Да бог с ним с Унгерном.Я вообще не о нём.
Так это не к Вам ,а к тем, кто сознательно уводит беседу куда-то в сторону...
В подобном подходе есть несколько серьёзных проблем
1.В период Минской эпохи появилось громадное количество местных храмов,связь которых с конкретными направлениями в даосизме была иногда достаточно сомнительной.Эти храмы поддерживались местной общиной.
Секты-это немного другое.Они возникали не на местнической основе.
Давайте разделим местные культы, необязательно известные в столице, и тайные секты. Тем не менее, разделение будет условным - что мешало целой деревне быть последователями какой-либо тайной секты?
2.Меня всегда умиляют простые объяснения,типа "его слова были понятны крестьянам" Что же такого запредельно сложного было в даосских и буддийских храмах? Далеко не все основатели сект были неграмотными крестьянами.Образованных людей и среди них было очень много.Структура сект была в принципе такая же как и у официальных религий-разделение упрощённой пропаганды для народа и умных вещей для особо одарённых..
Тем не менее, это очень важно. Сравните с трудами Ленина и трудами Сталина. Сталин был понятен народу, Ленин - непонятен даже многим интеллигентам. Так и с сектами - кто вел проповедь доходчивей и ближе к насущным требованиям - быстрее набирали сторонников. Тот же Фан Ла произнес перед восстанием программную речь, дошедшую в обработке сунских историографов. Смолин ссылается именно на нее.
Кстати, заметьте, что в тайных обществах периода Цин использование лозунга "Фань Цин фу Мин" в разное время приводило к разным результатам - в зависимости от того, где и когда он применялся, он в большей или меньшей степени соответствовал чаниям основной массы населения.
Я не вижу никакой принципиальной разницы между ними и обычными даосскими сектами.Просто в Китае продолжался процесс религиозного развития,а государство отказывалось признавать его результаты.
Какими сектами? Ведь они были разными.
А насчет консерватизма правительственной мысли - это общее место. Хорошо иметь 3 религии - "котел не опрокинется"
Это было немного другое.Всё-таки это было достаточно единичное явление.Плюс это была "заграничная" секта, в то время как большинство сект Минского периода развивались внутри существующей китайской традиции.Впрочем,идея о том,что есть "хорошая" религия и "плохая" религия появилась ещё раньше Тан.Она уже есть у Гэ Хуна.
Тогда вспомним гонения на буддизм при У Цзэтянь. На оппозицию буддизму в период Сун. Манихейство ведь погибло только в период Мин, хотя многое передало наследникам, в т.ч. "Байляньцзяо".
Я бы не стал бы ограничивать вопрос тайных обществ манихейцами.Он гораздо шире.Старик Чжу всех своих соратников вырезал.
Тем не менее, "Байляньцзяо" ведь не истребили. К "Минцзяо" у Чжу Юаньчжана, по видимому, были особые претензии.
Просто интересно,а откуда это известно?Ихэтуани же не были единой организацией.Набор сект.Когда европейцы говорили "ихэтуани" понимали ли они о чём идёт речь?
Думаю, понимали, коли даже видели различие между
ихэтуанями и
хэйтуанями.
Ихэтуань с определенного момента являлся лигой сект с примерно схожей идеологией и признавашей верховенство династии Цин. В северных провинциях зверства начинались с момента прихода туда отрядов
ихэтуаней, которых специально направляли с Шаньдуна и из Чжили. То, что их поддерживали некоторые высшие чиновники - это бесспорно. Они (цинский "ястребы") и так, без
Ихэтуань, ухитрялись повоевать - например, в провинции Хэйлунцзян, или в Монголии -
баргуты точно не были
ихэтуанями. А в Гирине наоборот - их (
ихэтуаней, которых туда прислали около 50 человек и 300 еще вступили в секту на месте) всячески сдерживали и поэтому зверств и столкновений с русскими войсками было мало.
В частности, кто резал людей в храме Наньтан в Пекине? В предместьях Тяньцзина? В уездах Шаньдуна? Воевали, как правило, солдаты - Не Шичена и прочих генералов, а
ихэтуани, оказавшись сомнительной ценности бойцами, устраивали за спиной солдат того же Не Шичена террор и грабежи.
Кстати, существовали определенные знаки отличия ихэтуаней - они описаны в источниках. Как правило, это красные элементы в одежде - тюрбаны, пояса, ноговицы и т.д. Когда в Пекин вошли солдаты Дун Фусяна, которые также имели красные элементы в униформе, они (до начала осады посольств) надевали на шею шарф, свешивающийся с груди, на котором писали: "Мы не боксеры. Мы солдаты армии Дун Фусяна".