Уважаемый г-н Parker, очень интересно вести диалог с образованным человеком. В чем-то вы правы, хотя «великий талант» изначально обладает неординарной культурой мышления, даже в отсутствии блестящего образования. И хочет того гений или не хочет, его работы будут нести глубокий подтекст. Даже если его нет - люди придумают сами. Если это, действительно, гениально. Как в случае со знаменитой «Джакондой»
А что касается вашей улыбки на «даосское» понимание художественного видения, в «Слове о живописи…» авторы цитируют шесть законов классической живописи мастера Се Хе. Первый его закон в разных переводах звучит по-разному: «одухотворенный ритм живого движения» или «отзвуки духа, которые означают жизненность». Это единственный закон живописи, который присущ художнику от рождения, все остальные можно и постичь. Я подчеркиваю слово «дух», «одухотворенный».
А так же, знатоки и аналитики живописи Сунского периода в Китае делили всех художников на шесть категорий, «пинь». Наивысшей была категория «и» - «ипинь». «Произведения класса «и» - «воспарившие», противоречат всему обычному, банальному, в них достигнута вершина прекрасного. Качество «и» означает прямое выражение души художника и глубокое понимание воплощенных в них образов. Художник выше всех, даже самых совершенных правил и норм. Это – свойство чистого духа, деяние совершенного человека, познавшего сущность – Дао – живописи. Искусство этого класса – олицетворение первого закона Се Хе» (Е.В. Завадская)
Соответствия этой категории китайские художники добивались в рамках своих традиций натурализма, натурализма с космическими фантасмагориями. Вода растворяет, пожирает землю, земля питается водой, горы появляются из тумана и стремятся в небеса. Вечное изменение, вечное движение, вечное стремления мира к перевоплощениям! (шедевр Го Си «Ранняя весна»)
Ким Г.Н., (к сожалению, ныне покойный) конечно, знал и видел гораздо больше средневековых китайских художников. Он был энциклопедически образован в области искусства. Но его естеству, вероятно, на каком-то генном уровне, всегда был присущ даосский взгляд на мир. Дух – его любимое слово! Уловить, поймать, «увидеть» дух места, события, явления, привнести его в наш материальный мир – было его первой задачей, на начальном этапе его творческого пути. А потом, в своем развитии, он ушел дальше. Его фантазия была бесконечной! Его работы наполняются свободными пластическими образами, которые парят, перетекают, прорастают, трансформируются друг в друга. Падающая вода, испарения от земли, причуды неба, парадоксы человеческих судеб и верований приводили его к «образному» осмыслению, своим фантасмагориям. Дух – через свободный образ. Как писал великий Сыкун Ту:
«Формы отрину и образ найду,
Это достойно стиху моему!»
Увидеть Время, Вечность, Пространство в образах старого Самарканда. Увидеть в истлевающем кленовом листе - уход из мира еще одной цивилизации! Увидеть в поклонении старика молоденькой девушке – поцелуй с вечностью! Умение «увидеть», это то, чему тоже Г.Н. научили средневековые китайские художники в своих «шаньшуй».
Очень трудно объяснить все в нескольких строчках.
К сожалению, сейчас модно искусство шокирующее и вызывающее. Это присуще и современным китайцам (Чжан Хуань, Cai Guo-Qiang) и современным европейцам. Искусство интеллектуальное и глубокое, да еще в лаконичной, неброской форме вряд ли привлечет внимание широкой неподготовленной публики. Но увидеть несколько работ из огромного творческого наследия Г.Н. вы можете в моем личном почтовом ящике
[email protected]