http://www.vehi.net/bulgakov/svet/000.html
Я разглядела в этом тексте некоторые странности. И у меня
к писателю своеобразные претензии. Но не к Вам, ни в коем случае, пожалуйста, не принимайте на свой счет. Так что эти претензии носят риторический характер, как и мой пост с "размышлениями" чуть выше.
Подняться из плена мира к Богу, из порабощенности в царство свободы — такую жажду пробуждает в душе всякая религия, и тем глубже, чем выше и совершеннее она сама.
Однако... Нет, не всякая религия порождает такую жажду.
В язычестве люди вообще не чувствовали себя порабощенными. Они считали себя детьми и (!) внуками богов. Тут налицо родственные отношения. (Которые в христианстве присутствуют лишь номинально.) Если, к примеру, Перун - мой родной дедушка, с какой стати мне чувствовать себя им порабощенной?
"Язычники" (термин ужасный, извращенный, те, о ком я говорю, сами так себя не называли, да и их не называли) - ощущали себя не в плену, но частью природы.
У "язычников" были другие "слабые" места. Но здесь я просто не могу закрыть глаза на явное искажение фактов.
Возможно этот автор не считал язычество религией? Ну тогда это отдельный разговор.
Да кстати, шаманизм тоже ничего о "порабощении" не говорит.
Всем:
Извините, ссылок не даю, книга о религии, которой не было и культуре, "которой не существовало", еще не написана в том формате, в котором бы она меня устроила.
А все другие... Ну там есть интересные моменты. Поищу, если хотите.
Далее.
Поэтому религиозное мироощущение неизменно сопровождается извест ным разочарованием в этом мире, пессимизмом в отношении к данному его состоянию, тем, что иногда зовется "мировой скорбью", но в то же время пессимизм этот есть только тень, которую бросает свет радостной веры, сулящей победу над миром, подающей надежду на освобождение и спасение.
Возникает ощущение, что мы с этим автором с разных планет.
До появления христианства у нас не было этих депрессивных "пессимизмов" в соответствии с моими представлениями. В "язычестве" просто нет для них места. Вера должна
победить мир? Зачем? Какой мир?
Про освобождение я уже говорила, а спасение - это тоже относится к христианству, но не ко всем религиям.
Мир утрачивает свою безусловность и свою единственность: над миром и в мире есть Бог, такова радостная весть всякой религии.
Конечно же -
не всякой.
В "язычестве" мир не был "единственным". И богИ никогда не находились НАД каким-то миром. Они жили (живут) в ДРУГОМ мире. То же можно сказать и о шаманизме. Единственный способ для них оказаться НАД миром - перемещаться из одного мира в другой. И то, я не уверена, есть ли между мирами "коридор".
Потому вообще религия — конечно, живая религия — есть радость всех радостей, хотя она и связывается с относительным пессимизмом, пробу ждением от сна самодовольства и миродовольства.
Здесь вообще очень странное заявление, прошу меня извинить, но я должна это пояснить.
"Живая религия - это радость... " Т.е. сначала христианство искореняет язычество "под корень" (кто не знает как, можно прочесть в летописях, они не особенно скрывают этот факт, а может и гордятся), а потом продолжатели их дела просто списывают "язычество" как религию со счетов, объявляя
не живой. Т.е. выставляя "язычество" мертвой религией. При этом религия "мертвого бога" (как было отмечено выше 天師) нарекается
радостной, а религия Живых богов - мертвой...
Это ли не перемешивание черного и белого?
В общем смысл такой - автор хотел сказать, что все религии несут одинаковый "позитив". Однако он "ошибся". ИМХО.
Ох, там еще второй абзац, там тоже интересно.