Интересно, зачем император, да еще и маленький, меч этот с собой носил везде. Его уже тогда должны были бережно хранить.
А по традиции еще с периода Ямато меч и зеркало постоянно находились при императоре. Семилетнему Антоку было, конечно, нелегко с мечом, но выбора-то у него небыло. В воду он тоже не сам прыгнул, его заботливая матушка подхватила и прыгнула с корабля. Некогда ей было разбираться, есть ли регалии при нем или нет, вот и пошли ко дну с мечом.
Зеркало тогда чудом не утопили, его носил не сам император, а специальный человек с такой должностью то ли кто-то из министров. Не захотел бросаться заборт? Странно не последовать за императором и остальными знаменитостями.
Но и зеркало тоже пострадало за века. Считается, что оно утратило изначальную форму из-за пожаров в 960, 1005 и 1040 гг.
Мне решительно нравится этот специалист по японскому средневековью, не читавший ни "Хэйкэ", ни "Нихон Гайси", а берущий сведения напосредственно из первоисточника - энциклопедии...
При Антоку тогда находились меч-дубль и зеркало-дубль. Подлинные реликвии хранились тогда и теперь хранятся в Ацута (меч) и Исэ (зеркало). Их никогда и никуда оттуда не вывозят и ни при каких обстоятельствах не достают из оберток, постоянно наматывая все новые по мере ветшания старых.
Японцы завели дубли этих предметов, потому что, с одной стороны, они постоянно нужны для церемониала, а с другой - всем было понятно, что в храме они будут сохраннее. Поэтому еще в первом веке н. э. подлинное зеркало и подлинный меч передали в храм, а дубли оставили при императорской особе. Так что назвать хокё (так называется зеркало-дубль) и хокэн (меч-дубль) новоделом можно только если сравнить с подлинниками.
Дело в том, что именно наличие этих трех реликвий легитимизирует действующго императора. Историк 19-го века Рай Санъё, описывая период "Намбокутё" (двоецарствия), всячески избегает называть представителя северной ветви династии, ставленника сёгунов Асикага, императором - на том основании, что Три Реликвии в тот момент принадлежали Годайго,, засевшему в Нара. Речь идет, заметьте, о реликвиях-дубль (меч и зеркало: яшму никто ничем не заменял).
Специфика сакральной силы реликвий, по представлениям японцев, такова, что их нельзя отнять силой. Поэтому Годайго, когда его арестовали в первый раз, не отдал реликвии, сколько его ни напрягали. А напрячь его как следует, что характерно, было опять же нельзя - потому что владелец Трех Реликвий есть особа неприкосновенная. Подчеркиваю снова - несмотря на то, что два ихз трех Сокровищ - дубли.
Именно нежеланием передавать Минамото и их ставленнику священные реликвии и джавать таким образом возможность легитимизации их власти, объясняется поведение Нииноама, которая попыталась утопить Реликвии вместе с собой и внуком. Тот факт, что зеркало удалось спасти, а яшма всплыла сама (она была упакована в полтысячи слоев шелка, так что это неудивительно) Минамото, естественно, восприняли как действие Провидения, которое благоволит их дому.
Зеркало-дубль хранилось (и хранится) в специальном покое во дворце - Касикодокоро (дословно "место священного трепета") или "найсидокоро" (при нем служат женщины-фрейлины, найси). Меч-копия - непосредственно в жилой комнате императора, вместе с яшмой. Старейший меч-дубль действительно был утоплен при Данноура, и его, так сказать, роль играют несколько мечей, достаточно старых, но самым "настоящим" из них считается тот, что был в 1200 году взят из храма в Исэ (не подлинник! Тот уже тогда хранился в Ацута).
Ни меч, ни зеркало-дубль не являлись и не являются точными копиями оригинальных меча и зеркала. По древнеяпонским понятиям, достаточно было того, что они "исполняют обязанности" священных предметов, чтобы святость перешла и на них.
Нельзя сказать, что священный трепет так уж всегда всех удерживал от попыток полюбопытствовать, как на самом деле выгшлядят реликвии-дубль. В эпоху Хэйан император Ёдзэй во время церемониального бдения у святынь попытался сунуть любопытный нос под обертки - по легенде, от реликвии пошел такой свет и дым, что императору чуть не выело глаза. Верить легенде или нет - решайте сами
.