Автор Тема: Неполноценный председатель G7 (о ситуации в японской экономике) (20.02.2008)  (Прочитано 8888 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Востоковед

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 756
  • Карма: 41
  • Пол: Мужской
    • Уголок Востоковеда
Цитировать
Неполноценный председатель G7

Япония пока не знает, что делать для преодоления мирового экономического кризиса.

- Редакция "Взгляд из Японии"

К середине февраля острота мирового финансового кризиса, возникшего от развала американской системы ипотечного кредитования для неблагонадежных заемщиков, вроде бы немножко притупилась. Однако эксперты утверждают, что главное еще впереди. По мнению большинства аналитиков, в дальнейшем неизбежно приторможение без того невысокого роста ВВП в экономически развитых странах. По данным газеты «Нихон Кэидзаи симбун (Никкэй)» лидирующие японские корпорации, акции которых котируются на Токийской 1-й бирже, прогнозируют падение темпа роста прибыли от основной деятельности на второй квартал нынешнего финансового года (октябрь 2007 – март 2008). Экспорт Японии в США начал показывать очевидный признак спада, все большее количество корпораций склоняются к пессимистическому прогнозу о перспективах положений в развивающихся странах.

Правда, пока о рецессиях речь вовсе не идет. На днях Статуправление Японии министров опубликовало данные о ВВП за октябрь-декабрь прошлого года, которые показали реальный рост на 3,7 процентов в пересчете на год (0.7 процентов за квартал - газета «Асахи симбун»). Кстати, номинальный же рост ВВП составлял всего лишь 0.3 процента (1.2 процента в пересчете на год) за счет минусового дефлятора. За данный квартал номинальный рост зарплаты был нулевой. Рост ВВП, как разъясняет газета, был достигнут за счет заграничного спроса – увеличения экспорта автомобилей и судов, а также инвестиции в производственный капитал в экспорториентированных отраслях. В то же время потребление населения практически не изменилось. Влияние ухудшения положений американской экономики должно будет отражаться в статистике на последующие кварталы, отмечает газета. Госминистр по экономической и фискальной политике Хироко Ота, как цитирует газета, предупреждала о возможности «сбавления скорости» японской экономики. Она, как положено, мягко об этом сказала.

В такой обстановке в начале февраля в Токио состоялось совещание руководителей монетарных и фискальных властей стран Семерки. Главной темой совещания стал как раз вопрос о возможном кризисе мировой экономики. К разочарованию делового мира, совещание разошлось с размытым заявлением о неопределенности перспектив мировой экономики, о «некотором снижении» темпов роста, а также выражением надежды о том, что государства будут предпринимать «подходящие шаги» сообща, или каждое в отдельности. Без всякой конкретики.

По мнению газеты «Никкэй», такой исход совещания отражает прежде всего неопределенность позиции японского правительства, председательствовавшего его. Где пакет мероприятий японского правительства? Его нет. В арсенале экономической политики японского правительства – пусто, пишет газета. В такой обстановке неудивительно, что председатель не мог проявить инициативу на совещании Семерки. Ротация председателей в этом году оказалась весьма неудачной. В то же время, в двусторонней встрече японский госминистр по финансам Иосими Ватанабэ обратился к американскому секретарю финансов Генри Паульсону с «советом», чтобы американское правительство осуществляло вливание государственных средств в частные финансовые корпорации, причем «быстрее и масштабнее», - писана газета «Асахи симбун». Японский министр заранее знал, что Администрация США не готова к такому шагу, так как, как она считает, по ипотечному кредитованию неблагонадежных заемщикам имели место мошеннические практики и спасти их за деньги налогоплательщиков признается неэтичным.

Между тем, публикуются все новые и новые устрашающие рынок информации. Так, газета «Никкэй» сообщила, что в январе рыночная капитализация бумаг во всем мире упала, в наихудший момент, на 6 трлн долларов. В 1-й секции Токийской биржи индекс Никкэй снизился на 1715 иен в январе, от нее ушли средства в 1 трлн 457 млрд иен. Правда, прямой убыток от американских ипотечных бумаг у японских инвесторов не в таком крупном размере. Агентство финансовых услуг Японии оценивает общую сумму бумаг этой категории, имеющихся у японских финансовых корпораций, в скромные 1 трлн 519 млрд иен. Тем не менее на Токийской бирже ситуация даже хуже, чем в Нью-Йорке. Газета «Никкэй» объясняет это явление тем, что в Токио очень большая доля – до 71.6% - сделок приходится на иностранцев, а они считают, что японская экономика в последние годы слишком зависимы от внешнего рынка и ухудшение положений за рубежом неизбежно приведет к спаду без того вялого роста экономики этой страны.

Таким образом, для Японии весь вопрос сводится к возможности, или невозможности, стимулирования внутренних спросов. Экономический обозреватель газеты «Никкэй» Коити Нисиока пишет, что японское правительство только и надеется на то, что внутреннее потребление растет в результате увеличения доходов домашних хозяйств, если работодатели согласятся поделиться своей огромной прибылью с работниками. Однако, в этом отношении правительство за последние несколько лет «плевало в небо», разрешая работодателям пользоваться все большим числом временщиков и нештатных работников, у которых уровень зарплаты заметно ниже чем у штатных. Более того, Нисиока утверждает, что японское правительство занижает последствия повышения индекса потребительских цен, намечаемого в последние месяцы, а инфляция наверняка снизит уровень потребления в стране, вопреки надеждам правительства.

Уговаривают японцев на меры по стимулированию внутреннего потребления американские чиновники и ученые экономисты. Секретарь Г. Паулсон, по сообщениям газеты «Асахи симбун», призывал Японию и Китай к увеличению внутреннего спроса (вопреки тому, что еще совсем недавно администрация США требовала от Китая замедления роста), а профессор Гарвардского университета, экономист М. Фельдштейн, в интервью газете «Никкэй», советовал японцам принять непростое решение по стимулированию внутреннего спроса, так как, по его мнению, американские домашние хозяйства затоплены долгами и об увеличении потребления не может идти речь.

Пока японское правительство не принимает никаких решений. Ведь может быть кто-нибудь вдруг сделает так, чтобы проблема исчезла, не очень задев хрупкую японскую экономику. А вот господин Варенн Буффетт вроде бы пообещал вбросить 800 млрд долларов для спасения финансово-страховых корпораций, находящихся на грани банкротства. А может еще кто-нибудь! Может быть и господин Кудрин со своим фондом национального благосостояния?!

20.02.2008 UP
Источник: http://www.eri-21.or.jp/russia/opinion/press/index.shtml

Вот вам такое мнение... кстати, очень интересный ресурс, рекомендую ;)

Как вам такая ситуация? Действительно - одним из основных импортеров японской продукции является США... у которых есть Проблемы с экономикой... как результат - очевидно - японцем не очень комфортно + сколько бабла у японцев зарыто в экономике штатов...

Мне очень понравилась последняя фраза - про Кудрина... а ведь они в чем-то правы ;) Во всяком случае, сейчас с Россией лучше дружить... тем более у нас новый Президент...  ;) ... правда японцы уже заявили, что мол, надеются, что Медведев их не обманет, и сразу вернет им все острова... :)
 
Востоковед - человек, который знает, где встает солнце...
Блог Востоковеда

Оффлайн Востоковед

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 756
  • Карма: 41
  • Пол: Мужской
    • Уголок Востоковеда
И сразу еще один материал в догонку, из этого же источника, на эту же тематику:

Цитировать
«Горючая война» в Парламенте Японии

По керосину проправительственной коалицией произведен прорыв, а по бензину стороны согласились на третейский компромисс

- Редакция "Взгляд из Японии"

В экономике развитых стран нависают тучи депрессии, причиняемые кризисом ипотечного кредитования для неблагонадежных заемщиков в США. Токийская фондовая биржа испытывает серьезное падение котировки, начиная с осени прошлого года. За полгода до конца января индекс Никкэи упал на 25 процентов. Вместе с ревальвацией иен в отношении к доллару это обстоятельство, как прогнозируют многие экономисты, и как хмуро ожидают фондовые аналитики и стратеги, может заметно затормозить без того слабый рост ВВП японской экономики. У центрального банка страны, Банка Японии, мало осталось рычагов для влияния на монетарный рынок. За время затяжной депрессии с начала 90-х годов процентные ставки топчутся на уровне, близком к нулевой отметке, все шлюзы для эмиссии давно остаются открытыми без заметных эффектов. Единственным, теоретически, способом для стимулирования экономической деятельности могло бы стать увеличение бюджетного дефицита, направленное на увеличение реального располагаемого дохода населения, что, предположительно, приводит к увеличению внутреннего потребления. Однако, как назло, казна испытывает глубокий дефицит и правительство уже подряд который год ставит главной задачей своей экономической политики сокращения первичного дефицита госбюджета. В этих условиях активная деятельность государственных институтов страны, Парламента в частности, должна была бы направлена на разработку неординарных, комплексных мер по поддерживанию экономики. Однако, не то-то дело.

После выборов в верхнюю палату прошлого июля, в которых правящая Либерально-демократическая партия потерпела историческое поражение, в Парламенте развертывается баталия за инициативу между ней с главной оппозиционной партией – Демократической партией, которая имеет большинство голосов в верхней палате вместе с другими малочисленными оппозиционными партиями. У правящей (то есть правительственной) партии имеется большинство голосов в нижней палате, а вместе с союзницей, партией Комэйто она даже имеет конституционное большинство в этой палате. Любой законопроект должен быть одобрен двумя палатами перед тем, как стать законом. Конституция предусматривает преимущество нижней палаты при тупиковой конфронтации двух палат. Но процедура преодоления вето предоставляется нижней палате только в отношении отклоненного законопроекта. А верхняя палата может не отклонять законопроект, затягивая его обсуждение. В этом случае нижней палате приходится ждать не менее 60 дней со дня передачи законопроекта в верхнюю палату. По истечении этого срока законопроект рассматривается как отклоненным.

Первым вопросом, вокруг которого развернулась борьба между ЛДП и ДП, а практически между верхней и нижней палатами был правительственный законопроект о продлении действия срочного закона об оказании поддержки силами морских сил самообороны Японии деятельности антиталибской коалиции на Аравийском море. Срок заканчивался в начале ноября прошлого года и для того, чтобы продолжить поддержки в виде безвозмездной заправке на море военных кораблей коалиции, надо было продлить срок его действия. А оппозиция была категорически против. (Мы об это уже написали: Дрейфующая «бензоколонка»). Премьер-министр Синдзо Абэ внезапно ушел в отставку в сентябре прошлого года, когда он упал в отчаяние по причине того, что не смог вовремя принять соответствующий закон. Пока правительство и оппозиция выясняли отношения старый закон был просрочен, и группа кораблей морских сил самообороны вернулись в свои порты, а задача возобновить операции с принятием нового закона была передана следующему премьер-министру Ясуо Фукуда. Новый законопроект быстро прошел через нижнюю палату с одобрением, и был передан в верхнюю. Как ожидалось, оппозиция не спешила рассмотрение законопроекта и протягивала процедуру, рассчитывая на таймаут. Правительству и правящим партиям пришлось отложить закрытие текущей сессии Парламента, чтобы дождаться 60-дневного срока. Парламент работал без новогодних каникул и когда 12 января наступил жданный срок, нижняя палата мгновенно приняла решение о преодолении вето верхней палаты. Так, баталия вокруг заправки военных кораблей керосином кончилась победой правительства, проявившего большое упорство. Но это было всего лишь первый раунд нескончаемой политической борьбы.

После развязки по керосину, сразу начался новый конфликт – на этот раз по бензину. За последние годы они повысились примерно в полтора раза и население. А в структуре цен на бензин около половины приходится на налоги (примерно также как и в других промышленно-развитых странах). Оппозиция нашла зацепку в том, что половину от размера налогов составляют так называемые «временные налоги», введенные еще в 1974 году сроком на 2 года. Как говорят, нет ничего долговечнее временных мероприятий - как в России, так и в Японии. Закон о временном налоге на бензин с тех пор многократно продлевался и очередной продленный срок истекает в конце марта этого года. Оппозиционная «Демократическая Партия» выступила с предложением отменить «временную» часть налогов на бензин и отказалась согласиться с правительственным законопроектом о продлении срока еще на 10 лет. Если к 31 марта не будет принят законопроект о продлении срока, то цена на литр бензина может быть снижена на 16% от нынешней цены. Это был бы сильный популистский ход. Однако есть и обратная сторона дела. Вся выручка от налогов на бензина, согласно действующему законодательству, предназначена на строительство и обслуживание дорог. Отмена временной части налогов, а это почти половина общей суммы налогов, могла бы привести к значительному сокращению не только строительства новых дорог но и части ремонтных работ. Демпартия считает часть правительственной программы по строительству дорог неэффективной и неактуальной, а для неотложных нужд строительства и ремонта обещает найти деньги за счет сокращения других неэффективных бюджетных расходов. Как альтернатива, партия намекает согласиться с вариантом перенесения бюджетных доходов от категории дорожного налога на общую категорию.

Парадоксально, но такая позиция ДП выглядит очень близкой к тому, что предлагал свое время бывший премьер Коидзуми (от ЛДП). И Коидзуми и ДП настаивают, что существование дорожного спецфонда рождает расточительство бюджетных средств на строительство малоэффективных, неактуальных автодорог на местах в угоду популистских депутатов, выбираемых на одномандатных округах, и предлагают перенести временные налоги на общую категорию. Хотя есть одна существенная разница – Коидзуми хотел сократить расходы из общих налоговых ресурсов на сумму переквалифицированных временных налогов, а ДП предлагает использовать эту сумму на другие цели – народное образование, соцобеспечения и т. д. Правительство Фукуда частично отказалось от концепции финансовой политики правительства Коидзуми, и хочет сохранить временные налоги и на них строить дороги на местах. Дело в поражении ЛДП в прошлогодних выборах в верхнюю палату. Тогда она проиграла в провинциях, где она полвека была непобедимой. Причина, как анализировали в партии, в резком сокращении инфраструктурных заказов местным строительным организациям в результате дефляционых реформ правительства Коидзуми.

Согласно названному уже 60-дневному пункту регламента, правительственный законопроект должен был быть принят в нижней палате и передан в верхнюю до 1 февраля. Но из-за сложных законотворческих технологий, этот срок был заведомо невыполнимым. А если будет просрочен действующий закон, то с 1 апреля цены на бензин должны будут снижены на сумму отменяемых налогов – примерно на треть. Правительство и правящая коалиция все равно потом преодолеют сопротивление оппозиций в верхней палате и налоги будут восстановлены, но проправительственные политики очень обеспокоены тем, что повышение цен на бензин до прежнего уровня после того, как потребители ощутят благо от дешевого бензина, больно ударит по популярности правительства ЛДП. В этой ситуации в ЛДП придумали хитрую схему: срочно представить временный закон о продлении срока действия «временного закона» на два месяца, с 1 апреля до 1 мая, то есть пока не будет преодолено вето верхней палаты основной законопроект. Причем, хитрость заключалась в том, что этот законопроект представляет не правительство, а «группа депутатов» правящей коалиции. Это делается для того, чтобы избежать применения регламента, требующего тщательного обсуждения в палатах для правительственных законопроектов. Интригующий законопроект был действительно представлен 30 января, чтобы успеть к концу марта, когда действующий закон будет просрочен. Оппозиция почувствовала в таком подходе правовой нигилизм, если заимствовать российскую политическую терминологию, и заявила о возможном бойкоте работ в комитетах. В правящей партии тоже не все были счастливы от этого вынужденного «силового» хода – он действует на имидж партии весьма отрицательно.

А тут появились посредники. Спикер нижней и верхней палат Парламента вместе созвали представителей фракций и предложили компромиссный вариант. Он заключался, первое, в отзыве только что представленного законопроекта и, второе, в интенсивном и плодотворном рассмотрении целесообразности продления срока действия временных налогов с тем, чтобы к концу марта принять «определенное решение». Текст предлагаемого договора позволяет разночтение, и видимо, по этой причине, обе стороны сразу согласились на него, и представленный накануне законопроект был срочно отозван. Таким образом, дело теперь обстоит так: если к концу марта не договорятся, то временные налоги будут, хотя бы в течение нескольких недель, отменены.

И правительство, и оппозиция по бензину выступали, надо сказать, разумнее, чем по керосину. В то же время для предотвращения наступающего экономического кризиса японские власти, и правительство и парламент, пока ровным счетом ничего не сделали. Правительство не делает даже словесную поддержку рынку. Единственное, что оно сказало в течение последних недель было «внимательно следить за ходом событий». Выступая в экономическом форуме в Давосе, Фукуда коснулся, в том числе и мирового финансового кризиса, но относительно мероприятий для его преодолению ограничился общими фразами, неадекватными остроте вопроса. Правда, его призыв к администрации США учиться у опытов Японии по преодолению финансового кризиса 1990 года прозвучала весьма иронически по двум обстоятельствам: то, что Япония в результате впала в глубокую депрессивную яму, из которой она до сих пор старается вылезть, и то, что эти рецепты были «предложены» тогда американцами.

Кстати, в Демократической партии вспомнили, что уменьшение налогообложения методом отмены части налогов на бензин может иметь стимулирующий эффект на повышение потребления через увеличение реально располагаемого дохода населения. Теоретически это может быть и так. Хотя строительство дорог на эти деньги то же является потреблением – только правительственным. А стимулирующий эффект от перевода правительственных расходов к расходам населения еще предстоит доказать. Короче, баталии партий в Парламенте развертываются, как следовало бы ожидать, ради политических целей, а не за курс на подъем японской экономики – к сожалению.

(При подготовке этого материала использованы информации, опубликованные в центральных газетах и телепрограммах Японии).

06.02.2008 UP
Источник: http://www.eri-21.or.jp/russia/opinion/press/20080206.shtml

То же интересно...
Востоковед - человек, который знает, где встает солнце...
Блог Востоковеда

Оффлайн fuga

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 440
  • Карма: 1
  • Пол: Женский
ну про острова ето они наивные!!! ;)
Мировая Экономика в ожидании чуда!!!!
Америка долго будет в минусе им в ирак сеичас мани надо вкладывать и причем большие мани!!!А тут есчо им и ипотечный кризис потфортил ;)
Так что миром будет править Европа и медведев ;D(шучу!!!)По прогнозам японского правительства верх одержит азия,на даннеи момент они рекомендуют японтсам инвестировать в Кувейт!!!Там вроде второе экономическое чудо намечается,да и вроде катировка волюты растет!!! ::)
У Канады тоже будущее хорошее ;)