А можно я поумничаю немного?
(копирайт из одной статьи про восточную музыку, вдруг кому-то пригодится)
Структура средневосточной музыкиСтруктура, описанная здесь, применима большей частью к фольклорной музыке, потому что современные работы могут включать западное влияние.
Ключ и maqam Самое главное различие между западной музыкой и средневосточной - то, что западная музыка строится в определенной тональности (ключе), в то время как восточная музыка основана на
maqam. По словам музыканта Мими Спенсера из Сан-Франциско,
maqam - "нечто большее, чем тональность, нечто меньшее, чем мелодия".
В типичной западной музыке в октаве есть 12 возможных ступеней, основные и полутона. Но только 7 из этих ступеней обычно используются в данной песне. 7 нот, являющихся основой для данной песни, определяют тональность, и есть определенные правила, относительно которых они могут использоваться. Например, типичная западная песня в тональности D будет строиться на нотах Ре, Ми, Фа диез, Соль, Ля, Си и До диез; в аккомпанементе будут встречаться аккорды, построенные также на определенных ступенях.
В арабской и турецкой музыке
maqam, как и западный ключ, использует только отобранные ноты из полного диапазона возможных жоступных нот. Но
maqam оказывает определенное влияние на окончательный результат. Обязательны отходы от мелодии, основанные на некоторых нотах данной тональности и некторой тенденции движения. Так что песня, написанная в данном
maqam, не должна использовать только специфические ноты этого
maqam, а должна также включать и отходы от основной мелодии для этого
maqam в линии мелодии песни.
Полутона и четвертьтона
В западной музыке музыкальные ноты - обособленные полутона. Например, на стандартном западном фортепиано или клавесине каждая белая и черная клавиша представляют одну из 12 возможных нот, которые могут использоваться в западной музыке, и каждая - на полтона выше, чем клавиша, смежная с ней слева.
Однако многие (не все, конечно) средневосточные песни используют четверти тона. Это звук, который существует на полпути между двумя смежными клавишами на западном фортепиано. Так, вместо наличия 12-ти возможных нот, используемых для основания тональности, восточная музыка имеет вдвое больше возможных нот, чтобы использовать их в написании
maqam. Было бы невозможно играть средневосточную песню,которая использует четвертьтона на многих западных инструментах типа фортепиано, труб и саксофонов, потому что некоторые ноты просто не имели бы соответствующих клавиш или комбинаций пальцев - они должны попадать между двумя смежными нотами.
Аккорды Западная музыка широко использует аккорды, которые построены из нот согласно некоторым правилам в той тональности, в которой написана песня. Классическая музыка из Европы опирается на аккорды. Типичная песня, предназначенная для хора, часто помещает сопрано, альт, тенора и бас каждого на различной ноте аккорда.
Традиционная средневосточная музыка не использует аккорды. Если инструментов много - один из них будет вести основную мелодию, в то время как другие будут вести вариации (или отходы от мелодии), усложнения ритма. Например, один инструмент держит ноту основной линии мелодии, а другой в это время дает небольшую трель. Эта концепция знакома западным музыкантам, имеющим опыт игры в ансамбле, потому что в оркестре и джазе часто используются те же методы.