Возможно, под отношением к китаистам авторы темы понимали что-то другое, но я, пожалуй, воспользуюсь случаем и выражу своё отношение к некоторым часто мелькающим персонажам китаистического направления. Выстроить я их решил по восходящей.
Девятов. Откровенный псих. Пишет одну за другой фантастические работы про то, как своеобразно китайцы воспринимают числа, пространство, время, цвет, звуки, запахи и пр. и пр. Характерный вопрос одного слушателя по окончании какой-то из его лекций: "Слушайте, а может быть, они вообще инопланетяне, китайцы-то эти?" Бывший военный разведчик-дипломат, служил в ГРУ (возможно, родственник бессменного пресс-секретаря ФСО, тоже Девятова). В своё время китайцы попросили его отозвать по причине деятельности, не совместимой со статусом дипломата, после чего его карьера разведчика закончилась. Но всё же есть надежда, что руководство разведки учло и явно начавшиеся у него проблемы с головой.
Маслов. Начинал с изучения традиций ушу, кончил Китаем вообще. Вершиной стало выступление в программе Гордона, где он разглагольствовал о том, что "китайская цивилизация - это пример культуры, построенной на совершенно отличных от нашей основаниях". Идейно близок к Девятову, но без его улёта (пока).
Степугина (попала в список, потому что я лично был с ней знаком). Воспринимает Китай прежде всего как тысячелетнюю неколебимую традицию. Временами начинает вдохновенно врать о том, что якобы во Вьетнаме и Корее сейчас чуть ли не поголовно возвращаются к иероглифике. От одной попытки завести с ней разговор про то, что китайцы сейчас больше стараются активно освоить все модные мировые фишки, чем истово сохранять традиции, у неё сильно портится настроение. За преклонением перед блистательной китайской традицией в ней чувствуется глубокая неприязнь к "мерзким китайцам" как таковым, всё время эту традицию норовящим нарушить одним своим существованием.
Малявин. Постоянно пишет псевдофилософские популярные статьи о принципах китайской культуры. Основной его изъян - полная уверенность в том, что жизнь должна являться следствием философских построений. Если какой-нибудь Учитель пару тысяч лет сказал, допустим, что "внутреннее ценнее внешнего", значит, это так и есть; значит, все китайцы как один отдают предпочтение внутреннему. Одним словом, "доктор сказал в морг - значит, в морг!" Пишет красиво и талантливо играет словами, но всё это представляет собой по большей части одну игру ума.
Переломов. Дотошный исследователь истории Китая. Известен как одинн из соавторов знаменитого исторического многотомника "Китайский этнос в ... (эпоху)".
Овчинников. Больше прославился своей гениальной дилогией "Сакура и Дуб", но немало посвятил и Китаю. Главное достоинство - глубокая убеждённость в могуществе марксистского метода с его претензиями на универсализм, что позволило ему в рассуждениях о Китае смело использовать аналогии. Своими работами неявно настраивает читателя на то, что для понимания Китая не обязательно дотошно проштудировать всю многовековую китайскую историю - достаточно уметь наблюдать и делать выводы из разрозненных фактов. Живой классик.
Штейнер. Тоже не столько китаист, сколько японист (работает в одном из японских университетов). Помимо прочего, известен великолепным эквисиллабическим переводом японского национального гимна "Кими-га ё". Но весьма не чужд и китайской культуры, представителей которых он знает, так сказать, "в мордочку", т.е. каждого персонально (опровергая тем самым пошлые представления об отсутствии у китайцев этих "мордочек", сиречь личностей), что является, конечно, высшим классом для специалиста. Великолепный стилист и популяризатор. С образчиками его миниатюр можно познакомиться в выпусках "Календаря памятных художественных дат за 198... г.".
На этом всё. Простите за субъективизм.