект межправительственного соглашения о сотрудничестве России и Китая в нефтяной сфере. Документ готовили в Министерстве энергетики РФ вместе с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и отечественными нефтяными компаниями. После одобрения на президиуме правительства Минэнерго и МИД РФ начнут согласовывать документ с китайской стороной.
Необходимость в межправительственном соглашении назрела после того, как Китай согласился выделить ОАО «Роснефть» и ОАО «Транснефть» суммарно $25 млрд кредита ($10 млрд «Транснефти» и $15 млрд «Роснефти»). Средства выделяются в рамках подписанного в конце октября 2008 года российско-китайского меморандума о сотрудничестве в сфере ТЭКа. В обмен на кредит «Роснефть» будет осуществлять долгосрочные поставки нефти в Китай («Роснефть» продлила контракт на поставку нефти на 2011-2030 годы по 15 млн тонн ежегодно), а «Транснефть» построит ответвление в КНР от нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО).
Правительство латает трубы
Помимо нефтяного сотрудничества с Китаем президиум правительства обсудит сегодня реформу ЖКХ. Принятия каких-то судьбоносных для отрасли решений не ожидается: финансирование по сравнению с 2008 годом останется на прежнем уровне - около 500 млрд рублей (с учетом частных инвесторов). Основной проблемой остаются износ коммунальной инфраструктуры и расточительность потребителей (как населения, так и промышленности): в 2008 году потери воды составили 20%, тепла - 40%, электроэнергии - 25%. «Мы по сути греем атмосферу», - негодует чиновник правительства.
Исправить ситуацию с износом инфраструктуры призван Фонд содействия реформированию ЖКХ. Однако денег, которые он тратит (в 2008 году - 54,4 млрд рублей), для кардинального преобразования отрасли недостаточно.
Медленно идет процесс и создания товариществ собственников жилья (ТСЖ). Сейчас ТСЖ созданы только в 3,4% многоэтажных домов.
Предлагаемое российской стороной соглашение «заключается с целью реализации проекта по проектированию, строительству и эксплуатации нефтепровода Сковородино - Мохэ, который станет ответвлением от ВСТО. Длина планируемого отвода до границы с Китаем составит 67 км, планируемая мощность на первом этапе - 15 млн тонн в год. Причем Китайская государственная нефтегазовая корпорация (CNPC) уже профинансировала подготовку ТЭО российского отрезка нефтепровода от Сковородино. Свои затраты СNPC оценила в $37 млн.
Есть у китайцев и ТЭО на часть трубопровода от российско-китайской границы до Дацина, что в центре Маньчжурии. Протяженность китайской части трубы составит 960 км.
Проект межправительственного соглашения, который сегодня обсудит правительство, также предусматривает «освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины, НДС и сборов за таможенное оформление при ввозе (вывозе) необходимых для строительства нефтепровода стройматериалов и оборудования, а также транспортных средств и услуг китайской подрядной организации». Кроме того, соглашение устанавливает, что проценты и другие выплаты по предоставленным китайской стороной кредитам освобождаются от налогообложения в обоих государствах.
Напомним, что подписать межправительственное соглашение о строительстве ответвления от ВСТО в Китай страны планировали еще в ноябре 2007 года. Однако китайцы взяли самоотвод, так и не получив гарантий поставок нефти по нефтепроводу. Теперь, после выдачи «Роснефти и «Транснефти» кредита в счет будущих поставок нефти, такие гарантии появились.
ВСТО строится для транспортировки нефти на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Реализацию проекта предполагается осуществить в два этапа. На первом предусматривается строительство участка нефтепровода Тайшет (Иркутская область) - Сковородино длиной 2,4 тыс. км и сооружение нефтеналивного терминала на побережье Тихого океана мощностью 30 млн тонн нефти в год. От Сковородино до Тихого океана нефть планируется перевозить по железной дороге. Ранее предполагалось, что первая очередь ВСТО будет введена в строй в конце 2008 года. Однако теперь в качестве срока запуска системы называется четвертый квартал 2009 года.
На втором этапе предполагается строительство участка нефтепровода Сковородино - побережье Тихого океана и увеличение мощности морского терминала. Планируется, что в случае строительства ответвления на Китай в этом направлении будет поставляться 30 млн тонн в год, а по маршруту Сковородино - Тихий океан - 50 млн тонн.
В рамках проекта «Роснефть» и CNPC уже приступили к подготовке строительства нефтеперерабатывающего завода в Китае в рамках совместного предприятия. Мощность НПЗ составит 15 млн тонн в год, инвестиции в проект - $3,4 млрд.
Срок запуска - 2011 год.
http://www.gzt.ru/economics/2009/04/12/223004.htmlПравительство России в понедельник рассмотрит соглашение с Китаем о строительстве отвода от ВСТОМосква. 12 апреля. ИНТЕРФАКС-АНИ - Президиум правительства РФ рассмотрит на заседании 13 апреля вопрос о подписании соглашения между правительствами России и Китая о сотрудничестве в нефтяной сфере.
Как говорится в сообщении правительства РФ, данное соглашение предусматривает строительство и эксплуатацию отвода от нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО) в Китай. Отвод будет строиться от российской нефтеперекачивающей станции в Сковородино до китайской станции Мохэ.
Проект соответствующего соглашения подготовило Министерство энергетики РФ в рамках действия меморандума о взаимопонимании по сотрудничеству в нефтяной сфере между Россией и Китаем, подписанным в 28 октября 2008 года.
Мощность нефтепровода "Сковородино - Мохэ" составит 15 млн тонн нефти в год. Он будет состоять из сухопутных участков на территории России и Китая и подводного перехода через реку Амур. Нефтепровод создается с целью диверсификации экспортных потоков российской нефти с месторождений Западной и Восточной Сибири. Основным рынком сбыта нефти для данного маршрута является Китай.
Согласно соглашению, российская сторона предоставляет на 20 лет право доступа к нефтепроводу для осуществления поставок нефти в Китай ОАО "АК"Транснефть" и ОАО "НК "Роснефть" в целях обеспечения возврата кредитных средств, полученных в рамках заключенных с банком развития Китая кредитных соглашений. Кроме того, соглашение предполагает освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость и сборов за таможенное оформление необходимых для строительства нефтепровода строительных материалов и оборудования, транспортных средств и услуг.
http://www.interfax.ru/business/news.asp?id=73956