Вернемся к теме. Прокомментирую некоторые замечания kamar-сама
ну что Вы, Азума-сэнсэй, я совсем еще недостоин быть "-сама", хотя премного благодарен за оказанное уважение..
не все так страшно на самом деле, ибо, поскольку мы изначально "чужаки", никто от нас и не ждет чисто японского поведения, скорее наоборот.
Как "не страшно на самом деле"? Я же ведь не к "чисто конкретному японскому поведению" призываю, что не возможно, а к готовности к контакту с предварительным зачетом их завышенных требований к "своим" и тем более, к "чужакам".
моя цитата воспринята без контекста, ибо была написана в ответ на страхи NForce потерять лицо при первом контакте с японцами из-за незнания их правил.
я хотел сказать, что для гайдзинов потерять лицо несоблюдением японских правил совсем не так страшно и не так просто, как для японцев.
хотя, конечно, все зависит от уровня общения - с линейным менеджером, с бучё, с президентом фирмы или с императором - всё совсем по-разному.
но ведь, если с вами согласились встретиться японцы, если вы им интересны как партнер, если изначально они хотят иметь с вами дело, если.. ТО. вам многое простят, поправят и направят в "нужное" русло, причем простят и то, что не простили бы "чисто японцам" аналогичного уровня. такое у меня сложилось мнение после общения с кансайцами. возможно, в других районах все не так, не знаю.
а упомянутая "готовность к контакту с учетом.." для меня, как бизнесмена, сама собой разумеется при общении как с русскими, так и с не-русскими партнерами. куда ж без этого.
а понятия единого "чисто гайдзинского" поведения у японцев нет, по-моему, и его тоже не ждут.
так что всегда есть некоторый простор для творчества в работе с ними.
Почему нет, когда как раз и есть.
мы говорим о разных уровнях, Вы - более глобально, не буду спорить об этом, я - гораздо о более утилитарном, скажем, о поведении людей на переговорах средней руки японской и гайдзинской компаний. нет там шаблонов и стандартов. все по-разному относятся. да даже не на переговорах, а в метро, в магазинах - совершенно противоречивый набор отношений японцев к не-японцам, от восхищения через просто интерес до почти ненависти.
главное - начать работать, и работать по ИХ правилам, какими бы смешными, надуманными или неэффективными они не казались
Для того,чтобы начать работать по ИХ правилам, надо бы эти самые правила узнать или составить самому.
безусловно! правильная разведка - половина победы.
Я бы не стал менять правила игры даже потихоньку. Начинать в шахматы, а потом переходить на шашки или что хуже в игру "в чапаевцы". Боже, упаси! Именно за это нас японцы более всего и недолюбливают. Если играешь в Го, играй по правилам Го, а не правилу буравчика и Бойля-Мариота.
а здесь не соглашусь.
моя игра с японцами называется "бизнес".
и, по-моему, в этой игре нет правил.
но есть договоренности.
начинать работать с японцами - ДА, согласен - надо по-японски.
но потом нужно договариваться, и менять их их правила.
ибо многие из них просто МАРАЗМАТИЧНЫ.
а совсем без правил, на импровизации, работать они не приучены.
приведу пример.
начинаем работать с боольшой японской фирмой. в японском стандарте это выглядит так - посылаем факсом список желаемого товара, получаем факсом обратно счет, подтверждаем факсом и звонком по телефону его правильность, и в определенный день получаем заказанное. все хорошо, если заказывать штук 10. но в первом заказе мы заказываем сотню с копейками позиций. высылаем заказ факсом и дублируем электронной почтой, обычный Excel-файл. бучё нашего отделения, парень, которому еще 40 нет, не умеет пользоваться компьютером! он распечатывает нашу заявку, ручкой на распечатке пишет цены и сумму (>200 чисел!), и посылает это нам факсом. у нас легкий шок, ибо позиций требуется штук 300 в день, и работать ТАК маразматично, долго и чревато ошибками на ровном месте. не поменять ли правила к общему удовольствию?
еще пример.
другая очень крупная компания продает нам товар через свое Осакское отделение, и, как крупного клиента, наши заказы обрабатывает сам бучё, лет далеко за 60. и, что называется, "порет косяки" в работе. то строчкой ошибется, то цифрой, нолик лишний припишет запросто. приезжает курьер с товаром, показываем ему ошибку, на что слышим извинения - "ну он же старый, в очках, вот и ошибается". нормально? может, посадить на наши заказы кого помоложе? так вот не положено.. эту проблему пока не решили.
а к самой крупной японской фирме в нашем бизнесе я даже идти не хочу из-за их непробиваемых правил, пока по крайне мере. я работаю с посредником. японцем, работающим сам на себя, ранее работавшим в этой самой очень крупной фирме. тут совсем другие отношения, когда японец не ограничен правилами. нет дурацкого маразма. там есть моё предложение - например, сокращение срока поставки до 3х дней повлечет увеличение наших заказов на 50% - и пусть он сам голову ломает, как это сделать с японскими правилами. и - что интересно - сделал ведь! и мы не подкачали, уже не на 50%, а вдвое заказов больше шлем. всем хорошо, и большой японской компании тоже. хотя да, не совсем по японским правилам..