Дилемма державыСтоит ли президенту России признавать Абхазию и Южную ОсетиюОчевидно, что российские парламентарии не найдут понимания у мирового сообщества в вопросе признания Абхазии и Южной Осетии. Уже на саму инициативу Великобритания и Германия отреагировали негативно, а Вашингтон – крайне негативно, пообещав пересмотреть «все отношения с Россией». А пока депутаты Госдумы рассчитывают на солидарность со стороны Кубы и Венесуэлы, Дмитрий Медведев, в руках которого теперь все ключи, думает. И, скорее всего, скажет нет.
В понедельник депутаты Государственной думы вслед за своими коллегами из Совета Федерации поддержали обращение к президенту с просьбой официально признать независимость Абхазии и Южной Осетии. Аналогичные пожелания были адресованы и международному сообществу.
Мир не перевернулся
Однако представители этого сообщества, как и следовало ожидать, отреагировали в пику. Так, правительство Германии раскритиковало резолюцию российского парламента и выразило надежду, что президент Дмитрий Медведев данную просьбу проигнорирует.
«Мы выражаем озабоченность. Территориальная целостность и суверенитет Грузии не может ставиться под вопрос, а резолюция Совета Федерации России противоречит принципам территориальной целостности», – сообщил представитель правительства Германии Томас Штег.
Он также отметил, что данное решение «не направлено на нормализацию ситуации и снижение напряженности». «Таким образом, мы ожидаем, что ни президент, ни российское правительство не последуют рекомендации Совета Федерации», – передает слова Штега Reuters.
В МИД Великобритании также заявили, что обращения обеих палат российского парламента приведут к еще большей напряженности в регионе. При этом Форин-офис добавил от себя, что подобный шаг усилит подозрения мирового сообщества относительно «истинных мотивов поведения Москвы».
Таким образом, международное сообщество на предложение Госдумы и Совета Федерации хоть и частично, но отреагировало. Теперь слово за президентом России. Рискнем предположить, что Дмитрий Медведев признание независимости Абхазии и Южной Осетии в одностороннем формате не поддержит. Уже потому, что минусов от такого шага гораздо больше, чем плюсов.
Действительно, показать Западу красноречивый жест на уровне «без вас разберемся» – это то, на что надеется заметная часть российского политистеблишмента. И за один только понедельник таких жестов было как минимум два: по адресу НАТО и с ВТО. Однако глава государства прежде всего должен думать о долгосрочных интересах этого государства и не реагировать на эмоции.
Да, на «красноречивый жест» Запад напрашивается давно. В первую очередь своей политикой двойных стандартов, наглядно проявившейся в связи с отделением Косова от Сербии. Если смотреть в глаза фактам, Сербия имеет гораздо больше прав на Косово, чем Грузия на Абхазию и РЮО. Более того, та же Абхазия куда больше напоминает суверенное государство, чем живущая за чужой счет Приштина.
Словом, плюнуть бы на эти условности. Проблема лишь в том, что признать Косово – это плюнуть по ветру, а признать Абхазию и РЮО – против него. Оба случая плохо вяжутся с международным правом (которое, к слову, Россия клятвенно пообещала защищать). И в обоих случаях Запад для себя все решил. Что именно – общеизвестно.
Допустим, Россия готова к тому, что на Западе ее не поймут. Но ведь не только на Западе. Многие страны, входящие в число стратегических партнеров России, не признали Косово не столько и не только затем, чтобы сделать приятное Москве и Белграду, а ввиду собственных сепаратистских проблем. Так что жест признания не оценят ни Китай, ни Индия, ни Бразилия, ни Израиль, ни Испания, ни «пятая колонна России в Европе» – Греция (просто потому, что его не оценит Кипр), ни Сербия. Не оценят и не простят. Таким образом, мир не расколется, как это случилось в ситуации с Косовом. И противники и сторонники суверенитета Приштины будут по одну сторону, а по другую – одна Россия (Куба и Венесуэла, может, и присоединятся, но кому от этого проще).
Даже «вечный союзник» Москвы Ереван, у которого в признании Абхазии и РЮО есть свои интересы, как мы видим, особых восторгов по этому поводу не излучает. А уж о том, что отношения с Киевом и Баку испортятся окончательно, не стоит и говорить. Причем от смены правительств это не зависит – тот же Янукович отнюдь не готов уступить России Крым.
Если же РЮО останется «ничейным», сепаратистские проблемы могут возникнуть уже у самой России. Если гора не идет к Магомету, то Северная Осетия может пойти навстречу своей южной соседке: воссоединение народа – это то, о чем уже долгие годы твердят и Цхинвали, и Владикавказ.
Наконец, последнее. За время грузино-осетинского конфликта Дмитрий Медведев успел показать себя как политика решительного и самостоятельного, тем не менее он прежде всего президент, который продолжает курс, заложенный Владимиром Путиным. А признание Абхазии и РЮО этот многолетний курс мигом перечеркивает.
И все эти многолетние усилия будут перечеркнуты одним только да на запрос Сухуми и Цхинвали. Уже никто и никогда не будет воспринимать Россию как гаранта стабильности в соседствующих с ней регионах, как третью, независимую сторону, как объективного миротворца. Напротив, образ «красного имперского медведя» укоренится – и в глазах врагов, и в глазах соперников, и в глазах друзей, и особенно в глазах соседей. Уже не одна только Грузия поставит российских миротворцев вне закона, а весь мир. Совместными усилиями Россию выдавят с Кавказа, и у ее границ неминуемо начнется новая война. А если Россия сейчас в чем-то и не нуждается, так это в войнах – у границ и еще одной, дипломатической, со всем миром.
Вашингтон из этой ситуации выйдет триумфатором. Да, Америка вводила войска в одни суверенные страны и раскалывала другие, но после длительных дискуссий и в союзе с очень важными игроками. Признав Сухуми и Цхинвали, Россия сама вручит Штатам колоду козырей, карт-бланш на еще более наглые действия у своих границ. Ну а Саакашвили окончательно перестанет быть агрессором, превратившись в жертву «имперской политики Москвы».
Обратно, одно только медведевское нет, предложение обсудить данный вопрос «всем миром» опровергнет доводы США, Прибалтики и Украины о «захватнической политике». То есть в глазах вменяемой части оппонентов – легитимизирует Россию как третью сторону, важного международного игрока, гаранта мира на Кавказе, а самого Медведева – как самостоятельного политика и человека, который держит слово и опирается на нелюбимые многими, но конкретные и понятные законы международного права. Не в глазах Вашингтона, разумеется, – у него своя игра, а в глазах Европы, которая нам не всегда соперник, а часто – важный партнер.
полностью
http://www.vz.ru/top/